урок ИЗО в 1 классе "Тёплые и холодные цвета"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Денежко Ольга Ивановна

Данный урок имеет межпредметные связи с окружающим миром, технологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc47 КБ
Файл analiz_uroka_izo.docx24.9 КБ
Файл raduga.docx39.53 КБ
Файл urok.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме "Теплые и холодные цвета"

  • Денежко Ольга Ивановна, учитель начальных классов

Разделы: ИЗО

Цель: ознакомление с разнообразием различных цветовых пятен, подбор тёплой и холодной цветовой гаммы.

Задачи: 

  • Обучение детей составлению тёплой и холодной гаммы цветов.
  • Заполнение подобранными цветами необходимых поверхностей изображаемого рисунка.
  • Развитие фантазии и мышления в составлении творческой композиции “Новогодняя игрушка” из разнообразных форм, линий и пятен.
  • Формирование эстетического отношения к изобразительному искусству.
  • Получение знаний и обогащение духовного мира учащихся.

Оборудование: методическое пособие “Цвета радуги”, методическое пособие “Тёплые цвета”, методическое пособие “Холодные цвета”, фотографии природы в различных её состояниях “Осень-Зима”, репродукции с картин художников, “Радуга”.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новой и очень интересной темой, которая называется: “Тёплые и холодные цвета”. Но перед изучением данной темы, давайте с вами вспомним, а какие цвета вы вообще знаете? Какие виды цветов мы изучали на прошлых уроках?

Дети: основные и дополнительные цвета.

Учитель: Правильно! Это основные и дополнительные цвета. Это синий, жёлтый, красный, зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет. Ребятки, я открою вам один большой секрет: эти цвета существуют у нас в природе, только, к сожалению, нам не так часто удаётся их встретить. А может кто-то из вас уже встречал эти цвета в природе? Не кажутся ли вам они очень знакомыми?

Дети: похоже на радугу!

Учитель: Конечно, радуга! А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание поучаствовать в мини-конкурсе: Раскрась радугу.

Задачи и условия конкурса: перед вами находится радуга, но, к сожалению, она пока пуста и не имеет характерных для радуги цветов. Я предлагаю вам вспомнить, в какой очерёдности находятся каждый из цветов радуги и раскрасить её правильно. Берём кисти и краски, и конкурс начинается!

Учитель:

Молодцы ребята! Вот какие замечательные радуги у нас получились! Следующий наш конкурс называется “Тёплое и холодное”. Обратите внимание, перед вами находятся множество различных предметов, которые нам с детства очень знакомы. Ваша задача: подумать и разделить предметы на две группы. Первая – включает в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Тёплым цветам”. Вторая – должна включать в себя предметы, которые по своей цветовой гамме относятся к “Холодным цветам”. Будьте предельно внимательны и не ошибитесь. Три – четыре, поехали! (Конкурс начинается)

Учитель:

Замечательно! Молодцы! Вы, как всегда, очень организованны и правильно отвечаете на данный конкурс. Все предметы разложены правильно и соответствуют данной группе. Но далее нас ожидает следующее задание! (Преподаватель развешивает перед детьми репродукции, на которых изображены осень и зима)

Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти репродукции. Как вы думаете, какие из них состоят из тёплых цветов, а какие из холодных?

Дети: Зима-холодная, осень - тёплая.

Учитель: Верно! Осень - тёплая, а зима - холодная. А почему вы так решили?

Ученик: Осень похожа на солнышко, а зима на лёд и холод.

Учитель: Да, ваши внутренние ощущения вам подсказывают правильно. Ведь глядя на оранжевый, красный, жёлтый цвета действительно становится тепло. А синий цвет, фиолетовый, голубой нас просто замораживают. А как же поэты и писатели описывают эти времена года? Ведь порой словом рассказать гораздо труднее, чем кистью. Давайте послушаем…

Учитель: Выпал снег. Чистой, белой скатертью накрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес… Кружевными белыми арками, согнулись стволы молодых берёз…

Красиво, правда? Автор сравнивает лес с чем-то живым, одухотворённым. А сейчас послушайте стихотворение, в котором также звучат строки, описывающие это чудесное время года.

За моим окошком
Сказочные ели:
На ветвях зелёных
Тихо спят метели,
Лихо скачут белки,
Поползни снуют,
О зиме синицы
Песенки поют.

В этом стихотворении автор выразил все свои чувства и эмоции, которые переполняли его поэтическую душу. А вот следующее стихотворение Александра Трифоновича Твардовского посвящено другому времени года и с помощью него можно полностью выразить все свои чувства, которые мы испытываем при взгляде на другую репродукцию, находящуюся перед нами.

