Описание опыта работы
методическая разработка на тему

slepneva

Актуальность. Общая тенденция развития современного  материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится стилем жизни современного человека. Современное образование ориентирует педагогов на использование  педагогических технологий, нацеленных на формирование у нового поколения способности к самостоятельному поиску решения поставленных задач. Следует отметить, что существует достаточное количество современных  технологий обучения, рассчитанных  на умение учащихся учиться самостоятельно.  Одной из таких технологий  является проектная деятельность. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»

Спасского муниципального района Республики  Татарстан

Опыт работы:

«Применение проектной деятельности  на уроках английского языка в начальной школе как средство  повышения эффективности учебного процесса».

Слепнева Надежда Александровна

учитель английского языка

МБОУ «Трёхозёрская СОШ»

Три Озера, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ        3

I ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ        5

1.1Теоретические основы проектной методики….…………………………….5

1.2 Хараткеристика  метода проектов …………………………………………..6

1.3 Технология проектирования в  работе учителя английского языка……..10

II ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………….13

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...........................................19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ        20

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………….. ………………21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Общая тенденция развития современного  материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится стилем жизни современного человека. Современное образование ориентирует педагогов на использование  педагогических технологий, нацеленных на формирование у нового поколения способности к самостоятельному поиску решения поставленных задач. Следует отметить, что существует достаточное количество современных  технологий обучения, рассчитанных  на умение учащихся учиться самостоятельно.  Одной из таких технологий  является проектная деятельность. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС.

Можно с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке. 

Проектная деятельность позволяет создать на уроке и во внеурочной деятельности исследовательскую творческую атмосферу, когда  каждый учащийся вовлечен в активный познавательный процесс на основе сотрудничества. Учащиеся сами определяют, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. В данной работе очень важна роль преподавателя, который определяет учебные задачи, оказывает помощь учащимся, не предлагая готовых решений. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Наиболее реальный путь – это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде.

Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку. Кроме этого изучение проектной методики видится автору исследования необходимым для его эффективного использования в своей будущей педагогической деятельности.

Объект. Современные педагогические технологии на уроках английского языка.

Предмет:  использование проектной деятельности  в обучении иностранному языку.

Цель: изучить пути повышения эффективности обучения на уроках английского языка через  использование современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Гипотеза: Если в процессе обучения иноязычной  речи систематически развивать навыки проектной деятельности, то это позволит повысить эффективность обучения.

Задачи:

  1. Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по вопросам организации проектной деятельности в школе.
  2. Выявить особенности использования метода проектов при обучении иностранным языкам.
  3. Внедрить  полученные теоретические сведения в практику преподавания.      
  4.    Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности.                          
  5. Проанализировать  практическую  ценность проектного метода обучения и включить его в систему работы.

Глава I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

1.1. Теоретические основы проектной методики

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. По определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути». 

Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);

- творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);

- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.

1.2. Характеристика метода проекта

Методика проектов - это путь наиболее элективного использования изученного материала. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество активность.

Метод проектов, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения. Он позволяет научить учащихся самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать совместно в группе и паре, анализировать итоги своей работы. С другой стороны, он позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.

Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут текст и т.д.

Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.

Меняется роль учителя:  не контролируется и не направляется каждый последующий шаг работы ученика, а больше внимания уделяется процессу мотивации обучения. Ученик превращается в собеседника, партнера, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Дети учатся ставить перед собой реальные цели и достигать результата.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка

 Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка».

Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями и компьютером.

1.3 Технологии проектирования  в работе учителя английского языка

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включены в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.

Проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков.

Социальные: Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Коммуникативные: учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Мыслительные: Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.

Исследовательские: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную деятельную практику школы необходимо помнить, что наряду с преимуществами работа проектом содержит определенные трудности.

1. Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
2. Нелегкое дело – и оценка проектной работы. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической направленности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
3. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
4. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
5. Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы – взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения – основываются на действии, они должны быть «прожиты».
6. Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Каждый проект - часть души ребенка. Каждый школьник защищает свой проект. Подготовка и защита проводятся на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С первых же уроков начальной ступени обучения стремлюсь так организовывать работу учащихся на уроке английского языка, что бы  способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

 В практике    проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов: творческие, информационные, исследовательские, издательские.

В качестве примера творческих проектов, предлагаемых на 1-м году обучения, хотелось бы привести следующие:

  • Изготовление именных значков (Making name badges) по теме “Hello”. Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать “Hello, I’m …” в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;
  • Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.

Как видим, целью этих работ является изготовление полезных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни. Кроме того, продукт проекта младшие школьники могут использовать для игры. Например, проект “Изображение силуэта” (“Making a silhouette of yourself”) по теме “Family and friends”. Эту работу ребятам предлагается выполнить в парах. Сначала выбирается пара, которая демонстрирует изображение силуэта в профиль, при этом ребята поочередно меняются ролями. Затем дети вырезают каждый свой силуэт и вывешивают в классе, сопровождая подписью — вопросом “Who’s this?” Далее школьникам предлагается отгадать кому принадлежит силуэт. Выполняя работу, дети учатся сотрудничать и развивают умение взаимодействовать друг с другом.

