Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

ГАЛКИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Предмет «Формирование грамматического строя речи».

Цель: закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku.docx113.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Формирование грамматического строя речи»

в 4 «А» классе

Тема: Составление предложений со словосочетаниями,

обозначающими назначение предмета.


Предмет «Формирование грамматического строя речи».

3 урок по расписанию.

Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета (1 скл).

Тип урока: урок закрепления умений и навыков (2-ой урок по теме).

Цель: закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.

Задачи:

1. Образовательная:

- формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма;

- проверить знания детей по теме: «Главные члены предложения»;

- отрабатывать умения определять склонения имён существительных;

- совершенствовать навык составления словосочетаний по вопросам «что? + от кого?» и предложений с данными словосочетаниями;

- закреплять умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета;

- закреплять умение задавать вопросы к существительным 1 склонения: что? + от кого?;

- систематизировать и обобщать знания детей о первом склонении существительных;

2. Коррекционно-развивающая:

- развивать и использовать остаточный слух учащихся на уроке;

- развивать навыки зрительного и слухо-зрительного восприятия;

- корригировать[1] и расширять речевой запас учащихся на материале слогов, словосочетаний, фраз и предложений, следить за интонационно-выразительной стороной речи учащихся;

- корригировать самостоятельно приобретенный речевой запас (уточнение звукового состава слов, их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях);

- следить за слитностью произносимого материала, соблюдением правил орфоэпии;

- развивать психические функции (восприятие – зрительное, слуховое; память, мышление; пространственные отношения);

- коррекция координационно-пространственных отношений.

3. Воспитательная:

- воспитывать культуру поведения на уроке (дисциплинированность, собранность, подготовка своего рабочего места, усердие в работе);

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать чувство товарищества;

- воспитывать умение слушать учителя и себя.

Оборудование:

- экран учителя;

- таблички на доску (предло̄же́ние, сло́во̄, гла́вные чле́ны предло̄же́ния, подлежа́щее, сказу́емое, вто̄ро̄степе́нные чле́ны предло̄же́ния, часть речи, и́мя существи́тельно̄е, глаго́л)

- учебник: Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009;

- словарь учащихся;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- картинка.

- приложение 1 .

Задание: Составь словосочетание по вопросам: что? + от кого?, составь предложение по картинке с этим словосочетанием.

(подарок, бабушка, от, получила, внучки).

77811795_podarok1

- приложение 2 (упражнение из учебника стр.48 упр.2):

Задание: Выпиши из предложений словосочетания (сущ+сущ). Поставь вопросы к существительным, напиши, к какому склонению они относятся.

а) Даша взяла подарок от мамы.

б) На столе лежит записка от сестры.

в) На полке лежит открытка от дедушки.

- приложение 3 (задание на индивидуальной карточке):

Задание: Составь словосочетания по схеме «Что? + от кого?», раскрывая скобки. Определи склонение существительных, определи род отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.

а) поздравление от _____(мужчина)

б) записка от _________(юноша)

в) посылка от ________(бабушка)

- приложение 4 (задание на индивидуальной карточке):

Задание: Составь предложения по вопросам и запиши их. Определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.

а) Кто?  что сделал?  что?  от  кого? .

(справка, Вася, от, получил, медсестры)

б) Кто?   что сделал?  что?  от   кого? .  

( сообщение, от, мальчик, прочитал, дяди)

- приложение 5 (упражнение из учебника стр.49 упр.3):

Задание: Спиши предложения, вставь существительные, определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.

а) Мама положила подарок от … на праздничный стол.

б) Надя принесла с почты посылку от … .

в) Петя получил замечание от … .

( подруга, дочка, воспитательница)


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационные моменты урока.

а) предварительная беседа

(вопросы задаются при использовании экрана)

б) установочная беседа

(имя ребенка произносится за экраном)

в) фонетическая зарядка

(проводится стоя)

- Встали.

- Здравствуйте, ребята.

- Слушайте меня внимательно, говорите хорошо, при ответе поднимайте руку.

- Какой сейчас урок, Даша?

- Какое сегодня число, Кирилл?

- Какой сегодня день недели, Дима?

- Какой день недели будет завтра, Яна?

- Какой день недели был вчера, Ксюша?

