Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

ТИМОФЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется произношение звука [c], проходит работа по развитию слухового внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30  имени К.А. МИКАЭЛЬЯНА»

Использование в речи и на письме грамматической конструкции

«КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

(урок формирования грамматического строя речи)

учитель начальных классов: Тимофеева Е.В.

Цель: познакомить учащихся с новым вопросом «КАК?».

       

        Задачи:

образовательные: 

1)закрепить умение составлять предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?»;

2)составлять предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»;

3)отрабатывать навык составления вопросов к предложению с опорой на данную грамматическую основу;

коррекционные:

1)закреплять произношение звука [с] на речевом материала урока;

2)следить за правильностью постановки словесного ударения;

3)развивать слуховое внимание на лексическом материале урока;

развивающие:

1)развивать умение обобщать данные слова, соотносить их с изученными вопросами;

2)развивать наблюдательность при рассмотрении данных картинок;

воспитательные:

1)учить культуре ведения диалога;

2)формировать навык опрятного оформления письменной работы.

Оборудование для учителя: учебник Зикеева «Русский язык 1 класс 2ч»; картинки: птица летит, пчела летит, мальчик поёт, тетя поёт, заяц бежит, черепаха идёт; карточки: летит, поёт, бежит, идёт, быстро, медленно, громко, тихо, высоко, низко, хорошо, плохо, чисто, грязно.

Оборудование для ученика: учебник Зикеева «Русский язык 1 класс 2ч»; тетрадь.

 

Оформление доски

Дата

фонетическая

    зарядка

*По ходу урока на вторую половину доски учитель прикрепляет картинки и карточки, записывает вопросы «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

Ход урока

1.Организационный момент.

-Ребята, чтобы наш урок прошёл с пользой для вас,  надо проверить, все ли слышат меня хорошо. (За экраном: Диана, ты меня хорошо слышишь? Дима, как ты меня слышишь?)

-Ребята, я хочу послушать, как вы научились хорошо говорить звук [С].  Произнесём его все вместе. С…  

(Учитель даёт образец произношения, ученики повторяют все вместе, потом выборочно по одному.)

-А теперь слоги и слова с этим звуком. …

Фонетическая зарядка   [с] ос вопрос, со сло слова

Слова отвечают на вопрос …      .

са написал(-а) Я написал (-а) слова , предложения.

2.Повторение изученного материала.

-У меня в руках картинки. Ваша задача дать им название (заяц, черепаха, мальчик, тётя, птица, пчела).   (Учитель прикрепляет на доску картинки.)

-Дима, на какой вопрос отвечают все эти слова?  (Слова отвечают на вопрос кто?) 

Запишем его в тетрадь.

(Учитель пишет на доске вопрос, ученики – в тетрадях.)

-Теперь давайте напишем эти слова в тетрадь в столбик с большой буквы.

(Учитель пишет слова на доске, ученики – в тетрадях.)

-Алсу, что ты сделала?  (Я написал (-а) слова.)

-Что делает заяц (черепаха, мальчик, тётя, птица, бабочка)? (бежит, ползёт, поёт, летит)

(Учитель прикрепляет на доску карточка с глаголами.)

-Богдан, на какой вопрос отвечают все эти слова? (Слова отвечают на вопрос что делает?)

Запишите вопрос в тетрадь.

(Учитель пишет на доске вопрос, ученики – в тетрадях.)

Напишите эти слова в тетрадь. (Ученики записывают слова в тетрадь.)

-Диана, что ты написала?  (Я написал (-а) слова.)

Посмотрите внимательно. Что у нас получилось? (предложения)

-Алсу, сколько предложений мы написали? (6).

-Чего не хватает в наших предложениях? (точек)

-Точек нет, потому что в каждом предложении будет еще одно слово.

3.Изучение нового материала.

-Сегодня мы познакомимся со словами, которые отвечают на вопрос «КАК?»

-Давайте вспомним слова наоборот.

(Учитель показывает карточку с надписью «высоко» («быстро, громко».)

