Конспекты уроков
план-конспект урока на тему

Северина Светлана Владимировна

Планы и конспекты уроков по литературному чтению, обучению грамоте, окружающему миру, русскому языку в 1-3 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany_-_konspekty_urokov_._1-3kl.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема. Н. Н. Носов. « Федина задача ».

   Цели урока: познакомить детей с рассказом Н. Носова; прививать

интерес к чтению; развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать логическое мышление, память и внимание, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

   Оборудование: герой сказки Н.Носова Незнайка, карточки для самостоятельной работы учащихся.

                                       Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

- Незнайка:

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Незнайка! Вспомнили меня?

- Какие книжки вы про меня читали? («Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе», «Приключения Незнайки и его друзей»).

- А кто автор сказок обо мне и моих друзьях? (Н.Н.Носов).

- А что вы знаете о Николае Николаевиче Носове? Вспомните что вы  узнали в прошлом году?

     Николай Николаевич родился в Киеве в 1908 году. Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А.Барто, С.Маршак, и С.Михалков.

- Какой рассказ был напечатан первым?

Первый его рассказ-«Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, ещё до Великой Отечественной войны.

Н.Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших сверстниках. А в1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей».Потом появился «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

- Кем работал Н.Носов до того, как стал писателем?

Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевёлся в институт Кинематографии в Москве.

Был постановщиком нескольких учебных и научно- популярных

фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную премию СССР за свой повести и рассказы.

- Какие книги, повести и рассказы Н.Носова вы читали?

«На горке», «Заплатка», «Живая шляпа», «Затейники».

В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

3.Изучение нового материала.

а) подготовка к восприятию;

Упражнение направлено на распределение и концентрацию внимания.

 - Ребята, приготовьте тетради и посмотрите на доску. На доске две строчки чисел.

Сейчас вы будете их продолжать по определённому правилу.

Два числа в каждом столбике надо сложить. Сумму записывают на верхней

строчке, а под неё сносят верхнее число из предыдущего столбика (по диагонали).

3 5 8 13 21

2 3 5 8 13 21

Сигналом к началу решения примеров служит включение песенки.

( Звучит песня из мультфильма про Незнайку. Дети выполняют задание под

музыку.)

- Что помешало сосредоточиться? Песня?

- А о чем была песня? Кто помнит слова?

Вывод: делать два дела сразу - решать и слушать песню - трудно, практически

невозможно!

- А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя домой, вы включаете

магнитофон или телевизор и садитесь делать уроки?

- Давайте прочитаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа Н.Носова

«Федина задача». А чтобы красиво читать нужно красиво и правильно говорить.

Отрабатывать дикцию нам помогают скороговорки.

б) тренировка техники чтения и дикции;

Скороговорки перевёртыши.

- Прочитайте и узнайте скороговорки.

- Произнесите их быстро.

Екрог ан илиротарат икротарат икорос ирт.

Моружаба дан тижжуж куж.

в) первичное чтение текста цепочкой по одному предложению;

Выразительное чтение рассказа «Федина задача». Дети читают цепочкой по

одному предложению.

Физминутка.

Поиграем в игру « Буква заблудилась».

- Вам нужно найти заблудившуюся букву и поставить её на нужное место.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,

Остался на пальме последний баран (банан).

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей)

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

4.Закрепление изученного.

а) проверка понимания работа с текстом;

- Понравился вам рассказ?

- Почему Феде не удалось решить задачу?

- Какой из трёх типов текста здесь преобладает? (повествован.)

- Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

-Назови главного героя рассказа. (Федя Рыбкин)

-Опиши героя. (внешность, лицо, одежда, манеры поведения).

-Как вы думаете в каком классе учится Федя? (задача…450 мешков…)

- Перечисли основные черты характера героя. (любознательный-интересуется концертом, ответственный- учит уроки, внимательный-внимательно слушал, что говорили по телевизору (рассмотрите иллюстрациюстр178), сердечный- милей родного брата.

- На кого похож герой произведения Федя Рыбкин, назови героев других

произведений, почему? («Золотые слова» М.М.Зощенко мальчик и

девочка Лёля, «Великие путешественники» М.М.Зощенко дети, похожи все допускали глупые ошибки.)

- Что рассмешило, что показалось грустным?

- В чём главная идея этого произведения?

- О чём нам предлагает задуматься автор?

б) восстановление деформированного плана;

- Восстанови деформированный план.

План:

_3__ 1. Титулярный советник.

_5__ 2. Это не та задача!

_1__ 3. Федя сел за стол делать уроки.