- Сегодня на уроке мы будем (без экрана):

- слушать, думать, говорить, писать (за экраном).

- Что будем делать, Ира?

- Повтори, Кирилл.

- Ребята, встаньте.

- Будем делать фонетическую зарядку. Говорите слитно, хорошо, с ударением.

- Что мы будем делать, Даша?

Мо-мо-может

Бы-бы-быть

Может быть.

Бе-бе-беда

Ба-ба-большая

Беда большая.

Может быть

Беда большая.

- Молодцы. Тихо сядьте.

- Здравствуйте, Елена Владимировна

- Сейчас урок «Грамматика».

- Сегодня двадцатое октября.

- Сегодня – четверг.

- Завтра будет пятница.

- Вчера была среда.

- Будем слушать, думать, говорить, писать.

- Будем слушать, думать, говорить, писать.

- Будем делать фонетическую зарядку.

- учащиеся повторяют упражнение за учителем.

- учащиеся садятся.

2. Основная часть урока.

а) разбор предложения

(чистописание)

на доске: (таблички переворачивает учитель)

- предло̄же́ние

- сло́во̄

- гла́вные чле́ны предло̄же́ния

- подлежа́щее

- сказу́емое

- вто̄ро̄степе́нные чле́ны предло̄же́ния

- часть речи

- и́мя существи́тельно̄е

- глаго́л

б) проверка домашнего задания

в) актуализация знаний[2] по теме урока

Подведение учащихся к выводу

Формулировка вывода

Сообщение темы урока

Тема урока на доске

Составление предложения с искомым словосочетанием по картинке

(приложение 1)

Физкультминутка

г) Закрепление знаний по теме урока.

  1. Работа с упражнением из учебника - выделение из предложений словосочетаний.

(приложение 2)

2. Индивидуальная работа

 (на карточках)

-упражнение на конструирование словосочетаний по вопросам

(приложение 3)

3. Выполнение упражнения на закрепление изучаемой грамматической закономерности.

- упражнение на конструирование предложений по вопросам

(приложение 4)

- Откройте тетради.

- Будем писать аккуратно,красиво.

- (20) Двадцатое октября. Классная работа. Четверг.

- Положите ручку.

- Прочитайте:

- Что вы прочитали?

- [Дети] это что?

- Сколько слов в предложении?

- Назови первое слово в предложении, Дима.

- Назови второе слово в предложении, Ира.

- Назови третье слово в предложении, Ксюша.

- Назови четвертое слово в предложении, Даша.

- Что такое главные члены предложения?

- На какой вопрос отвечает подлежащее?

- Что обозначает подлежащее?

- На какой вопрос отвечает сказуемое?

- Что обозначает сказуемое?

- Что такое [в школу]?

- Сколько словосочетаний в предложении?

- Выпиши главные члены предложения, Яна.

- Выпиши словосочетания, Дима.

- Назови окончание в слове [школу]?

- Назови склонение слова [школу]?

- Какая часть речи слово [дети]?

- Какая часть речи слово [идут]?

- Какая часть речи слово [школу]?

- Что вы делали дома?

- Прочитай первое словосочетание, Кирилл.

- Поставь вопрос к слову [от папы] и назови склонение.

- Прочитай второе словосочетание, Яна.

- Поставь вопрос к слову [от учительницы] и назови склонение.

- Прочитай следующее словосочетание, Ира.

- Поставь вопрос к слову [от лисы] и назови склонение.

- Хорошо. Молодцы.

- Какой вопрос мы задали к первому слову в словосочетаниях?

- Какой вопрос мы задали ко второму слову в словосочетаниях?

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Назови окончание слов 1 склонения, отвечающих на вопрос «от кого»?

- Вспомним, какое правило мы применяем?

- Сегодня мы продолжаем работать по теме урока – предложения со словосочетаниями «Что? + от кого?»

- Прочитай тему урока, Кирилл.

- Кто изображен на картинке?

- Составь словосочетание по вопросам: что? + от кого?

- Составь предложение с этим словосочетанием, Яна?

- Выпишите словосочетание «Что? + от кого?».

- Запишите в тетрадь предложение. Выпишите словосочетание. Выделите окончание и укажите склонение существительного, отвечающего на вопрос «от кого?». Все делают самостоятельно в тетради. Ира, ты выполняешь задание у доски.

