РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
методическая разработка по логопедии по теме
Дана подборка материала, который может быть использован логопедами-практиками на занятиях для формировния фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Дана подборка материала, который может быть использован на занятиях для формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления.
Звуковая линейка.
Цель: Развивать сложные формы фонематического анализа (количество звуков в слове, порядковый номер звука в слове; характеристика звука: звук гласный, согласный – твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
Наглядность: Карточка-линейка с цифрами, цветные квадратики для обозначения звуков, буквы.
Ход игры: Необходимо выложить схему слова; дальнейшая работа со звуками по схеме; соотнесение звука с буквой.
Построим пирамиду.
Цель: Развивать сложные формы фонематического анализа (количество звуков в слове).
Наглядность: Пирамида из квадратов на листе, предметные картинки, содержащие в словах от 2 до 6 звуков или слогов (2 вариант).
Ход игры: Необходимо расположить картинки на пирамиду, подсчитывая в слове звуки и соотнося с количеством квадратов в ряду. 2 вариант – необходимо подсчитать слоги.
Загадки слов.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематическое представление.
Наглядность: Карточки с наклеенными предметными картинками (в зависимости от количества звуков зашифрованного слова).
Ход игры: Необходимо прочитать зашифрованное слово по первым звукам слов данных картинок.
Заполни геометрические фигуры.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез; слуховое внимание, зрительное восприятие цвета и формы.
Наглядность: Карточки с геометрическими фигурами оного цвета или разного.
Ход игры: Из названных слов выделить определённый звук и записать его буквой в указанную геометрическую фигуру. Дальнейшая работа над полученными словами.
Твёрдыш – Мякиш.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, представление, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Наглядность: Изображение королей Твёрдыша и Мякиша, сказка о них, буквы.
Ход игры: 1. Пройти со своей буквой по ступенькам. 2. Группировка слов (какому королю – по первым звукам слова: твёрдый или мягкий согласный звук) 3. Произношение слогов слов на данных ступеньках.
Придумай слог.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Ход игры: Необходимо придумать слог, выделить первый звук (согласный), в прорезь написать букву (гласную)
Угадай слово.
Цель: Развивать фонематический анализ и синтез.
Наглядность: Квадраты цветные для обозначения звуков, буквы.
Ход игры: Необходимо угадать слова к данной схеме. Работа над парой полученных слов (например, лук-люк и др.)
Неполные слова.
Цель: Развивать фонематическое представление, фонематический анализ.
Наглядность: Схемы слов с указанными гласными (например, _А_И)
Ход игры: Необходимо придумать как можно больше слов к данной схеме.
Какая картинка задумана?
Цель: Развивать фонематический анализ.
Наглядность: Картинки с изображением нескольких предметов, названия которых отличаются окончаниями.
Ход игры: Необходимо назвать задуманную картинку (из двух демонстрируемых) по последнему звуку слова (по окончанию).
Прочти, вставь слово.
Цель: Развивать фонематическое восприятие; формировать лексико-грамматический строй.
Наглядность: Карточки с написанными предложениями, текстами, в которых некоторые слова заменены картинками.
Ход игры: Необходимо прочитать предложения, текст, заменяя картинку словом.
Добавлялки.
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры: Необходимо добавить подходящее по смыслу слово в читаемое предложение.
Звуковые часы.
Цель: Развивать фонематический анализ, синтез.
Наглядность: Диск со стрелками и наклеенными картинками, в названии которых звучат изучаемые звуки в разных позициях.
Ход игры: Необходимо указать стрелкой на картинку, в названии которойзвучит тот или иной звук.
Гласный-согласный.
Цель: Развивать фонематический анализ.
Наглядность: Карточки с наклеенными буквами, квадраты синего и красного цвета.
Ход игры: Необходимо назвать буквы (звуками), под буквами согласных положить синий квадрат, под буквами гласных – красный.
Большой – маленький.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, представление.
Наглядность: Картинки с изображением большого и маленького предмета.
Ход игры: Необходимо назвать слова, определить , какой звук появился во всех словах, обозначающих маленький предмет. 2. Изменить слово так, чтобы появился звук Ч.
Цепочки слов.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Наглядность: Карточки с предметными картинками.
Ход игры: Необходимо выложить цепочку из предметов, каждое звено цепочки начинается с последнего звука предыдущего звена. Картинки раздаются детям.
Подбери слово к схеме.
Цель: Развивать фонематическое представление, фонематический анализ.
Наглядность: Карточка с рисунком предмета и схемой расположения звука в данном слове. (начало, середина, конец), предметные картинки, для 2 варианта схема.
Ход игры: Необходимо по месту звучания звука в слове, положить картинку на соответствующую карточку. 2 вариант – расположить аналогично под схемой.
Шифровальщики.
Цель: Развивать фонематическое восприятие.
Наглядность: Схема шифровки – условные обозначения: треугольник (звук вначале слова), квадрат (звук в середине слова), круг (звук в конце слова).
Ход игры: На слух необходимо зашифровать слова, используя шифр, 2 вариант – расшифровать.
Группировка.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, представление.
Наглядность: Предметные картинки на аппозиционные звуки, сюжетные картинки, картинки с изображением профессий.
Ход игры:1. Разложить картинки в 2 стопки. 2 – необходимо на сюжетной картинке назвать предметы с данным звуком, 3 - распределить названия профессий по наличию данных звуков (Ч-Щ).
4-й лишний.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Ход игры: Необходимо на слух найти лишнее слово и обосновать ответ (дифференциация гласных, твёрдых и глухих согласных, аппозиционные звуки).
Телеграф.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, линейную память.
Ход игры: Необходимо чётко без искажений передать телеграмму – цепочку из 3-4 слогов, слов ( на все аппозиционные звуки).
Прошагай слово.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ; упражнять в делении слова на слоги.
Ход игры: Необходимо придумать слово, можно с определённым звуком и прошагать его по слогам, с условием , что 1 шаг – это 1 слог (шагать , проговаривая слоги).
Цветные карандаши.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Ход игры: Каждый ребёнок получает цветной карандаш и придумывает несколько слов с тем звуком, на который начинается название цвета карандаша или на звук, который обозначается данным цветом ( синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный, красный – гласный звук).
Графический диктант.
Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ; слуховое внимание.
Ход игры: В диктуемом предложении обозначить в словах буквами только изучаемый звук или аппозиционные звуки.
Дежурный звук.
Цель: Развивать фонематическое представление.
Ход игры: Необходимо придумать как можно больше слов с данным звуком. Можно по лексическим темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по формированию фонематического слуха детей.
Текст на частотность употребления звуков [ж], [ш], [з]....
Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.
Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-618925-1428151736.jpg)
Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/14/picture-622236-1436866540.jpg)
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-973623-1511782614.jpg)
Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-560222-1420652747.jpg)
Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...