Что касается исследовательских проектов, то на 1-м году обучения они могут быть следующие.

Детям дается задание проинтервьюировать друг друга по цепочке по теме “Дни рождения” (“Birthdays”) с последующим заполнением таблицы. После получения ответа на вопрос “When is your birthday?” дети записывают имена опрошенных в соответствующем секторе таблицы (“Кусочек пирога”). Позже подводятся итоги: сколько ребят празднуют день рождения в каждом месяце года. Младшие школьники могут также провести исследование о вкусах и предпочтениях в еде по теме “Food”, выполняя групповой проект. В результате опроса ребята заполняют таблицу (можно в виде тарелки). Роль учителя — убедиться, что названия продуктов ученикам знакомы, в последующем следить за работой, не прерывая, а только корректируя правильность произношения и интонацию вопросов. По окончании работы подводятся итоги. Графическое оформление и дизайн таблиц для внесения статистических данных должны учитывать возрастные особенности учеников. Таблица должна привлекать внимание детей, помогать сохранить в памяти смысл того, что нужно воспринимать и вызывать желание работать. Подобные проекты развивают у младших школьников поисковые умения (умение запрашивать информацию, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи).

Когда дети становятся старше, задания в рамках проекта для них следует усложнять. Очень удачный вариант — введение межкультурного компонента.  Например, изучая досуговую деятельность английских сверстников, ребята могут изготовить большую карту Великобритании и прикрепить принесенные картинки, фотографии, вырезки, сувениры к различным участкам на карте. Также дети могут принести собственные фотографии и провести демонстрацию своей досуговой деятельности на основе карты своего региона.

Примерами творческих проектов на 2-м и 3-м году обучения также могут быть “Планирование уголка английского языка” (по теме “My classroom”), где им предлагается принести различные предметы (книги, сувениры, продукты с наклейками на английском языке) и представить их в классе. И еще один вариант творческого проекта для данной возрастной группы - составление меню для идеального ресторана, где готовят свою любимую еду: 1) закуски (Starter), 2) основное блюдо (Main course), 3) десерт (Dessert). Кроме того, ресторану нужно дать название.

Что касается исследовательских проектов, то их задача на 2-м, 3-м году обучения усложняется. Например, в рамках темы “Our class” (наш класс) дети изучают количественный состав класса по разным признакам: 1) девочки и мальчики, 2) цвет волос, 3) цвет глаз, 4) любимые цвета. Для подсчета результатов выбирается 4 помощника. Таким образом, закладываются навыки обработки статистического материала.

На 3-м году обучения целесообразно развивать такие коммуникативные навыки как умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, кроме того, параллельно нужно развивать презентационные навыки, такие как навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления. Кроме того, дети учатся оценивать работы своих товарищей. В этой связи примечателен следующий проект, связанные с рекламированием.

Приведу примеры проектов, которые были реализованы с учащимися 3 класса в этом учебном году. После изучения темы «My happy family» дети работали над информационным проектом «My family». Учащимся было интересно составлять генеалогическое дерево, придумывать небольшие рассказы о членах своей семьи, вспоминать семейные традиции, рассказывать о домашних питомцах.

Изучение темы «Food» вызвало у детей желание разработать исследовательский проект  на тему «Food basket». Дети составляли две корзины: с полезными продуктами и вредными продуктами, загадывали загадки о продуктах питания, составляли рекламу полезного продукта, составили альбом «Vitamins» и коллаж из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания. Кроме образовательных и развивающих задач  у учащихся формировалось чувство ответственности за своё здоровье, интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания; бережное отношение к народным традициям питания.

Выполнена творческая проектная работа “My calendar”. Суть его состоит в составлении календаря интересных занятий и увлечений. Предварительно дети изучили  информацию о происхождении названий дней недели и месяцев в английском календаре, особенностях английского календаря, значимых праздниках для английских школьников. Затем подобрали картинки интересных спортивных занятий, трудовой деятельности по временам года, возможных увлечений и хобби, составили список интересующей их литературы английских писателей. Календарь украсили  рисунками и иллюстрациями.  Таким образом, мы развиваем в детях такую важную компетенцию как межкультурную, развиваем в них толерантность, культурную грамотность.  

В рамках подготовки к фестивалю «Языки не знают границ» успешно осуществляется творческая самореализация при работе над проектом «Белоснежка и семь гномов». Разработка проекта включает подготовку к драматизации сказки (диалоги и песни), создание костюмов и реквизитов.

Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учитывать, что:

  1. Существуют возрастные и психологические особенности детей.
  2. Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.
  3. Задания должны усложняться в зависимости от возраста.
  4. Обязательно включение межкультурного компонента.