- А сейчас – физкультминутка. Повторяйте за мной. Как мы будем говорить?

 Мы - веселые мартышки,

 Мы играем громко слишком.

 Все ногами топаем,

 Все руками хлопаем,

 Надуваем щечки,

 Скачем на носочках.

 Дружно прыгнем к потолку,

 Пальчик поднесем к виску

 И друг другу даже

 Язычки покажем!

 Шире рот откроем,

 Гримасы все состроим.

 Как скажу я слово три,

 Все с гримасами замри.

 Раз, два, три!

- Откройте учебник на странице 48. Упражнение 2.

- Прочитайте задание, Даша.

- Что надо сделать?

- Прочитай первое предложение, Яна.

- Найди в предложении словосочетание «что? + от кого?».

- Назови главное слово.

- Поставь вопрос к слову [от мамы].

- Прочитай следующее предложение, Кирилл.

- Прочитай словосочетание «что? + от кого?».

- Назови главное слово.

- На какой вопрос отвечает [от сестры]?

- Назови окончание и склонение.

 - Прочитай следующее предложение, Ира.

- Назови словосочетание, отвечающее на вопрос «что? + от кого?»?

- Назови главное слово.

- Поставь вопрос к слову [от дедушки].

- Назови окончание и склонение.

- Прочитай задание, Сережа.

- Что надо сделать?

- Составь первое словосочетание.

- Задай вопрос.

- Назови окончание и склонение существительного [от мужчины].

- Следующие словосочетания составьте самостоятельно в тетради.

- Прочитай следующее задание, Ксюша.

- Что надо сделать?

- Прочитай вопросы в первом предложении.

- Составь предложение, Дима.

- Доделайте упражнение самостоятельно в тетради.

- Я написал(а).

- Дети идут в школу.

- Мы прочитали предложение.

- [Дети] - это слово.

- В предложении четыре слова.

- Первое слово в предложении [дети].

- Второе слово в предложении [идут].

- Третье слово в предложении [в].

- Четвертое слово в предложении [школу].

- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Подлежащее обозначает предмет.

- Сказуемое отвечает на вопрос: Что делать?

- Сказуемое обозначает действие.

- [В школу] - это второстепенные члены предложения.

- В предложении одно словосочетание.

- Главные члены предложения - Дети идут.

- Словосочетание - идут (куда?) в школу.

- В слове [школу] окончание (у).

- Слово [школу] 1-го склонения.

- Слово [дети] – это имя существительное.

- Слово [идут] – это глагол.

- Слово [школу] – это имя существительное.

- Выписывали словосочетания, определяли склонение .

- Письмо от папы.

- Письмо (от кого?) от папы. Слово 1 склонения.

- Задание от учительницы.

- Задание (от кого?) от учительницы. Слово 1 склонения.

- След от лисы.

- След (от кого?) от лисы. Слово 1 склонения.

- К первому слову мы задали вопрос «Что?»

- Ко второму слову мы задали вопрос «От кого?»

- Существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я.

- Слова 1 склонения, отвечающие на вопрос «от кого?» имеют окончание (и), (ы).

- Слова 1 склонения, отвечающие на вопрос «от кого?» имеют окончание (и), (ы).

- Тема урока – предложения со словосочетаниями «Что? + от кого»?

- На картинке изображены бабушка и внучка.

- Подарок от внучки.

- Бабушка получила подарок от внучки.

- (Что?) Подарок (от кого?) от внучки.

- Будем говорить громко, хорошо, слитно, с ударением.

групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении

- Выпиши из предложений словосочетания (сущ+сущ). Поставь вопросы к существительным, напиши

к какому склонению они относятся.

- Надо выписать словосочетания, поставить вопрос, определить склонение.

- Даша взяла подарок от мамы.

- Подарок от мамы.

- Главное слово – подарок.

- Подарок (от кого?) от мамы. Окончание (ы). Слово 1-го склонения.

- На столе лежит записка от сестры.

- Записка от сестры.

- Главное слово – записка.

- Записка (от кого?) от сестры.

- Окончание (ы). Слово 1-го склонения.

- На полке лежит открытка от дедушки.

- Открытка от дедушки.

- Главное слово – открытка.

