Статья: "Обучение младших школьников способам общения"
статья по теме

Золотникова Анастасия Александровна

То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству. Из этого следует, что общение является специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, также в общении реализуются социальные отношения людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников способам общения

А.А. Золотникова

То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству. Из этого следует, что общение является специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, также в общении реализуются социальные отношения людей.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей школьного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей.

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: В.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурии, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.

Существует много определений общения. По мнению А.А. Леонтьева,  общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). М.И. Лисина считает, общение – это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Возрастные различия внутри детского типа общения проявляются в том, что в 1, частично во 2 классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой, а во 2-3 классах в нем в довольно большой мере присутствует общественная деятельность. Со второго полугодия 2 класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения. Расширяется тематика разговора детей друг с другом, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры (в том числе игрушки, имеющиеся в доме), кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события (преимущественно у девочек). Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно. Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.

По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на 2 группы: ориентированных на общение дома и в школе; ориентированных на общение на улице. У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы. Для них характерен более широкий круг общения. Они больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных мероприятий (походов кино, парк и т. д.), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами разного возраста. Для детей, ориентированных на общение дома и в школе, свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием. Они читают, рисуют, выпиливают, выжигают, лепят из пластилина и т. д. В уединении младшие школьники фантазируют и общаются с вымышленными партнерами. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей [1, с.99].

Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги.

Объект внимания. Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить: настроение своего объекта; последовательность действий объекта; угадать, за кем наблюдает объект. Проследить, как он делает это и маскирует слежку. На наблюдение дается 5 минут. Дети расходятся по комнате, им предоставляется полная свобода действий. После этого дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях: кто заметил наблюдающих, воспроизводят действия своего объекта и т. д. В результате данного тренинга развивается внимание, можно проследить предпочтения детей при выборе партнера в общении (выберет объектом того, кто интересен) и т. д.

Выбери партнера. Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Формирование навыков невербального общения.

 Групповой рассказ. Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях. Упражнение на сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

 Комплимент. Комплимент - это любезные приятные слова, похвала, лестный отзыв, одобрение внешности, поступков, характера, действий. Доброе отношение к человеку, видение в нем лучшего. Детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств. Упражнение на развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность; формирование значимости для ребенка мнения окружающих и т. д [3,с. 64].

Игра «Однорукие». Групповое задание с неопределенными правилами вырабатывают умение договориться, «содействовать». Игра «Однорукие» способствует и развитию мышления. Если игра выходит на уровень межгруппового взаимодействия, то дети учатся обращаться друг к другу за помощью. При этом скорее всего дети будут обращаться не к другим группам, не друг к другу, а к учителю. Поэтому задача учителя – перевести обращение к другим группам, которая не решается на одном уроке. Но организуя взаимодействия между группами, это следует постоянно иметь в виду. Каждая группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета), раскладывает весь набор посередине. Всего необходимо 22 фигуры, по два каждого цвета. Учитель предлагает детям представить, что все они однорукие. Затем учитель дает группам задания по сборке различных конструкций. Например, построить дом, посадить дерево, собрать птичку. Если «одноруким» не хватает для сборки одной руки, они поднимают знак вопроса, спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает рук, они поднимают два знака вопроса.

Таким образом, важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; спокойно разговаривать. Младший школьник  должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Список использованной литературы

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 2010. – 184 с.

2. Буева, Л.П. Человек, деятельность и общение / Л.П. Буева. – М., 2012. – 218 с.

3.. Неупокоева, Н.М. Коммуникативная культура педагога. Психотренинг / Н.М. Неупокоева. – Курган, 2013. – 84 с..

4. Цзен, Н.В. Игры и упражнения / Н.В Цзен, Ю.В. Пахомов. – М., 2014– 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пробуждение и поддержание устойчивого интереса у младших школьников к общению на английском языке»

Опыт работы по проблеме «Пробуждение и поддержание устойчивого интереса у младших школьников к общению на английском языке»...

Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".

В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....

Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)

Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизнен...

Обучение младших школьников способам общения

Статья о способах общения учащихся, с описанием различных игр , которые позволят научить детей общаться друг с другом....

Обучение младших школьников способам общения

Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восп...

«Электронная почта и страница в социальной сети «Вконтакте» -один из способов общения с родителями школьников»

В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу....

Статья "Обучение младших школьников английскому языку в общении"

       Общаться- это не значит задавать вопрос, ответ на который уже известен, а напротив, спрашивать, потому что не хватает сведений ,или желая подтвердить  то или ино...