_6__ 4. Прямо наказание какое – то!

_2__ 5. Песня про блоху.

_4__ 6. Хорошая песня!

в) чтение отрывка рассказа по ролям;

- По ролям прочитаем вторую часть рассказа стр.179-181.

Сколько персонажей в рассказе? (Федя, слова автора, слова диктора)

  • Подготовьтесь к чтению по ролям. Подумайте, с какой интонацией будем читать слова Феди?

г) работа с пословицами;

  • Собери пословицы из частей.
  • Объясни смысл пословиц. Какие пословицы подходят к прочитанному рассказу?

За всякое дело мастера хвалит.

Всякая работа такова и работа.

Каков мастер, сделаешь на смех.

Делаешь наспех, да ничего не понимает.

Читает летает, берись умело.

5. Подведение итогов урока.

- Как называется рассказ, который мы читали? («Федина задача»)

- Кто автор произведения? ( Н.Н.Носов).

  • - О чём этот рассказ? (о дурной привычке учить уроки, включив радио

телевизор.

  • Урок окончен.

6. Домашнее задание.

а) подбери синонимы к словам:

появился-

доставили-

гремит-

растолковал-

бежит-

б) нарисуй рисунок

                                                                                      Литературное чтение, 4 класс

Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника».

Цели: ознакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью       и творчеством Е.С.Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление.

                                                Ход урока:

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Речевая разминка:

а) Чтение стихотворения.

В чудной стране,

В одной чудной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

                       И.Токмакова

- Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

б) Словарная работа.

- Назовите имена существительные, которые действуют, как живые. (язычок, глазок, горлышко, стул)

- Найдите многозначное слово. (язычок)

- Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение?

в) Заучивание стихотворения за 2 минуты.

г) Проверка.

3. Изучение нового материала.

а) Вступительная беседа.

  - Как вы думаете, в какую страну мы сегодня попадём?

  - Как вы понимаете слово «фантазия»?

 б) Рассказ учителя о фантастике.

    Брата Морфея, бога сна, древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образована «фантастика» (от греч. «искусство воображать») – термин для литературных произведений, изображающих невероятное и действительное как невероятное.

   К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удаётся прочертить чётко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Ещё до нашего столетия  были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты.

   Дело в том, что фантастика – это прежде всего художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далёкое будущее.

- Так что же такое:
Фантазия –

       1.Способность к творческому воображению; само такое воображение.

       2.Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

       3.Прихоть, причуда.

Фантазёр –

  1. Человек, который любит фантазировать, мечтатель.
  2. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. (определения по толковому словарю).

  1. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова.

а) Рассказ учителя и подготовленных учеников о писателе.

Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.

Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. «Рисунок»

Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю – фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г).

За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси неуловимый друг «( 1971 г), 
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г), 
«Новые приключения Электроника»(1988).

Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.

Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой , спроецированной в электронный век.

Умер Е.С.Велтистов в 1989 году.

 4.Физминутка (фонограмма «До чего дошёл прогресс…»)

 5. Чтение отрывка из повести «Приключения Электроника».

а) Чтение учителем и учащимися

- Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Велтистов Евгений Серафимович.

б) Первичное восприятие текста.

-Как вы поняли значения слов КИБЕРНЕТИК? (специалист по кибернетике, КИБЕРНЕТИКА – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).

- Что такое контрабас? (самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра)

- Понравился ли вам отрывок? Чем?

5.  Итог урока.

- Какой раздел начали изучать на уроке?

Зажмите руку в кулак и…

- кому было интересно – разожмите мизинец;

- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

- кто хорошо работал на уроке – средний;

- кто помогал работе в группе – указательный;

- кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою оценку за урок.

                                                                                             Русский  язык 3-й класс

Тема "Упражнение  в распознавании глаголов единственного и множественного числа. Развитие речи. Составление предложений ( с нарушенным порядком слов), их запись.

Цели:

  1. Ознакомление учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе;
  2. Развитие умений изменять глагол по числам, проверять безударные гласные в корне,
  3. Воспитывать умение работать в группе, активность на уроке.

Оборудование:

  • изображение одного одуванчика, изображение нескольких одуванчиков;
  • записи на доске;
  • карточки с предложениями для индивидуальной работы,
  • карточки для работы в группах;
  • веера с гласными буквами;
  • изображение Мудрой Совы.

Ход урока

I. Организационный момент (хоровая речевка):

Раз, два, три, четыре, пять,
Прозвенел звонок опять,
Перерыв кончается
Работа начинается.

II. Минутка чистописания (на доске запись): р д с т

-Какое слово зашифровано?

