РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
методическая разработка по логопедии по теме

Жанна Владимировна Воробей

Дана подборка материала, который может быть использован логопедами-практиками на занятиях для формировния фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

 Дана подборка материала, который может быть использован на занятиях для формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления.

Звуковая линейка.

Цель: Развивать сложные формы фонематического анализа (количество звуков в слове, порядковый номер звука в слове; характеристика звука: звук гласный, согласный – твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

Наглядность: Карточка-линейка с цифрами, цветные квадратики для обозначения звуков, буквы.

Ход игры: Необходимо выложить схему слова; дальнейшая работа со звуками по схеме; соотнесение звука с буквой.

Построим пирамиду.

Цель: Развивать сложные формы фонематического анализа (количество звуков в слове).

Наглядность: Пирамида из квадратов на листе, предметные картинки, содержащие в словах от 2 до 6 звуков или слогов (2 вариант).

Ход  игры: Необходимо расположить картинки на пирамиду, подсчитывая в слове звуки и соотнося с количеством квадратов в ряду. 2 вариант – необходимо подсчитать слоги.

Загадки слов.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематическое представление.

Наглядность: Карточки с наклеенными предметными картинками (в зависимости от количества звуков зашифрованного слова).

Ход игры: Необходимо прочитать зашифрованное слово по первым звукам слов данных картинок.

Заполни геометрические фигуры.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез; слуховое внимание, зрительное восприятие цвета и формы.

Наглядность: Карточки с геометрическими фигурами оного цвета или разного.

Ход игры:  Из названных слов выделить определённый звук и записать его буквой в указанную геометрическую фигуру. Дальнейшая работа над полученными словами.

Твёрдыш – Мякиш.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, представление, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Наглядность: Изображение королей Твёрдыша и Мякиша, сказка о них, буквы.

Ход игры: 1. Пройти со своей буквой по ступенькам. 2. Группировка слов (какому королю – по первым звукам слова: твёрдый или мягкий согласный звук) 3. Произношение слогов слов на данных ступеньках.

 Придумай слог.

Цель: Развивать фонематическое восприятие,  фонематический анализ.

Ход игры: Необходимо придумать слог, выделить первый звук (согласный), в прорезь написать букву (гласную)

Угадай слово.

Цель: Развивать фонематический анализ и синтез.

Наглядность: Квадраты цветные для обозначения звуков, буквы.

Ход игры: Необходимо угадать слова к данной схеме. Работа над парой полученных слов (например, лук-люк и др.)

 Неполные слова.

Цель: Развивать фонематическое представление, фонематический анализ.

Наглядность: Схемы слов с указанными гласными (например, _А_И)

Ход игры: Необходимо придумать как можно больше слов к данной схеме.

 Какая картинка задумана?

Цель: Развивать фонематический анализ.

Наглядность: Картинки с изображением нескольких предметов, названия которых отличаются окончаниями.

Ход игры: Необходимо назвать задуманную картинку (из двух демонстрируемых) по последнему звуку слова (по окончанию).

 Прочти, вставь слово.

Цель: Развивать фонематическое восприятие; формировать лексико-грамматический строй.

Наглядность: Карточки с написанными предложениями, текстами, в которых некоторые слова заменены картинками.

Ход игры: Необходимо прочитать предложения, текст, заменяя картинку словом.

Добавлялки.

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры: Необходимо добавить подходящее по смыслу слово в читаемое предложение.

Звуковые часы.

Цель: Развивать фонематический анализ, синтез.

Наглядность: Диск со стрелками и наклеенными картинками, в названии которых звучат изучаемые звуки в разных позициях.

Ход игры: Необходимо указать стрелкой на картинку, в названии которойзвучит тот или иной звук.

 Гласный-согласный.

Цель: Развивать фонематический анализ.

Наглядность: Карточки с наклеенными буквами, квадраты синего и красного цвета.

Ход игры: Необходимо назвать буквы (звуками), под буквами согласных положить синий квадрат, под буквами гласных – красный.

 Большой – маленький.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, представление.

Наглядность: Картинки с изображением большого и маленького предмета.

Ход игры: Необходимо назвать слова, определить , какой звук появился во всех словах, обозначающих маленький предмет. 2. Изменить слово так, чтобы появился звук Ч.

 Цепочки слов.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический  анализ.

Наглядность: Карточки с предметными картинками.

Ход игры: Необходимо выложить цепочку из предметов, каждое звено цепочки начинается с последнего звука предыдущего звена. Картинки раздаются детям.

 Подбери слово к схеме.

Цель: Развивать фонематическое представление, фонематический анализ.

Наглядность: Карточка с рисунком предмета и схемой расположения звука в данном слове. (начало, середина, конец), предметные картинки, для 2 варианта схема.

Ход игры: Необходимо по месту звучания звука в слове, положить картинку на соответствующую карточку. 2 вариант – расположить аналогично под схемой.

 Шифровальщики.

Цель: Развивать фонематическое восприятие.

Наглядность: Схема шифровки – условные обозначения: треугольник (звук вначале слова), квадрат (звук в середине слова), круг (звук в конце слова).

Ход игры: На слух необходимо зашифровать слова, используя шифр, 2 вариант – расшифровать.

Группировка.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, представление.

Наглядность: Предметные картинки на аппозиционные звуки, сюжетные картинки, картинки с изображением профессий.

Ход игры:1. Разложить картинки в 2 стопки. 2 – необходимо на сюжетной картинке назвать предметы с данным звуком, 3 -  распределить названия профессий по наличию данных звуков (Ч-Щ).

 4-й лишний.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ.

Ход игры: Необходимо на слух найти лишнее слово и обосновать ответ (дифференциация гласных, твёрдых и глухих согласных, аппозиционные звуки).

 Телеграф.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, линейную память.

Ход игры: Необходимо чётко без искажений передать телеграмму – цепочку из 3-4 слогов, слов ( на все аппозиционные звуки).

 Прошагай слово.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ; упражнять в делении слова на слоги.

Ход игры: Необходимо придумать слово, можно с определённым звуком и прошагать его по слогам, с условием , что 1 шаг – это 1 слог (шагать , проговаривая слоги).

 Цветные карандаши.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ.

Ход игры: Каждый ребёнок получает цветной карандаш и придумывает несколько слов с тем звуком, на который начинается название цвета карандаша или на звук, который обозначается данным цветом ( синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный, красный – гласный звук).

 Графический диктант.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ; слуховое внимание.

Ход игры: В диктуемом предложении обозначить  в словах буквами только изучаемый звук или аппозиционные звуки.

 Дежурный звук.

Цель: Развивать фонематическое представление.

Ход игры: Необходимо придумать как можно больше слов с данным звуком. Можно по лексическим темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по формированию фонематического слуха детей.

Текст на частотность употребления звуков [ж], [ш], [з]....

Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.

Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется пр...

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Планирование работы по формированию фонематической стороны речи учащихся 1 класса с недоразвитием речи системного характера при ЗПР в условиях реализации ФГОС ОВЗ...