речевой материал по теме "Осень"
методическая разработка на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_material_terenteva_i._a.doc732 КБ

Предварительный просмотр:

Терентьева Ирина Анатольевна

ГБОУ Республика Марий Эл «Семёновская-школа интернат»

Речевой материал по теме: «Осень»

 Цель: развитие связной речи по теме «Осень». Диалог и монолог.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени; учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и жизнью растительного мира; знакомить с природными особенностями осенних месяцев;
  • Воспитательная: прививать навыки культуры общения, толерантность;
  • Коррекционно-развивающая: закреплять лексические фразы по теме с подключением тактильных, вкусовых ощущений; развивать кратковременную и долговременную память, процессы логического мышления (анализ, синтез, обобщение).

Оборудование:

  • Презентация по лексической теме «Осень»;
  • Овощи, фрукты, листья;
  • Схемы и таблицы.

Словарь:

      Осенние периоды: начало осени, золотая осень, поздняя осень, листопад, щедрая, цветная, яркая, моросит, неприветливая, порывистый.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Отгадываем загадку

Дождик с самого утра
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает
это все когда бывает?

II. Работа по теме.

1.Презентация: « Осень бывает разная…»

Какая бывает осень?

- Бывает холодной, неприветливой…..

- С большими дождевыми тучами….

- С мелким, моросящим дождиком….

- С большими лужами……

- С холодным, порывистым ветром…

- А бывает осень яркая: с красивыми, разноцветными листьями…..

- С теплым осенним солнышком…..

Обобщение – стихотворение (читает Марина)

Осенью бывают

Ясные деньки.

Листики порхают,

Словно мотыльки.

Нити паутинки

             На кустах блестят.

Льётся на тропинку

Жёлтый листопад.

 Вед.

 - Здравствуй, Осень,

-Здравствуй, Осень!

-Хорошо, что ты  пришла,

-У тебя мы Осень спросим

- Что в подарок принесла?

Входит  «Осень»

-Да, пришла я не пустая

-Я корзинку принесла.

-А в корзиночке подарки

-Я на грядке собрала

(показывает корзинку с овощами)

Вед.

2. Ребята попробуйте отгадать, что осень приготовила в огороде?

Игра «Весёлый бубен» на развитие слухового восприятия.

(Ведущий стучит в бубен. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные движения. На звучание дудки дети приседают. Осень, расправив большой платок накрывает им ребёнка.)

Осень:

-Раз! Два! Три!

-Кто же спрятался в нутрии?

-Не зевай, не зевай!

-Поскорее отвечай!

(дети угадывают загадки про овощи, вывешивается табличка с названием)

Вед.

-Осень устали не знает.

-Заглянув во все сады,

-Собирать нам помогает

-Ароматные плоды

3. Угадай, какой урожай поспел в осеннем саду…

(Игра «Угадай на вкус»)

Учащимся предлагается угадать на вкус овощ или фрукт и дать ему описание, вывешивается табличка с названием.

Обобщение: игра « Четвёртый лишний»

4.Ведущий: Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь реклама.

-Во саду ли, в огороде

Фрукты, овощи растут.

-Мы сегодня для рекламы

-Их собрали в классе тут.

(Дети выходят и рекламируют овощи)

Лук / Петя К./

Лук зелёный – объеденье!

Он приправа к блюдам.

Ешьте,  дети, лук зелёный:

Он полезен людям.

Морковь /Марина С./

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок.

Крепким, сильным, ловким!

Помидор /Саша Б./

А я- толстый помидор,

Витаминов полный,

Очень долго я расту-

Возраст мой преклонный.

Огурец / Настя А./

Превосходный огурец

Лежит на рыхлой грядке.

Ешьте дети огурцы будете в порядке!

Редиска /Настя С./

Я – румяная редиска

Поклонюсь вам низко – низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Капуста / Полина Ж./

Я – хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…

Картошка / Инна С./

Я, картошка, так скромна.

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажаны /Настя Ч., Костя В./

Баклажанная икра

Так вкусна, полезна..

Кто – то, кажется, стучит

Айболит /Саша Б./

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключенья.

В этом нет сомненья.

5.Осень:

-А теперь пора плясать,

-Себя в танце показать.

-Листопад, листопад,

-Листья жёлтые летят.

-Под ногой они шуршат,

-Скоро голый будет сад.

(дети танцуют с листьями)

6.Вед. -Ребята, посмотрите сколько подарков принесла вам Осень. Что про неё можно сказать? Какая она? (щедрая). И нам надо её поблагодарить, подарить подарок. ( коллективная работа аппликация «Осенний парк»

III. Завершение занятия.

Осень:

-Очень весело мне было!

-Всех ребят я полю била.

-Но прощаться нам пора,

-Что поделать? Ждут дела!

-А на прощание  я хочу угостить вас яблоками с моего сада.

C:\Documents and Settings\school\Рабочий стол\сканиров. док\3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха

  К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...

Коммуникативно-речевой материал дидактических инструкций учителя АЯ

Коммуникативно-речевой материал дидактических инструкций учителя АЯ для начальной школы 1. Приветствие: Good morning/afternoon, boys and girls! Hello, everybody! 2. Представить себя: My name is M...

Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах

Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Дана подборка материала, который может быть использован логопедами-практиками на занятиях для формировния фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления....

Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.

Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...

Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.

Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....

Подборка речевого материала для активизации речевой практики для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных учащихся

В разработке представлен речевой материал, инструкции и варианты работы над ритмико-интонационной стороной речи   для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно импла...