Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Тема: "Закрепление знания о провописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию
грамматического строя речи в 4 классе .
Тема: Закрепление знания о правописании безударных гласных в корне слова,
проверяемых ударением.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умения определять безударную гласную в корне слова,
подбирать проверочные слова.
- Закреплять умение выделять родственные слова с ударной гласной в корне.
- Закрепить навык дифференциации значений слов с корнями-омофонами.
Коррекционные:
- Расширять активный словарный запас за счет усвоения новых слов.
- Развивать связную речь посредством работы над предложением.
- Развивать речеслуховое внимание, речеслуховую память,
речеслуховое восприятие, зрительное восприятие, логическое
мышление, зрительно-пространственную координацию, чувство
ритма, фонематическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения.
- Формировать положительную речевую мотивацию
Лексический материал:
- Ряд слов для развития речеслухового внимания, речеслуховой памяти и зрительного восприятия.
Зима, лесок, волна, пятерка, плоды, река, пенек, денек, цветок, снежок, листок, нога.
- Правило на закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
- Игра «Правильно – неправильно» на закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
Я утверждаю, что главная часть слова – это приставка.
Я утверждаю, что безударную гласную в корне слова проверяют однокоренным или родственным словом.
Я утверждаю, что если гласная стоит под ударением, то она безударная.
Я утверждаю, что гласная под ударением как слышится, так и пишется.
Я утверждаю, что если гласная в корне слова не под ударением, то она ударная.
- Ряд слов на развитие зрительного восприятия и логическое мышления.
Лесник, стол, домик, нога, водичка, козы.
- Ряды слов для развития зрительного внимания.
Дома, лес, сова, вода;
Нос, реки, гора, море.
- Ряд слов на развитие речеслухового внимания
Коты, столбы, крот, звонок.
7. Задание на закрепление операций словоизменения.
День, плот, норы, козы, воды, дом, речка, горы.
Слова: денек, плоты, нора коза, вода, дома, река, гора.
8. Задание на расширение словарного запаса.
Красивый цветок
Легкие облака
глубокие озера
озорная девчонка
соленые моря
высокие дома
Слова: цвет, облако, озеро, девочка, море, дом.
9. Задание на определение слов с ударной гласной в корне слова.
Вода, воды, водяной, водный, водоем, подводный, наводнение водичка;
Лес, лесной, лесник, лесок, перелесок, лесочек, лесовоз, леса;
Моря, море, морской, морячка, взморье, приморский, моряк, заморский.
10. Задание на развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия и логического мышления.
Примирять друзей – примерять платье; (мир – мерить)
Поседеть от старости – посидеть на стуле; (седенький – сидя)
Отворить окно – отварить картофель; (створка – варка)
Зализать раны – залезать на дерево; (зализывать – лезет)
Дремучие леса – рыжая лиса; (лес – лисы)
Полоскать бельё – поласкать ребёнка; (полощет – ласка)
Запевать песню – запивать таблетку; (петь – пить)
11. Лексический материал, сопровождаемый движениями:
В воскресенье мы встали (дети встают на носки, руки подняты вверх), надели рюкзаки (дети наклоняются до пола, затем имитируют надевание рюкзака) и пошли в поход.
Сначала мы шли по дороге (дети маршируют),
Затем переходили через ручей (дети громко хлопают),
После этого перепрыгивали через канавы (дети прыгают на двух ногах),
Потом скакали на лошади (дети имитируют лошадиный галоп).
Наконец пришли в лес.
Вдруг из леса выбежал олень (дети имитируют оленя: руки над головой крест-накрест).
Мы испугались (дети хватаются за голову двумя руками)
И пустились в обратный путь: скакали на лошади (дети имитируют лошадиный галоп), перепрыгивали через канавы (дети прыгают на двух ногах), переходили через ручей (дети громко хлопают), шли по дороге (дети маршируют). И вот мы дома (дети садятся за парты).
12. Задание на развитие связной речи
снегу, след, на, виден, волчий;
плывут, по, облака, небу, белые;
под, коты, окнами, играли, пушистые;
дети, дворе, маленькие, во, бегали;
у, живет, коза, бабушки, рогатая, Кати;
по, плывут, глубоким, корабли, морям;
Петя, доске, решал, задачу, на, трудную.
13. Задание на развитие и грамматических навыков.
Около нашей деревни протекала (река), в которой мы любили купаться.
В сосновой роще мне попалась (нора), из которой доносились какие-то звуки.
На березе в своем дворце насвистывал голосистый (скворец).
Красивые яркие (цветы) распустились на лугу возле озера.
Зимой для разных птиц школьники делают (кормушки).
Вдали показалась высокая (гора), над которой повисло темное облако.
14. Задания к дидактической игре «Орфографический этюд».
толстое бр..вно смелый б..ец цв..тущие сада
в..селые лица высокая ст..на в..сенняя гроза
спелые хл..ба заячьи сл..ды ст...льные ножи
старый ч..совщик желтая л..ства б..льшие глаза
Слова:
брёвна бой цвет
весел стены вёсны
хлеб след сталь
час листья больше
15. Задания к кроссворду.