Плывут паутины
Над сонным жнивьём,
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся сёла
Ко Дню урожая.

А.Т. Твардовский

Учитель: замечательное стихотворение, правда, ребята? А все ли слова в этом стихотворении были знакомы?

Ученик: а что такое слово жнивьё?

Учитель: молодец ________! Ты оказался очень внимательным! Слово жнивьё – это диалектное слово. Его употребляли в своём обиходе крестьяне. А слово это означает – поле, где сажали хлеб.

Ученик: а что означает слово зябь?

Учитель: умница, ____________! Ты тоже внимательно слушала стихотворение!

Слово зябь также относится к диалектным словам, то есть к словам, которыми пользуются или пользовались люди, проживающие в определённой местности. Эти слова также можно назвать местными. Зябь – это поле, вспаханное с осени для посева яровых, то есть хлебов, которые сажали осенью.

- Посмотрите, вот цветовые гаммы тёплых и холодных цветов (на слайде). Проверьте, нет ли ошибок на доске в группах предметов, которые вы расположили.

Учитель: ну а теперь вам предстоит выполнить задание. Оно заключается в следующем: нужно нарисовать с помощью цвета (теплых или холодных оттенков) свою творческую композицию “Новогодняя игрушка”. Выберите игрушку на своё усмотрение и с соответствием с вашими способностями. Мальчики, раскрасьте игрушку в холодных цветах, а девочки – в тёплых цветах. Удачи!

По завершении работы организуется выставка детских работ, выявляются лучшие

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6 с. Солдато-Александровского Советского района»

Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 1 классе

по теме:

«Тёплые и холодные цвета»

                                                                Разработала и провела:

                                                                      учитель начальных классов

                                                Денежко О.И.

декабрь, 2015-2016 учебный год                                                                                           



Предварительный просмотр:

Анализ открытого урока по изобразительному искусству в 1 классе

Краткая психолого - педагогическая характеристика класса

Данный урок проводился в 1-а классе. В классе 27 учеников (13 девочек и 14 мальчиков). Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Ребята в данном классе очень эмоциональные, все ребята живые и подвижные. Обучение идет по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор программы Б. Неменский.

На данном уроке учащихся овладевают следующими  УУД:              

  • Регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных слов) слов;

-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную;

  • Познавательные УУД:

-выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

  • Коммуникативные УУД:

-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

  •      Личностные УУД:

-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и своей работы.

 

Эти особенности учащихся были учтены при постановке целей и планировании урока.

Тема урока:

«Тёплые и холодные цвета»

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

  • Образовательные:
  • Обучение детей составлению тёплой и холодной гаммы цветов;
  • учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
  • формировать умение выразительного использования в коллективной работе: цвета композиции, подбор тёплой и холодной цветовой гаммы.
  • Развивающие:
  • развивать эстетический вкус учащихся;
  • Развитие фантазии и мышления в составлении творческой композиции «Новогодняя игрушка» из разнообразных форм, линий и пятен.
  • Воспитательные:
  • Получение знаний и обогащение духовного мира учащихся;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к природе.

Использовала на уроке презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал для оформления композиции «Новогодняя игрушка».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа, практическая работа.

Используемые технологии:

  • информационные;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые.

Используемые методы:

  • иллюстративно-наглядный;
  • словесный;
  • самоорганизация;
  • рефлексия.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • карточки с изображениями предметов;
  • карточки с изображениями  новогодней игрушки.

После урока учащиеся смогут:

  • применять знания, полученные на уроке на других предметах (окружающий мир, литература);
  • применять навыки работы в цвете необходимой гаммы на других занятиях ИЗО, технологии;
  • быть толерантным.

      Учитывая формируемые УУД и поставленные перед учащимся задачи, я выбрала следующие  методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации, объяснительно-иллюстративный, исследование (анализ фактов, обобщение), решение творческой задачи.

Так же я учла и специфику предмета, поэтому форма работы была фронтальная (практически на всех этапах урока) и индивидуальная (во время практической работы).

      Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

      На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через нетрадиционное приветствие (стихотворение), а так же разгадывание загадки о радуге.

     

      Данный урок имеет межпредметные связи с окружающим миром, технологией.

Этапы урока:

1.Организационный этап.
Дид. цель: Самоорганизация к деятельности (обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию); напоминание правил техники безопасности.

2. Работа над темой урока. Мотивация учебной деятельности.

Дид. цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

3. Актуализация и открытие новых знаний.

Дид. цель: Дать учащимся конкретное представление о тёплых и холодных цветах. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к обобщению знаний. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

4. Физминутка

Дид. цель: Восстановление физических и духовных сил ученика.

