Конспект логопедического занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи» (2 класс).
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Крючкова Елена Александровна

Конспект логопедического занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи» (2 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi_2_klass.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

на тему «Развитие лексико-грамматического строя речи» (2 класс).

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи

Задачи логопедические:

1. Развитие слогового анализа и синтеза.

2. Развитие функций словоизменения и словообразования.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие временных понятий.

Задачи образовательные:

1. Актуализация предметного, глагольного и качественного словаря по теме: «Осень и зима».

2. Упражнять в употреблении временных понятий в названии времен года с предлогами «до» и «после».

3. Упражнять в усвоении навыков словоизменения существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

4. Упражнять в практическом употреблении относительных прилагательных с существительными.

  1. Продолжать обучать детей использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом «а» в значении противопоставления.

Воспитательные

1. Воспитывать наблюдательность, умение замечать сезонные изменения в природе.

2. Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Оборудование:

- карточки с загадками;

- карточки-схемы, наглядные модели;

- иллюстрации «осень» и «зима»;

- картинка «Волшебное дерево».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Прослушивание чтения загадок о осени и зиме в исполнении учителя.

Пришла без красок

 B без кисти

 И перекрасила все листья.

 (Осень).

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью).

Растут — зеленеют

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют (Листья).

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (Листопад).

Он за августом приходит,

Бабье лето к нам приводит.

Мы его, конечно, знаем,

Ведь богат он урожаем! (Сентябрь)

- Про какое время года загадки, про осень?

 - Осень бывает разная, ранняя и поздняя.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

 Дует так, спасенья нет!

 Что такое? Дай ответ!

 (Поздняя осень).

Зима – мороз крепчает, за окном кружит снег, румяные дети весело катятся с горки, а дома тепло, уютно… Послушайте подобранные стихи про зиму – возможно, вам захочется выйти на улицу и поиграть в снежки?! Зачем сидеть дома, когда за окном такая белоснежная красота!

В эту «булку» сядем сами,

Нас несет она как сани!

С горки катится подушка

Это круглая … (Ватрушка)

Щиплет, да не мыло.

Трещит, да не огонь.

Рисует, да не художник. (Мороз)

Вверх тащим в гору деревяшку,

А мчимся вниз, как на упряжке. Что это? (Санки)

Ты возьмешь меня в ладошки,

Плотный сделаешь комок,

Так получится из снега

Круглый маленький … (Снежок)

Во дворе трещит мороз,

Дом весит среди берез.

Птичек угостит зерном. Этот домик за окном.

(Кормушка)

Зацепилась за карниз

И свисает саблей вниз. (Сосулька)

Если зимой не идётся и не едется,

Значит на улицах всех … (Гололедица)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Метель)

Снежный шарик

Сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны… (Снежки)

Что за звездочка такая

На пальто и на платке —

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь — вода в руке? (Снежинка)

Наступает новый год,

Этот месяц нам его несет,

Самый первый, грандиозный,

И всегда такой морозный. (Январь)

Какая зима?

Какие зимние забавы вы знаете?

2. Постановка цели занятия, мотивация.

Учитель-логопед привлекает внимание детей к «Волшебному дереву», в каждом листочке которого «зашифровано» задание.

3. Игра «Слово – слова - много слов»:

лист - листья - много листьев

дерево – деревья – много деревьев

лужа – лужи – много луж

пень – пни – много пней

снежинка – снежинки - снежинок

сосулька – сосульки – сосулек

снеговик – снеговики – снеговиков…

Самостоятельно подбирают слова, проговаривают словосочетания.

Выполняют задание с опорой на наглядные модели.

  1. Игра «Большой – маленький»:

лист – листик, листочек

куст – кустик, кусточек

ветер – ветерок, ветерочек

снег – снежок, снежочек

лед – ледок, ледочек…

Дети выполняют. Проговаривают сложносочиненные предложения с союзом «а» и с опорой на пиктограммы:

- самостоятельно или с незначительной помощью логопеда,

- вместе с логопедом или вслед за ним.

 5. Игра «Большой – огромный»:

лист – листище, ветер – ветрище,

дождь – дождище, туман – туманище,

куст – кустище, пень – пнище

снег - снежище, горка – горище

нос – носище, мороз – морозище…

6. Упражнение «Найди слова – признаки»

 (на материале стих. А. С. Пушкина «Унылая пора!..)

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса,

 В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

 И мглой волнистою покрыты небеса,

 И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы.

Дети выполняют, проговаривая

  1. Упражнение «Найди слова – действия» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
выполняют, проговаривая

8. Физминутка «Времена года».

9. Игра «Наоборот»:

- Ранней осенью погода бывает ясная, солнечная, по-летнему теплая: вокруг все пестрит, золотится и радует нас пышным убранством; а поздней осенью стоит хмурая, ненастная, слякотная погода, будто вся природа увядает, тускнеет, засыпает и уже становится по-зимнему холодно.

10. Игра «Угадай, что лишнее?»:

- снегопад, снежный, снег, снежочек;

- холод, холодный, холодок, холодильник…

11. Закрепление.

Игра «Картинку собери, «До» и «После» назови»:

- после лета бывает осень, после осени - зима, после зимы – весна, после весны –лето;

- до осени бывает лето, до лета – весна…

12. Итог занятия:

- В каком времени года мы сегодня побывали?

- Какое время года вам больше нравится?

- Какие задания выполняли на занятии?

- Какие понравились?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Развитие зрительных дифференцировок на материале букв О-А, звуков [О-А]"

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Лексическая тема "Дикие животные северных и южных стран"....

Конспект урока по развитию лексико-грамматических средств

конспект занятия преднозначен для обогащения словарного запаса, для закрепления умений использовать в речи существительные единственного числа в предложении...

Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения).

Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения)....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе

Тема: "Закрепление знания о провописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением"....