- Длинная, ползающая, часто бывает ядовитая;
- Рогатое домашнее животное, меньше коровы, дает молоко, мясо, шерсть;
- Детёныш волка;
- Детёныш слона;
- Детёныш медведя;
- Для них мы строим скворечники;
- Эти домашние животные любят ловить мышей.
Оборудование:
Предметные картинки, таблица со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне, различные таблицы слов, схемы слов, таблица с однокоренными словами, таблица словосочетаний с пропущенными буквами в словах, карточки со словами, из которых нужно построить предложения, карточки с предложениями, в которых пропущены слова, занимательный кроссворд.
Ход занятия
Организационный момент.
Основной этап.
Задание 1. Развитие речеслухового внимания, речеслуховой памяти и зрительного восприятия.
в пределах 12 единиц.
Учитель – логопед на доску вывешивает таблицу со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Инструкция: Ребята, вставьте пропущенные буквы в эти слова.
См. лексический материал №1
Инструкция: Чтобы не ошибиться в написании этих слов, какое правило вы применяли? Давайте его вспомним.
См. лексический материал №2
Игра «Правильно – неправильно» на закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
См. лексический материал №3
Задание №2.
Инструкция: Ребята, подберите схемы к словам. Какие слова подходят к нашей теме?
Учитель – логопед на доску вывешивает схемы слов и сами слова.
См. лексический материал №4
Задание №4 Развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия и логического мышления в пределах 8 единиц.
Инструкция: Какое слово лишнее и почему?
Учитель – логопед на доску вывешивает слова с подходящими к ним схемами.
См. лексический материал №5
Инструкция: Я проговорю четыре слова. Какое слово лишнее и почему?
См. лексический материал №6
Задание №5 Операция словоизменения.
Инструкция: Измените слово так, чтобы оно стало соответствовать теме нашего занятия.
См. лексический материал №7
Задание №6 Расширение словарного запаса.
Инструкция: Подберите к прилагательному существительное. Подберите к этим существительным проверочные слова. Запишите любые два словосочетания в тетрадь.
Учитель – логопед на доску вывешивает таблицы со словами: существительными и прилагательными.
См. лексический материал №8
Задание №7
Инструкция: Определите в ряду слов слова с ударной гласной в корне слова и подчеркните их.
Учитель – логопед на доску вывешивает таблицы со словами.
Как называются такие слова? Для чего нам нужны такие слова?
См. лексический материал №9
Задание №8 Развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия и логического мышления в пределах 14 единиц.
Инструкция: Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните значение полученных слов.
Учитель – логопед на доску вывешивает таблицы со словосочетаниями, в которых в словах с безударной гласной в корнях-омофонах пропущена безударная гласная; рядом вывешиваются карточки с проверочными словами.
См. лексический материал №10
Инструкция: Запишите любую пару словосочетаний в тетрадь.
Физкультминутка.
Инструкция: Ребята, встаньте из-за парт! Давайте расскажем и покажем, как мы провели выходной день. Будьте внимательны.
См. лексический материал №11
Задание №9 Развитие связной речи и грамматических навыков.
Инструкция: Перед вами карточки со словами. Из этих слов составьте предложение.
См. лексический материал №12
Инструкция: Запишите полученное предложение в тетрадь. Найдите в этих предложениях слова с безударной гласной в корне и подчеркните их.
Задание №10 Развитие связной речи и грамматических навыков.
Инструкция: Перед вами карточки с заданием. Письменно дополните предложения словами с безударной гласной в корне, используя как подсказку изображенные на картинках предметы.
Учитель – логопед на доску вывешивает картинки с изображением различных предметов.
См. лексический материал №13
Инструкция: Прочитайте предложения, которые у вас получились и подберите к словам с безударной гласной в корне проверочные слова.
Задание №11 Работа с дидактическим материалом «Орфографический этюд».
Инструкция: Перед вами по одной большой карточке и по четыре маленьких карточки.
1. Прочитайте на каждой маленькой карточке словосочетание;
2. Подберите к слову с пропущенной буквой проверочное слово, которое написано на большой карточке;
3. Положите на это слово маленькую карточку;
4. Переверните эти маленькие карточки.
Инструкция: Если вы не ошиблись, то из четырех маленьких карточек получается картинка.
См. лексический материал №14
Задание №12
Инструкция: Разгадайте кроссворд и хором прочитайте слово под цифрой 8.
См. лексический материал №15
| 1 з | 8 м | е | я | ||||||||||||
2 к | о | з | а | |||||||||||||
3 в | о | л | ч | о | н | о | к | |||||||||
4 с |
л | о | н | ё | н | о | к | |||||||||
5 м | е |
д | в | е | ж | о | н | о | к | |||||||
6 с | к | в | о | р | ц | ы | ||||||||||
7 к | о | т | ы | |||||||||||||
Итог занятия.
Что мы делали на нашем занятии? Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."
конспект- урока ФГС по теме: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)...

Рабочая программа для слабослышащих "Формирование грамматического строя речи", 4 класс, ФГОС
Рабочая программа для слабослышащих по предмету "Формирование грамматического строя речи" предназначена для учащихся 4 класса...

Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ
Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема занятия: "Путешествие в страну родственных слов"....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема: "Безударные гласные в корне слова"....
- Мне нравится (1)