5. Самостоятельное выполнение работы. Украшение работы.

Дид. цель: Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

6. Итог. Рефлексия. Выставка работ.

Дид. цель: Подвести итоги урока. Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, показать типичные недостатки в знаниях и навыках.

      Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где достаточно времени отводилось на практическую часть.

Для проведения практической части урока заранее были подготовлены шаблоны, что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся.

      Тип урока комбинированный. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). В начальных классах, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. Поэтому для полного достижения поставленных целей я выбрала именно этот тип урока.

      Приобщаясь к истокам художественной культуры дети открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

      На мой взгляд, удачно выстроен этап «Мотивация учебной деятельности». Я учла возрастные особенности младших школьников и использовала картинки с изображениями различных предметов самых разнообразных цветов (у каждого ученика на столе уже лежала такая карточка). Детям было предложено распределить «свои» картинки в одну из групп: холодную-тёплую по своим личным ощущениям.  Дети были замотивированы на дальнейшую работу. На этом этапе я использовала элементы проблемного урока, мне хотелось, чтобы дети сами (при небольшой помощи учителя) озвучивали тему и цель урока. У меня это получилось.

      Следующий этап «Актуализация и открытие новых знаний». На этом этапе мы использовали метод исследования и сравнения. Здесь нам пригодились репродукции картин И.И. Шишкина с изображением осеннего (в тёплых цветах) и зимнего (в холодных цветах) пейзажей, что детям данного возраста ближе и понятней. Хорошо вписались в структуру урока стихотворения А.Т. Твардовского о временах года. Была проведена параллель между способами изображения природы и передачи чувств: словом и кистью. Мы с детьми анализировали, обобщали информацию о теплых и холодных цветах. Таким образом, дети самостоятельно  выполнили проверку своей предыдущей работы – нашли картинки, которые оказались не в своей группе и определили их в подходящие группы. Это дает прочный результат усвоения новых знаний. Применяла наглядность (надписи, слайд на экране), перед детьми была информация, необходимая для данных этапов.

      Переход к практическому этапу осуществлялся при помощи слайдов, на которых показаны группы разных цветов в тёплой и холодной цветовых гаммах. Таким образом, мне хотелось поддержать интерес детей к уроку. Чтобы не было эмоциональной и физической перенагрузки, я провела физкультминутку. Физкультминутка прошла живо, эмоционально. Здесь так же были учтены особенности урока, его темы (новогодней) и привязанности данного возраста.

      При подведении «Итогов урока. Рефлексии» я использовала проведение выставки работ детей, которые они же сами прикрепляли к уже имеющимся картинкам на доске по группам. Данная система оценивания позволяет повысить самооценку учащихся, даже если работа, по мнению учащегося, выполнена не совсем удачно. На этом же этапе дети сами решают, добились ли они поставленной цели. И, как правило, видя результат своей работы, своих одноклассников,  дети считают, что да. Это дает массу эмоций, самоутверждения и самовыражения.

      Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Все этапы урока работали на главный этап «Практическая работа». Я тщательно подошла к выбору ТСО и наглядных пособий, исключив все лишнее. Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, спокойная. Общение учащихся и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в сотрудничестве друг с другом.

       Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошей мотивации, смены учебной деятельности, правильным подбором наглядности, доступной возрасту информации. О результатах урока можно судит по работам учащихся. Рисунки получились яркие, красочные. Мне удалось справиться с поставленными задачами.



Предварительный просмотр:

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/a8/b7/ab/a8b7ab734621a4684781f47c429f3e7a.jpg

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/a8/b7/ab/a8b7ab734621a4684781f47c429f3e7a.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Тёплые цвета Холодные цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Салют Победы. Тёплые и холодные цвета".

Презентация помогает учащимся представить себе картину войны от самого начала и до конца, способствует воспитанию патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам и участникам войны и труда,...

урок ИЗО "Цветоведение. Тёплые и холодные цвета"

Тема занятия: «Цветоведение. Тёплые и холодные цвета». Форма занятия: «Путешествие в страну «Разноцветья»». Участники занятия: обучающиеся 7-10 лет. Цель: ознакомление обучающихся с осн...

Урок изобразительного искусства "Теплые и холодные цвета"

Цели урока: познакомить учащихся с отдельными произведениями живописи, дать понятие теплые и холодные цвета,развивать навыки работы кистью...

Технологическая карта урока по теме: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного"

Тема: Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.Цели урока: знакомство с палитрой теплых и холодных цветов.Задачи урока:·         Дать понят...

Конспект урока изобразительного искусства: "Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра»Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: создание условий для формирования ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного» (УМК "школа России", 2 класс)

Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с палитрой теплых и холод...