Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Малащенко Ирина Петровна

Тема: "Безударные гласные в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konspekt.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

   

         

                Конспект логопедического занятия по формированию

                        грамматического строя речи в 4 классе.

                         

                                                                                                                                   

                                                   

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Задачи:

образовательные: 

  • упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

коррекционные: 

  • совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;
  • уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;
  • развивать функции словоизменения;

воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Лексический материал:

  1. Ряд гласных букв

Р, А, В, И, К, С,
О, З, Х, Ш, У,М,
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф.

       2. Игра «Правильно – неправильно»  на закрепление знаний о правописании безударной  гласной в корне   слова. 

Я утверждаю, что  главная часть слова – это приставка.

Я утверждаю, что  безударную гласную в корне слова проверяют однокоренным или родственным словом.

Я утверждаю, что  если гласная стоит под ударением, то она безударная.

Я утверждаю, что  гласная под ударением как слышится, так и пишется.

Я утверждаю, что если  гласная в корне слова  не под ударением, то она ударная.

  1. Закрепление знаний о однокоренных словах.

Цветок – цвет, цветик, цветной, соцветье, разноцветный, цветы, цветочный, цветовод, цветочница.

Вопросы:

             а) помещение, где растут цветы;
            б) человек, который выращивает цветы;
            в) женщина, которая продает цветы;
            г) киоск, в котором продают цветы;

             д) в пенале много … карандашей;

             е) маленький цветок.

       4. Закрепление знаний о словах – признаках.

         Вопросы:

     Как называются цветы, растущие в поле?

     Как называются цветы, растущие в лесу,

     Как называются цветы, растущие в комнате?

     Как называются цветы, растущие весной?

     Как называются цветы, которые пахнут?

    Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие.

    Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет.

      5. Лексический материал, сопровождаемый движениями:

        Рвать цветы легко и просто
       Детям маленького роста.
       Но тому, кто так высок,
       Нелегко сорвать цветок.

      6.Закрепление знаний о словах – действиях.      

          расцветает
         зацветает
         увядает
         отцветает

                       распускается
                      радует
                      звенит
                      растет

       7. Задание на развитие функции словоизменения

         В цветнике расцвел … (цветок).
        В мире лучше нет … (цветка).
        Очень рады мы … (цветку).
        Мы несем домой …(цветок).
        Мы любуемся …(цветком).
        И поем мы о …(цветке).

       8. Задание на развитие валентностей слова «цветной»

        Слова: шары, телевизор, капуста, карандаш, платок, фонарики.

         Разноцветные шары, разноцветные карашдаши, разноцветный платок, разноцветные фонарики.

        9. Задание на развитие связной речи.

       Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они,любуются,их,красотой.

        10. Задание на развитие логического мышления.

  • В саду расцвели белые розы.
  • На стене висит цветной ковер.
  • Лицо цветовода цветет от радости.

Оборудование: настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Задание 1.

.    Инструкция: Из ряда букв запомните гласные и найдите соответствующую букву в азбуке-мозаике.  Какие  

гласные буквы вы еще знаете?  Назовите все 10 гласных букв.

 См. лексический материал №1.

Учитель – логопед:

Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?

Задание 2.Игра «Правильно – неправильно»  на закрепление знаний о правописании безударной  гласной в корне слова. 

См. лексический материал №2.

II. Основная часть

Задание 2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Учитель – логопед:А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.

(На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)

2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.

Учитель - логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.

 Задание 3.Закрепление знаний об однокоренных словах.

Инструкция: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».

(Дети записывают слова на лепестках цветка.)

См. лексический материал №3.

Инструкция:

 -Выделите общую часть родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?

(Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).

Задание 4.Слова, обозначающие признаки предмета.

Инструкция:  На каждом лепестке записан вопрос. Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.

См. лексический материал №4.

Инструкция:

– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.

Задание 5.

Инструкция:  Запишите какого цвета бывают цветы на лепестках и прикрепите  их к цветку.

Физкультминутка

См. лексический материал №5.

Задание 6. Слова, обозначающие действия предметов

Инструкция: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может выполнять цветок?

См. лексический материал №6.

Инструкция: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.

(Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).

Задание 7. Развитие функции словоизменения

Дидактическая игра «Доскажи слово».

 Инструкция: Измените слово «цветок» по смыслу.

См. лексический материал №7.

Задание 8. Развитие валентностей слова «цветной»

 Инструкция: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки. В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?

См. лексический материал №8.

Задание 9. Развитие связной речи. Работа с деформированным предложением и текстом.

Инструкция: Пользуясь словами – опорами составьте предложения о цветке.

См. лексический материал №9.

Инструкция: 

  -Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
– Какими родственными словами мы проверим безударные гласные в корне?

  Задание 10.Словесно-логические задачи.

  Инструкция: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.

См. лексический материал №10.

III. Итог занятия

 О чем мы сегодня говорили? Чему научились?

Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."

конспект- урока  ФГС  по теме:  Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)...

Рабочая программа для слабослышащих "Формирование грамматического строя речи", 4 класс, ФГОС

Рабочая программа для слабослышащих по предмету "Формирование грамматического строя речи" предназначена для учащихся 4 класса...

Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ

Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется пр...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса  с ОНР-III- IV ур....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе

Тема: "Закрепление знания о провописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением"....