(радость)

- Напишите это слово красиво к себе в тетрадь

- Почему мы испытываем радость?

- Подберите однокоренное имя прилагательное.

- Подберите однокоренной глагол.

- Прочитайте последнее слово вслух. Что такое глагол?

- Подберите синоним к этому глаголу.

- Подберите антоним.

- Придумайте предложение с глаголом радует.

III. Словарная работа (на доске написаны слова с пропущенными буквами, у каждого учащегося веер с гласными буквами):

м . г . зин

п . мидор

ябл . ко

с . рень

. бед

пш . ница

м . рковь

ч . рный

р . сунок

. сина

ж . лтый

с . лома

. рех

п . года

- На какие две группы можно разделить?

- Образуйте от имен прилагательных однокоренные глаголы и запишите их.

(чернеет, желтеет)

IV. Изучение нового материала.

1). Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Придумайте предложение, используя глагол желтеет и имя существительное (показ изображения с одним одуванчиком)

(Желтеет одуванчик)

- Теперь составьте предложение, используя это изображение (показ нескольких одуванчиков)

(желтеют одуванчики)

- Что произошло с глаголом?

- Назовем тему урока, поставим цели.

2). Наблюдение над изменением числа глагола в зависимости от числа существительного.

- В соответствии с заданием выполните упражнение № .

- Как изменяются глаголы?

- Что обозначают глаголы в единственном числе, во множественном числе?

- Сделаем вывод, сравним его со сведениями в учебнике.

(глаголы изменяются по числам, глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие нескольких предметов)

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике.

3). Упражнение в распознавании числа глагола. Работа по карточкам:

- Подчеркните главные члены предложения, определите число глагола, вставьте пропущенные буквы.

Вариант № 1.

Легкие облака л . тели по небу. Тр . ва нал . лась зел . нью.

Вариант № 2.

В небо взл . тели жаворонки. Вес . ло прокр . чал петух.

- На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе и во множественном?

- На какие еще вопросы отвечают глаголы в единственном и множественном числах мы узнаем, прочитав таблицу в учебнике.

V. Физкультминутка:

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке,
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп, устали, отдохнем
И опять пешком пойдем.

VI. Закрепление нового материала.

1). Упражнение в изменении глаголов по числам (карточки с заданиями разного уровня сложности).

- Ребята мы пришли в гости к Мудрой Сове. Она приготовила задания. Вы будете работать в группах. Нужно вставить пропущенные буквы, найти глагол, изменить его число.

Задание для первой группы:

К . тята прыгают мягко .

Л . тают красивые бабочки.

Задание для второй группы:

С д . ревьев падают листья.

З . шумели темные л . са.

Задание для третьей группы:

Пч . ла жужжит над цв . тами.

В . сной дер . вья зел . неют.

- Молодцы! Мудрая Сова довольна вашими ответами.

2). Составление предложений по схемам. Упражнение

VII. Домашнее задание: упражнение №,      правило.

- К одному из предложений начертить схему (по желанию).

VIII. Итоги урока.

Русский язык 1 класс.

Тема:"Гласные звуки и буквы ".Слова с буквой э.

Цели урока:

 образовательные:

уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов;

 правильно произносить звуки и называть буквы;

 развивающие:

развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;

воспитывающие:

воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.

Задачи:

Повысить интерес к предмету.

Активизировать деятельность учащихся через использование ИКТ.

Способствовать расширению словарного запаса, успешному развитию речи учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация

карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.

набор значков для обозначения звуков.

карточки зеленого, красного цветов;

карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности 

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

 Русский язык непременно вам поднимет настроение.

- На нашем уроке сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.

– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваш любимый герой…( Незнайка)

– Из какого произведения он к нам пришел в гости?

2.Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.

Минутка чистописания 

В этой букве нет угла,

 Оттого она кругла.

 До того она кругла,

 Покатиться бы могла.

– О какой букве идет речь?  Что вы можете о ней сказать?

3. Проблемная ситуация.

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой  речи.     Вот посмотрите, перед вами несколько примеров: 

ш - ш – ш                  р - р – р                кап – кап           бом – бом               тик - так

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)

4. Динамическая пауза. (Прослушивание сказки “Как звуки превратились в буквы“) 

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.  Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились

– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?

– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? 

                                        Звуки и буквы

5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

Развитие  зрительного внимания, артикуляции, фонематического слуха:

- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?

- Язык, губы, зубы, голосовые связки

- Прочитайте слова:  утро   трава   птица  

- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. (Зеркальце) Расскажите о своих наблюдениях.

