Использование деятельностного метода в рамках метапредметного курса «Мир деятельности».
статья на тему

Бабанова Елена Викторовна

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе послед­них научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sistemno-deyat_podhoda.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

155521, Фурмановский район, д.Иванково, 54

ОГРН 1023701359230, ИНН 3705005349 / КПП 370501001

телефон (49341) 9-01-71; Факс (49341) 9-01-71, E-mail: ivshola2007@yandex.ru

Выступление по теме:

Использование деятельностного метода в рамках метапредметного курса «Мир деятельности».

Подготовила учитель начальных классов Бабанова Елена Викторовна

Слайд 1        Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Метапредметный результат получаем в результате формирования УУД.

Слайд 2 Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Слайд 3 Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, по мнению этих учёных, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.

Слайд 4 Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,

1)        вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;

  1. затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
  2. затем научиться сознательно применять алгоритм целе-полагания;

         4)        и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий.
Слайд 5  Курс «Мир деятельности» и ставит перед собой цель: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств.

        Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю.

        Слайд 6 В этом курсе есть  сквозной герой - Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Федора, Винни-Пух, Царевна-лягушка и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание.

        Слайд 7 Все уроки построены в технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.

        Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.

Слайд 8        Для закрепления полученного знания дети выполняют тренировочные упражнения с проговариванием эталона во внешней речи. Чтобы проверить, как ребёнок усвоил новое знание, даётся самостоятельная работа, которую ученик проверяет по образцу и оценивает результат своей работы при помощи условных знаков. Если работа выполнена без ошибок, ставится знак «+», если были ошибки – «?». Затем ребёнок объясняет, почему была допущена ошибка и что нужно сделать, чтобы ошибка не повторялась. Слайд 9

Слайд 10        В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха». Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру. Слад 11 В начале каждого следующего урока проводится рефлексия работы в течении целой недели: дети начинают работу с «Копилки достижений».

 Тематическое планирование занятий в 1 классе: Слайды 12-13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВ АНИЕ КУРСА

«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

№ п/п

Тема, цель

I четверть (8 часов)

1

Тема: «Учиться... А что это значит?»

2

Тема: «Учитель и ученик»

3

Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке»

4

Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности»

5

Тема: «Учимся дружно. Работа в парах»

6

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

7-8

Резерв (2 урока)

II четверть (7 часов)

9

Тема: «Как научиться быть внимательным»

10

Тема: «Затруднение - мой помощник в учении»

11

Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье»

12

Тема: «Учимся дружно. Работа в группах»

13

Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности»

14

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

15

Резерв (1 урок)

III четверть (10 часов)

16

Урок диагностики № 1

17

Тема: «Как выяснить, что я не знаю?»

18

Тема: «Зачем ученику домашнее задание»

19

Тема: «Семья - мой помощник в учении»

20

Тема: «Пробное учебное действие»

21

Тема: «Не могу? - Остановлюсь, чтобы подумать»

22

Тема: «Причина затруднения»

23

Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться»

24

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

25

Резерв (1 урок)

IV четверть (7 часов)

26

Тема: «Как проверить свою работу»

27

Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности»

28

Урок диагностики № 2

29

Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности»

30

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей)

31-32

Резерв (2 урока)

А теперь давайте рассмотрим урок по теме «Не могу... Остановлюсь, чтобы подумать» слайд1

1. Урок, как всегда, начинается с мотивации к учебной деятельности и работой с «Копилкой достижений». Ученики оценивают своё умение выполнять пробное действие (тема прошлого урока). Слайд 2

2. Затем на этапе актуализация знаний и фиксировании затруднений дети знакомятся со стихотворением: Слайд 3

Затрудненье не беда,

Одолеем как всегда!

Знаем, что ведёт дорога

Нас к открытиям тогда.

- О чем это стихотворение? Что такое затруднение? Вспомните, в результате чего может возникнуть затруднение? Как надо относиться к затруднениям? Слайд 4

- Что говорит ученик сам себе, когда встречается с затруднением?

- Значит, нам важно понять, какой новый шаг должен выполнить ученик, чтобы преодолеть затруднение.

( на доске: Слайд 5

1. выполнить задание ещё раз

2. остановиться и подумать

3. попросить помощи

4. расстроиться )

- Какой вариант выбрали?

- Мнения разделились.

3. Выявление причины затруднения и построения проекта выхода из затруднения.

- Вспомним задание. Разберём шаги. Так какой же шаг предстоит выполнить. Почему именно этот шаг: остановиться и подумать?

 Тема урока : Не могу. Остановлюсь, чтобы подумать. Слайд 6

Цель: узнать, почему после затруднения надо остановиться и подумать.

Проведём расследование и помогут нам сыщики. Они предлагают подойти к решению этой проблемы логически. Каждая группа выполнит  задание, а потом сделаем общий вывод. Слайд 7(сыщики называют такой метод рассуждения- метод индукции)

Слайд 8

- проверяем работу групп.  Что значит : остановиться? Молодцы, вы открыли для себя новый эталон (каждый получает этот эталон) Слайд 9

4. Первичное закрепление выполняется в учебном пособии.

Вывод на слайде 10

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Детям предлагаются различные истории в учебном пособии, если согласны  +, нет -.

- Костя составлял рассказ по картинке. Он не мог выполнить с 1 раза. И тогда он остановился и стал думать.

- Нина никак не могла решить задачу. Тогда она списала её решение у подруги.

- Витя пытался разгадать ребус. Но у него ничего не получилось. Тогда он разозлился и перестал разгадывать.

Слайд 11

Проверка.

Загадки –обманки:

Очень медленно и тихо
По листу ползёт …
(зайчиха)  улитка

***
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще…
(мышь)  соловей


***
В речке я люблю резвиться,
В стайке плавать, ведь я — …
(птица) рыба

***
Меж коряг устроил домик
Шар колючий — добрый …
(гномик) ёж

Землю клювиком я рою,
Но не домик себе строю,
Червячка ищу я, вот!
Угадали, кто я? …
(крот) цыпленок

***
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду …
(жираф)  волк


Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый …
(волк)  медведь

***
В теплой лужице своей
Громко квакал …
(муравей) лягушонок

6. Включение в систему знаний.

- Сегодня на уроке открыли следующий шаг ученика после того, как он испытает затруднение. Какой это щаг? Зачем он нужен?

_- как вы думаете , этот шаг относится к первому или второму этапу учебной деятельности? Слайд 12

- А на каких уроках при выполнении каких заданий вам пригодятся знания об этом шаге?

- как вы думаете, а только в учебной деятельности необходим этот шаг?

7. Рефлексия проводится по «Лесенке успеха». Слайд 13

В планировании вы увидели, что проводится диагностика уровня сформированности метапредметных знаний учащихся в 1 классе в рамках курса «Мир деятельности». Такую диагностику я провела в конце 3 четверти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.

Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний...

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

«Использование деятельностного метода при создании проектов в начальной школе»

«Нельзя чему-нибудь научить человека,можно только помочь емуобнаружить это внутри себя»Г. ГалилейОсновные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний...

Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" с использованием деятельностного метода обучения

Урок математики представлен на районном семинаре по теме "Роль учителя начальных классовв развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира"...

Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.

Цель урока:Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов. Задачи урока: Создать условия для определения связей между свойствам...

Использование деятельностного метода в рамках метапредметного курса «Мир деятельности».Презентация

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созд...