На своих уроках я сочетаю метод проектов с использованием ИКТ, т.к. считаю, что в настоящее время это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая осуществить деятельностный подход в обучении,  успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции моих учеников.

В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками, ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, создателя рекламы, дизайнера. Ну и, наконец, спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем, и о которых было сказано выше, позволит будущим выпускникам стать самодостаточными, востребованными и успешными. 

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.

Проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем системно – деятельностному подходу,  который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.

Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на их опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления. 
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf.

2.Веремееева О.В Проектная деятельность на уроках английского языка[Электронный ресурс] // Gigabaza.ru.

3.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000.

4.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. [Текст]/ А.С. Сиденко // Завуч, 2003. – № 6. - C.96-111.

5. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //ИЯШ,2010.- № 3. – C.41-46.

6.Трубанева, Н.Н. Использование метода проектов [Текст] / Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. – Обнинск: Титул, 2001. – С. 68-76

7.Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. [Текст] // Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. - № 3. – C. 46-48

Приложение 1

Пример использования метода проектов во 3 классе.

Тема «Food»

Проект «Food basket»

Характеристика проекта.

Исследовательский

По продолжительности – краткосрочный (2 урока).

По предметно-содержательному аспекту – межпредметный (информатика, изо, окружающий мир).

По характеристике контактов – внутренний (учащиеся одной группы).

Задачи со стороны учителя:

  1. Повышение интереса к изучению английского языка.
  2. Повышение мотивации учащихся.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Активизация изученных лексических единиц.
  5. Расширение лексического запаса за счет знакомства с новыми словами.
  6. Пропаганда здорового образа жизни и здорового питания.

Развитие универсальных учебных действий.

Личностные:

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие самостоятельности;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- формирование установки на здоровый образ жизни.

Регулятивные:

- целеполагание – постановка цели и задач;

- планирование – составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что сделано, осознание качества выполнения работы.

Познавательные: 

1) Общеучебные универсальные действия:  

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2) Логические универсальные действия:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез;

3) Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этапы работы над проектом.

  1. Поисковый.

Определение тематического поля, выбор темы, выдвижение гипотез, определение цели и задач проекта.

- Определение тематического поля: изучаемая тема « Food».

Дети предложили следующие темы: “Food I like”, “Favourite food in my family”, “Fast food”, “Healthy food”, «Food basket» (используемый прием «Мозговой штурм»).

- Выбор темы: самая актуальная тема “Food basket»” (используемый прием «Наводящие вопросы»).

- Выдвижение гипотезы: Люди мало знают о здоровом питании, мало едят здоровую пищу (используемый прием «Наводящие вопросы»).

- Определение цели: Пропаганда здорового питания.

- Определение задач:

1) узнать больше о здоровом питании;

2) узнать, какая еда полезна для здоровья;

3) рассказать о пользе здоровой пищи;

4) познакомить одноклассников и других учащихся школы с едой полезной для здоровья.

2.   Аналитический.

Алгоритм подготовки материалов проекта:

  1. Найти картинки здоровой пищи.
  2. Найти информацию об этой пищи или блюде.
  3. Выделить и запомнить (записать), почему это еда полезна.
  4. Найти название на английском, записать его.
  5. Распечатать или нарисовать рисунок.
  6. Сделать подпись на английском языке.
  7. Быть готовым рассказать о пользе продукта на русском языке.
  8. Принести картинку или рисунок в класс.
  9. Составить  альбом «Витамины»
  10. Составить  коллаж из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания

Источники информации:

- интернет

- библиотека

- родители

- книги дома

- журналы

- газеты

- реклама

Продукт проекта: постер.

  1. Практический.

Осуществляется самостоятельная работа учащихся по разработанному алгоритму.

  1. Презентационный.

Каждый ученик приносит в класс картинку с названием блюда на английском языке и рассказывает о пользе этого продукта на русском языке. Все картинки наклеиваются на ватман и получается постер “Healthy food”. Постер вешается в кабинете для ознакомления других учащихся.

  1. Контрольно-рефлексивный.

Следует похвалить учащихся за проделанную работу.

Проводим рефлексию: вспоминаем поставленные цель и задачи, определяем, достигнуты ли они. Следует попросить учащихся поделиться впечатлениями, рассказать, что им понравилось больше всего, что показалось самым трудным.

Поблагодарить учащихся.

Приложение 2

Анкета по итогам работы над проектом

1. Понравилось ли тебе работать над проектом? ___________

2. Если да, то почему?

а) интересная тема                

б) понравилась работа в группе)

в) потому что это необычная работа      

г)______________________________ (твой вариант)

3. Активно ли ты работал (а) в проекте?

а) да          

б) не очень                  

в) нет

4. Хотелось бы тебе сделать еще какой-то проект по английскому?

а) да          

б) нет                  

в) пока не решил (а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....