-   Солнечным утром ,когда ты видишь  первую  зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?.

Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:

- Какой   вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.

- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

 -  Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

      Буквы                                                 Звуки

                                      Гласные                                    согласные

                Ударные       безударные                 глухие          звонкие

                                                                                           твердые           мягкие

-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)

6. Физминутка 

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

 Звуки пусть заговорят.

 с-с-с- змеиный слышен свист (руки)

ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)

 ж-ж-ж – шмели в саду  жужжат (руки)

р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)

 Мчится поезд – чух-чух-чух.

 Плачет филин – ух-ух-ух.

 А теперь такая шутка:

 Сесть вы можете без звука.

7. Закрепление изученного материала.

А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!! 

Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)

А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)

 Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)

Игра "Молчанка".

Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку,   (ворона , аист, медведь, , иголка, заяц.)

Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята , ученик)

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)

-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)

  Звукобуквенный анализ слов

– Какой идет сейчас месяц? (Апрель)

Давайте выполним звукобуквенный разбор этого слова и посчитаем сколько в этом слове букв (6), и звуков? (5). Почему?

- Прочитайте предложение

В апреле весело поют капели.

- Давайте поможем объяснить Незнайке, что значит слово капель

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Поют -   звукобуквенный  разбор

Работа в группах:

- Возьмите карточку.  Вам нужно вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. 

 Звуки мы __________ и ___________.

Буквы мы ___________и  ____________,  .

Проверка (СЛАЙД 13) Сигналом оцениваем работу группы

  Выходит Незнайка Игра “Буквы заблудились“  

– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может

 понять , о чем там говориться.  Давайте ему поможем.

Тает снег, течет ручей,

 На ветвях полно врачей. (грачей)

Мишка дров не напилил,

 Печку кепками топил. (щепками)

 На болоте нет дорог,

 Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)

- Что пожелаем Незнайке?

 Проверочный тест    

– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.  

   карточки с заданиями:

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль, ручка, маяк.

Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

  Проверка теста

– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.

– Молодцы, кто выполнил все задания!!!

–Хорошо , кто выполнил 2 задания!

–Остальные – подтянитесь!

  Итог урока. 

- Скажите, на какой  главный вопрос  мы помогли Незнайке ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)

- В начале урока мы перед  собой поставили цели.  Каких целей достигли?

Рефлексия учебной деятельности.

- Какой вид работы запомнился больше всего?

-Возьмите зеркальце , произнесите звук И.

Пусть такое позитивное настроение сопровождает  вас целый день.


Тема. Н.М. Артюхова рассказ «Саша-дразнилка».  1 кл
Цели: 
Образовательные: - познакомить с биографией Н.М.Артюховой и 
содержанием рассказа, 
- продолжить работу над правильным, осознанным, 
выразительным чтением; 
Развивающие: - развивать устную речь детей, 
- умение анализировать, обобщать, 
Воспитательные: - продолжить воспитание нравственных качеств через 
анализ худ. произведения; 
- воспитывать учебные качества: работа в группе, в парах, 
усидчивость

Ход: 
1. Орг. момент. 
Долгожданный дан звонок, 
Начинается урок. 
И книжки, и тетрадки, 
И мысли – всё в порядке. 

  1. Речевая разминка. 
    Упражнение «Свеча» 
    Упражнение «Лифт» 
    Ра-ра-ра – начинается игра, 
    Ру-ру-ру – прискакало кенгуру, 
    Ри-ри-ри – прилетели снегири, 
    Ры-ры-ры – искусали комары, 
    Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро, 
    Ра-ра-ра – и закончилась игра! 
    Вывод: Итак, мы приготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы. 

    3. Актуализация изученного материала. 
    - Какие рассказы и стихи мы прочитали в разделе «И в шутку и всерьёз?» 
    (можно перечислить) 
    - Что их объединяет? (смешные и весёлые) 
    - Прочитай стих. Ирины Токмаковой «Мы играли в хохотушки» так, 
    чтобы хотелось смеяться. 
    (приготовились оценивать чтение с помощью словарика). 
    - Оцени своё чтение и выслушай мнение других детей. Ты согласен? 
    - Прочитай стих Георгия Кружкова, выделяя звук Р. 
    - Оцени чтение. 
    Вывод: какое чтение отрабатывали? 
  2. 4. Подготовительная работа к восприятию 
    литературного произведения. 
    1. Дети, в разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы 
    и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам 
    посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что 
    в каждой шутке есть доля правды. 
    2. Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. 
    Позвольте, я его зачитаю: Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась 
    беда – девчонки и мальчишки дразнят другу друга и придумывают 
    клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите, справиться 
    с нашей бедой? - Возможно, это крик души не только этого класса. 
    (варианты советов) 
    На доске: - Убери из речи плохие слова. 
    - Клички используй только для животных. 
    - Перестань обижаться. 
    - Не дразнись сам. 

