Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию
грамматического строя речи в 4 классе.
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Задачи:
образовательные:
- упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
коррекционные:
- совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;
- уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;
- развивать функции словоизменения;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Лексический материал:
- Ряд гласных букв
Р, А, В, И, К, С,
О, З, Х, Ш, У,М,
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф.
2. Игра «Правильно – неправильно» на закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
Я утверждаю, что главная часть слова – это приставка.
Я утверждаю, что безударную гласную в корне слова проверяют однокоренным или родственным словом.
Я утверждаю, что если гласная стоит под ударением, то она безударная.
Я утверждаю, что гласная под ударением как слышится, так и пишется.
Я утверждаю, что если гласная в корне слова не под ударением, то она ударная.
- Закрепление знаний о однокоренных словах.
Цветок – цвет, цветик, цветной, соцветье, разноцветный, цветы, цветочный, цветовод, цветочница.
Вопросы:
а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы;
д) в пенале много … карандашей;
е) маленький цветок.
4. Закрепление знаний о словах – признаках.
Вопросы:
Как называются цветы, растущие в поле?
Как называются цветы, растущие в лесу,
Как называются цветы, растущие в комнате?
Как называются цветы, растущие весной?
Как называются цветы, которые пахнут?
Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие.
Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет.
5. Лексический материал, сопровождаемый движениями:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
6.Закрепление знаний о словах – действиях.
расцветает | распускается |
7. Задание на развитие функции словоизменения
В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).
8. Задание на развитие валентностей слова «цветной»
Слова: шары, телевизор, капуста, карандаш, платок, фонарики.
Разноцветные шары, разноцветные карашдаши, разноцветный платок, разноцветные фонарики.
9. Задание на развитие связной речи.
Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они,любуются,их,красотой.
10. Задание на развитие логического мышления.
- В саду расцвели белые розы.
- На стене висит цветной ковер.
- Лицо цветовода цветет от радости.
Оборудование: настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Задание 1.
. Инструкция: Из ряда букв запомните гласные и найдите соответствующую букву в азбуке-мозаике. Какие
гласные буквы вы еще знаете? Назовите все 10 гласных букв.
См. лексический материал №1.
Учитель – логопед:
Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?
Задание 2.Игра «Правильно – неправильно» на закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
См. лексический материал №2.
II. Основная часть
Задание 2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Учитель – логопед:А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.
(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)
2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.
Учитель - логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.
Задание 3.Закрепление знаний об однокоренных словах.
Инструкция: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».
(Дети записывают слова на лепестках цветка.)
См. лексический материал №3.
Инструкция:
-Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?
(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).
Задание 4.Слова, обозначающие признаки предмета.
Инструкция: На каждом лепестке записан вопрос. Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.
См. лексический материал №4.
Инструкция:
– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.
Задание 5.
Инструкция: Запишите какого цвета бывают цветы на лепестках и прикрепите их к цветку.
Физкультминутка
См. лексический материал №5.
Задание 6. Слова, обозначающие действия предметов
Инструкция: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может выполнять цветок?
См. лексический материал №6.
Инструкция: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.
(Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).
Задание 7. Развитие функции словоизменения
Дидактическая игра «Доскажи слово».
Инструкция: Измените слово «цветок» по смыслу.
См. лексический материал №7.
Задание 8. Развитие валентностей слова «цветной»
Инструкция: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки. В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?
См. лексический материал №8.
Задание 9. Развитие связной речи. Работа с деформированным предложением и текстом.
Инструкция: Пользуясь словами – опорами составьте предложения о цветке.
См. лексический материал №9.
Инструкция:
-Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
– Какими родственными словами мы проверим безударные гласные в корне?
Задание 10.Словесно-логические задачи.
Инструкция: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.
См. лексический материал №10.
III. Итог занятия
О чем мы сегодня говорили? Чему научились?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."
конспект- урока ФГС по теме: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)...

Рабочая программа для слабослышащих "Формирование грамматического строя речи", 4 класс, ФГОС
Рабочая программа для слабослышащих по предмету "Формирование грамматического строя речи" предназначена для учащихся 4 класса...

Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ
Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема занятия: "Путешествие в страну родственных слов"....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема: "Закрепление знания о провописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением"....
- Мне нравится (1)
