Конспект логопедического занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи» (2 класс).
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Конспект логопедического занятия «Развитие лексико-грамматического строя речи» (2 класс).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
на тему «Развитие лексико-грамматического строя речи» (2 класс).
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи
Задачи логопедические:
1. Развитие слогового анализа и синтеза.
2. Развитие функций словоизменения и словообразования.
3. Обогащение словарного запаса.
4. Развитие временных понятий.
Задачи образовательные:
1. Актуализация предметного, глагольного и качественного словаря по теме: «Осень и зима».
2. Упражнять в употреблении временных понятий в названии времен года с предлогами «до» и «после».
3. Упражнять в усвоении навыков словоизменения существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.
4. Упражнять в практическом употреблении относительных прилагательных с существительными.
- Продолжать обучать детей использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом «а» в значении противопоставления.
Воспитательные
1. Воспитывать наблюдательность, умение замечать сезонные изменения в природе.
2. Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.
Оборудование:
- карточки с загадками;
- карточки-схемы, наглядные модели;
- иллюстрации «осень» и «зима»;
- картинка «Волшебное дерево».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Прослушивание чтения загадок о осени и зиме в исполнении учителя.
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень).
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью).
Растут — зеленеют
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют (Листья).
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (Листопад).
Он за августом приходит,
Бабье лето к нам приводит.
Мы его, конечно, знаем,
Ведь богат он урожаем! (Сентябрь)
- Про какое время года загадки, про осень?
- Осень бывает разная, ранняя и поздняя.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень).
Зима – мороз крепчает, за окном кружит снег, румяные дети весело катятся с горки, а дома тепло, уютно… Послушайте подобранные стихи про зиму – возможно, вам захочется выйти на улицу и поиграть в снежки?! Зачем сидеть дома, когда за окном такая белоснежная красота!
В эту «булку» сядем сами,
Нас несет она как сани!
С горки катится подушка
Это круглая … (Ватрушка)
Щиплет, да не мыло.
Трещит, да не огонь.
Рисует, да не художник. (Мороз)
Вверх тащим в гору деревяшку,
А мчимся вниз, как на упряжке. Что это? (Санки)
Ты возьмешь меня в ладошки,
Плотный сделаешь комок,
Так получится из снега
Круглый маленький … (Снежок)
Во дворе трещит мороз,
Дом весит среди берез.
Птичек угостит зерном. Этот домик за окном.
(Кормушка)
Зацепилась за карниз
И свисает саблей вниз. (Сосулька)
Если зимой не идётся и не едется,
Значит на улицах всех … (Гололедица)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Метель)
Снежный шарик
Сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны… (Снежки)
Что за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке? (Снежинка)
Наступает новый год,
Этот месяц нам его несет,
Самый первый, грандиозный,
И всегда такой морозный. (Январь)
Какая зима?
Какие зимние забавы вы знаете?
2. Постановка цели занятия, мотивация.
Учитель-логопед привлекает внимание детей к «Волшебному дереву», в каждом листочке которого «зашифровано» задание.
3. Игра «Слово – слова - много слов»:
лист - листья - много листьев
дерево – деревья – много деревьев
лужа – лужи – много луж
пень – пни – много пней
снежинка – снежинки - снежинок
сосулька – сосульки – сосулек
снеговик – снеговики – снеговиков…
Самостоятельно подбирают слова, проговаривают словосочетания.
Выполняют задание с опорой на наглядные модели.
- Игра «Большой – маленький»:
лист – листик, листочек
куст – кустик, кусточек
ветер – ветерок, ветерочек
снег – снежок, снежочек
лед – ледок, ледочек…
Дети выполняют. Проговаривают сложносочиненные предложения с союзом «а» и с опорой на пиктограммы:
- самостоятельно или с незначительной помощью логопеда,
- вместе с логопедом или вслед за ним.
5. Игра «Большой – огромный»:
лист – листище, ветер – ветрище,
дождь – дождище, туман – туманище,
куст – кустище, пень – пнище
снег - снежище, горка – горище
нос – носище, мороз – морозище…
6. Упражнение «Найди слова – признаки»
(на материале стих. А. С. Пушкина «Унылая пора!..)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дети выполняют, проговаривая
- Упражнение «Найди слова – действия» Александр Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
выполняют, проговаривая
8. Физминутка «Времена года».
9. Игра «Наоборот»:
- Ранней осенью погода бывает ясная, солнечная, по-летнему теплая: вокруг все пестрит, золотится и радует нас пышным убранством; а поздней осенью стоит хмурая, ненастная, слякотная погода, будто вся природа увядает, тускнеет, засыпает и уже становится по-зимнему холодно.
10. Игра «Угадай, что лишнее?»:
- снегопад, снежный, снег, снежочек;
- холод, холодный, холодок, холодильник…
11. Закрепление.
Игра «Картинку собери, «До» и «После» назови»:
- после лета бывает осень, после осени - зима, после зимы – весна, после весны –лето;
- до осени бывает лето, до лета – весна…
12. Итог занятия:
- В каком времени года мы сегодня побывали?
- Какое время года вам больше нравится?
- Какие задания выполняли на занятии?
- Какие понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия "Развитие зрительных дифференцировок на материале букв О-А, звуков [О-А]"
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Лексическая тема "Дикие животные северных и южных стран"....
Конспект урока по развитию лексико-грамматических средств
конспект занятия преднозначен для обогащения словарного запаса, для закрепления умений использовать в речи существительные единственного числа в предложении...

Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения).
Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения)....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема занятия: "Путешествие в страну родственных слов"....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема: "Закрепление знания о провописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением"....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема: "Безударные гласные в корне слова"....