    5. Постановка темы и задач урока. 
    - Мне кажется, что я тоже знаю выход. Оптимальный ответ поможет нам 
    сегодня дать писательница Нина Михайловна Артюхова, потому что 
    большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о 
    доброте, честности, желании помочь слабому, об умении по- настоящему 
    дружить. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому среди 
    таких наук как химия, история, она выбрала детскую литературу. Свои 
    рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах «Затейник», 
    «Мурзилка», а также есть замечательный сборник рассказов «Саша- 
    дразнилка». Рассказ, который мы будем читать, так и называется «Саша- 
    дразнилка». 
    Задачи урока: - учимся читать правильно, осознанно, выразительно. 
    - анализировать 
    - быть воспитанными. 

    6. Первичное восприятие. 
    1. Словарная работа. 
    - Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок «Саша- 
    дразнилка»? 
    - Как вы понимаете смысл слова ДРАЗНИТЬ? (ударение) 
    - Давайте посмотрим, как объясняет это слово толковый словарь: 
    ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, 
    часто бывает до слёз. 
    ДРАЗНИЛКА – человек, который дразнит другого. 
    - Что объединяет слова: ДРАЗ-НИТ, не ДРАЗ-НИСЬ, не ДРАЗ- 
    НИТЬСЯ, ДРАЗ-НИТЬ. 


    2. Наконец, настало время познакомиться с рассказом. 
    Слушая, попробуйте ответить на вопросы: 
    - О ком пойдёт речь в рассказе? 
    - Где происходит событие? 
    Инсценировка. 
    Вывод: значит Саша и Ляля – такие же дети, у которых есть родители, 
    возможно такого же возраста, как вы. 

    7. Физ. минутка. 

    На уроке мы читаем, 
    Стать все добрыми мечтаем, 
    Чтобы смелым быть и ловким 
    Приступаем к тренировке. 
    Мы походим на носках, 
    А потом на пятках. 
    Вот проверили осанку 
    И свели лопатки. 
    На носочки поднялись. 
    Руки опустили, 
    А теперь присели вниз. 
    Коленки обхватили. 
    Снова встали - ноги вместе 
    И уже сидим на месте. 
    Посидим и отдохнём 
    И опять читать начнём. 

    8. Вторичное восприятие. Работа с учебником. 
    1. Знакомство с текстом. 
    - Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части) 
    - Прочитайте текст жужжащим чтением и скажите, какая проблема 
    возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру) 
    - А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись) 
    2. Словарная работа. 
    - Прежде прочитать 2 часть поработаем над чтением трудных слов и их 
    значением. 
    - У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про 
    себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает 
    бегло. Затем плавное хоровое чтение. 
    Зав-тра-ка-ли ЗАВТРАкали 
    По-пер-хнул-ся поПЕРХНУЛся 
    На-сморк НАсморк 
    Дро-жа-щим ДРОЖащим 
    По-прав-ляй-ся ПОПРАВляйся 

3. Чтение 2 части (чтение по ролям подготовленных учеников). 
- Помог ли Ляле папин совет? 
Вывод: Ляля не стала обращать внимания. 

4. Чтение концовки. 
- Чем был огорчён Саша? 

5. Представьте себя на месте этих детей. Рассмотрите иллюстрацию, с. 89. 
- Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.) 
- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ? 
6. Работа с тезисом. 
- Собери пословицу. Соотнеси её с рассказом. 
(Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.) 
- Хоровое чтение пословицы. 
- Будет ли Саша в следующий раз дразнить сестру? 
Стих. Пословицы недаром молвятся, 
Без них прожить никак нельзя, 
Они великие помощницы 
И в жизни верные друзья. 
Порой они нас наставляют, 
Советы мудрые дают, 
Порой чему-то поучают 
И от беды нас берегут. 
9. Итог урока. 
- Так над каким качеством человека мы можем задуматься? 
- Бывают случаи, когда вы похожи на Сашу-дразнилку. 
- Какой ответ написать авторам письма? (выбор советов) 
10. Рефлексия. 
Продолжи мысль: 
Я хочу поделиться своими мыслями: 
- я не буду обижаться на друзей… 
- я узнал(ла) на уроке… 
- я научился(лась)… 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...