-Назовите слово наоборот (низко)

(Учитель показывает карточку с надписью «низко» («медленно, тихо»). Обе карточки педагог прикрепляет на доску, но не к предложениям.)

-Диана, на какой вопрос отвечают эти слова? (Слова отвечают на вопрос как?)

Запишем этот вопрос в тетрадь.

(Учитель пишет на доске вопрос, ученики – в тетрадях.)

-А теперь немного отдохнём. Для этого всем надо встать со своих мест.

Физкультминутка (Ученики показывают движениями слова «высоко – низко, быстро – медленно, громко – тихо»)

-Мы немного отдохнули, а теперь послушайте, как звучат  эти слова. (за экраном)

-Давайте наши предложения дополним этими словами.

-Алсу, заяц бежит КАК?... (быстро)     Черепаха ползёт медленно. Мальчик поёт громко. Тётя поёт тихо. Птица летит высоко. Пчела летит низко.

(Учитель прикрепляет карточки с этими словами к данным предложениям.)

-Теперь можно поставить точки в конце предложений. Допишите предложения.

-Богдан, что ты написал? (Я написал предложения.)

(Учитель задаёт вопросы за экраном.)

-Диана, как летит птица? (Алсу, как поёт тётя? Дима, как бежит заяц? Как поёт мальчик? Как идёт черепаха?)

-А теперь вы будете составлять вопросы к этим предложениям и задавать их друг другу.

-Дима, иди к доске.

(Ученики самостоятельно составляют вопросы (Кто бежит быстро? Что делает заяц? Как бежит заяц?) и задают их одноклассникам.)

Работа с учебником.

-Сейчас я вам скажу ещё слова, которые отвечают на вопрос «как?» (Учитель показывает карточки с этими словами.), а вы назовёте мне к ним слова наоборот. Итак, хорошо - … плохо, чисто - …. грязно .

-Откройте учебник на странице 63. Наташа, покажи мне, где

Зина пишет чисто. Миша пишет грязно. Коля рисует хорошо. Вова рисует плохо.

-Наташа, как рисует Коля? (Как рисует Вова? Как пишет Зина? Как пишет Миша?)

4.Подведение итогов урока.

-С каким новым вопросом мы сегодня познакомились? (Как?)

Посмотрите в свою тетрадь и скажите, как вы писали в тетради?

-Богдан, как ты написал предложения? (Я написал предложения чисто и хорошо.)

-В следующий раз каждому надо писать чисто и хорошо, а еще аккуратно и правильно.  

Наш урок окончен. Все сегодня хорошо поработали. Молодцы.

Приложение

      http://club.foto.ru/gallery/images/preview/2015/03/17/2369604.jpg     http://st.depositphotos.com/1765488/2560/i/170/depositphotos_25606537-Bee-flying-over-colorful-flower.jpg      http://animalsglobe.ru/wp-content/uploads/2011/10/zayac-10.jpg       

      http://kloppex.ru/kart/1/cherepaha_polzti_krasivaya_fon_1917x1155.jpg      http://img-fotki.yandex.ru/get/4128/32070366.58/0_7e1c9_d72f39ed_XL       http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/327/100327015_4278666_recsing.jpg       

Тётя

Мальчик

Заяц

Птица

Черепаха

Пчела

бежит

летит

идёт

летит

поёт

поёт

высоко

громко

низко

чисто

быстро

плохо

медленно

тихо

хорошо

грязно

Иллюстративный материал взят из Интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок формирования грамматического строя речи"Изменение имён существительных по числам"

Конспект урока ФГСР для специального(коррекционного) класса II вида по УМК "Школа России"...

урок "формирование грамматического строя речи"

урок по грамматике 1 класс "составление предложений, включающих словосочетания, обозначающие предмет и действие"...

Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."

конспект- урока  ФГС  по теме:  Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)...

Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ

Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....

Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.

Предмет «Формирование грамматического строя речи».Цель: закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета....

Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе I отделение Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.

Предмет «Формирование грамматического строя речи».Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета (1 скл).Тип урока: урок закрепления умений и навыков ...