Программа учебного курса «Хочу всё знать»
рабочая программа (4 класс) на тему

Конева Татьяна Григорьевна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vsyo_znat.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Программа учебного курса «Хочу всё знать»

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

Цель курса «Хочу всё знать»:
развитие познавательных универсальных учебных действий:

Задачи:

- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

-  организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем  в чьей-либо профессиональной или социальной роли, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации.

Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.

Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий.  При работе над жизненными задачами создаются предпосылки для освоения познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

 Описание места курса в учебном плане

     В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования объём учебного времени составляет 3 класс -1 час в неделю, 34 часа в год, 4 класс -2 часа в неделю, 68 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

     Одним из результатов обучения  является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

     Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

     Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

     Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

     Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

     Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

     Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

     Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

     Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

     Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

                                                  Регулятивные УУД

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-  проговаривать последовательность действий на уроке;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

                                               Познавательные УУД

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;

                                            Коммуникативные УУД

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- выразительно читать и пересказывать текст;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

в 3 кл.

Кол-во часов

в 4 кл.

1

Вводное занятие

1

1

Математика

2

Решение различных видов задач. Схемы задач

2

4

3

Таблицы

2

4

4

Диаграммы

2

4

5

Решение геометрических задач

2

4

6

Логические задачи

2

4

Русский язык-чтение

7

Работа с текстом. Умение вычленять и использовать информацию с текста

2

4

8

Корректировка текста

2

4

9

Знакомство с новыми частями речи (или их форм) на основе обнаружения и грамматических особенностей

2

4

10

Текст - рассуждение

2

4

11

Текст – описание

2

4

Окружающий мир

12

Природные зоны

2

4

13

Материки

2

4

14

Моря и океаны

2

4

15

Работа с глобусом и картой

2

4

16

Комплексные проверочные работы

5

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего отдыха "Хочу все знать!"

Программа интеллектуально-познавательного направления. Отряд "Любознайки". Целевая группа - дети 8-9 лет....

программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

в программе содержится тематическое планирование проектной деятельности "Хочу все знать"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

       Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....

Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

Программа внеурочной деятельности научного общества учащихся  "хочу все знать " для 2 класса...

Программа дополнительного образования "Хочу всё знать".

Данная программа расчитана на детей 8 - 9 летнего возраста и направлена на развитие поисково - познавательной  деятельности. Реализация данной дополнительной образовательной программы расчитана н...

Программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Программа по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А., содержит пояснительную записку;  цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно-...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Хочу все знать!» для обучающихся 1-4 классов

В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об...