Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 1 класса с ОВЗ
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Устная речь» составлена основании следующих документов:

1.    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273

2.    Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( II вариант)

3.    Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования

4.    Программа для 0 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  3-е издание, исправленное     под редакцией И. М. Бгажноковой. Москва «Просвещение» 2011 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Устная речь» составлена основании следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273
  2. Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( II вариант)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
  4. Программа для 0 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  3-е издание, исправленное     под редакцией И. М. Бгажноковой. Москва «Просвещение» 2011 год.

Пояснительная записка.

Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи раздела «Устная речь»:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Подраздел «Аудирование» включён в программу 0— 4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе и др.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т. д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» (0—4 классы) ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» (0—4 классы) определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура общения» (0—4 классы). Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.

Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-балльной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо — очень хорошо — отлично». При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

1 «Б» класс»

(99 часов   3 ч в неделю)

Аудирование.

Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): «Сядь за парту», «Положи книгу на парту», и т.д.  Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: У-у-у – в горку санки я везу. Я-я-я – это все моя семья (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинки)

Выбор из двух картиной той, которая соответствует высказыванию. У Лены шар. У Риты шары.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность.

Дикция и выразительная речь.

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Практическое различение громкой и тихой речи.  Игровые упражнения  с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака).

Подготовка речевой ситуации и организация высказываний.

Лексический темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказки», «Я дома», «Мои товарищи в классе», «Я в мире сказок».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Отгадайте, что в моем ранце», «Мне нужна помощь», «Разноцветный сундучок», «Веселый оркестр», «Терем-теремок», «Мы обедаем», «Я помощник», «Спокойной ночи», «Доброе утро», «Знакомство во дворе»,  «Покупаем школьные принадлежности», «Зимняя прогулка», «Готовимся к празднику», «В магазине игрушек»,

Называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем)

Составление предложений с отработанной лексикой с помощью учителя, с опорой на картинку.

Слушание сказок, Рассказывание детям коротких простых рассказов и работа над пониманием их содержания путём разыгрывания на игрушках.

Культура общения.

Знакомство с учителем и одноклассниками. Называние друг друга по имени, учителя по имени и отчеству. Основные этикетные формы приветствия и прощания: называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините: повторять за взрослыми фразы: «Можно войти (выйти)», «Можно идти», «Можно сесть» и т. п. при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны уметь по произнесённой фамилии показывать учеников и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен заставлять повторять за ним отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).

  • Выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
  • Показывать и называть хорошо знакомые  предметы и соотносить их с картинками;
  • Здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
  • Называть своё имя и фамилию;
  • Участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.