- Открытка (от кого?) от дедушки. Окончание (и). Слово 1-го склонения.

- Составь словосочетания по схеме «Что? + от кого?». Измени существительные, которые стоят в скобках. Определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.

- Надо составить словосочетания по вопросам. Определить склонение, выделить окончание.

- Поздравление от мужчины.

- (Что?) Поздравление (от кого?) от мужчины.

- Окончание (ы). 1 склонение.

- Составь предложения по вопросам и запиши их. Определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.

- Надо составить предложения по вопросам и записать их. Выделить окончание и написать склонение.

- Кто?  что сделал?  что?  от  кого?

- Вася получил справку от медсестры.

3.Организация окончания урока.

Закрепление вывода.

Оценка деятельности самих учащихся (рефлексия)

Оценка деятельности учащихся учителем.

Домашнее задание

(приложение 5)

Завершение урока

- Что мы делали на уроке?

- Какое правило мы применяли на уроке?

- Повторим все вместе еще раз правило.

- Дима, как ты сегодня работал на уроке?

- Какую ты оценку ставишь сам себе?

- Как ты работала на уроке, Ксюша?

- Какую ты себе ставишь оценку?

- Кирилл, как ты сегодня работал на уроке?

- Какую ты оценку ставишь сам себе?

- Как ты работала на уроке, Даша?

- Какую ты себе ставишь оценку?

- Сережа, как ты сегодня работал на уроке?

- Какую ты оценку ставишь сам себе?

- Как ты работала на уроке, Ира?

- Какую ты себе ставишь оценку?

- Как ты работала на уроке, Яна?

- Какую ты себе ставишь оценку?

- Я с вами согласна. На уроке вы все работали хорошо. Молодцы. За урок всем ставлю 5.

- Домашнее задание: страница 49, упражнение 3.

- Прочитай задание, Ира.

- Что надо сделать?

- Составь первое предложение, Даша.

- Найди в предложении словосочетание

«что? + от кого?».

- Задай вопрос к этим словам.

- Назови окончание и склонение существительного [от дочки].

- Всем понятно задание?

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Спасибо за работу.

-Приготовьте следующий урок и идите на перемену.

  • - Писали предложения.
  • - Составляли словосочетания и предложения.
  • - Отвечали на вопросы.
  • - Определяли склонения.
  • - Выделяли окончания.

- В словосочетаниях сущ+сущ отвечающих на вопрос «что? + кого?» слова 1 склонения имеют окончания (и), (ы).

- В словосочетаниях сущ+сущ отвечающих на вопрос «что? + кого?» слова 1 склонения имеют окончания (и), (ы).

- Я работал хорошо.

- Ставлю себе 5.

- Я работала хорошо.

- Ставлю себе 5.

- Я работал хорошо.

- Ставлю себе 5.

- Я работала хорошо.

- Ставлю себе 5.

- Я работал хорошо.

- Ставлю себе 5.

- Я работала хорошо.

- Ставлю себе 5.

- Я работала хорошо.

- Ставлю себе 5.

- Спиши предложения, вставь существительные, определи склонение существительных, отвечающих на вопрос «от кого?», выдели окончание.

- Надо списать предложения, вставить существительные, определить склонение и выделить окончание.

- Мама положила подарок от дочки на праздничный стол.

- Подарок от дочки.

- (Что?) Подарок (от кого?) от дочки.

- Окончание (и). 1 склонение.

- Да.

- Я написал(а).


[1] корригировать – вносить поправки, исправлять (Большой толковый словарь Д.Н.Ушакова)

[2] Актуализация знаний – это проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях подготовки к изучению новой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок формирования грамматического строя речи"Изменение имён существительных по числам"

Конспект урока ФГСР для специального(коррекционного) класса II вида по УМК "Школа России"...

Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."

конспект- урока  ФГС  по теме:  Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)...

Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ

Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется пр...

Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе I отделение Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.

Предмет «Формирование грамматического строя речи».Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета (1 скл).Тип урока: урок закрепления умений и навыков ...

Презентация по теме: "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия (глагол + сущ. одуш. и неодуш. ж.р.) по вопросной схеме"

Учебный материал по данной теме изучается на уроках формирования грамматического строя речи в 4 четверти 1 класса вариант 2.2. (нарушение слуха)...