Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Тема занятия: "Путешествие в страну родственных слов".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию
грамматического строя речи в 4 классе .
Тема: Путешествие в страну родственных слов.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о родственных однокоренных словах.
- Закреплять умение выделять главную смысловую часть слова - корень.
- Упражнять в подборе родственных однокоренных слов.
Коррекционные:
- Развивать зрительное восприятие, слуховую память в пределах 10-12 единиц и внимание.
- Развивать логическое мышления на основе упражнений в подборе родственных однокоренных слов.
- Расширять словарь учащихся по теме "Человек".
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Формировать положительную учебную мотивацию.
Лексический материал:
- Ряды слов для развития слуховой памяти.
Уши, ушной, ушко, наушник.
Голова, головной, головка, подголовник.
Рука, ручной, ручка, наручник.
- Стихотворение для закрепления знаний о родственных, однокоренных словах.
Слова, как родные похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть-
Они об одном говорят.
- Признаки родственных, однокоренных слов.
- Имеют общую часть - корень
- Близки по смыслу
- Похожи по звучанию
- Похожи по написанию
- Ряды слов для развития зрительного внимания.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный и песок.
- Задание на закрепление знаний о родственных однокоренных словах.
УМ |
|
|
|
|
ГОЛОС |
|
|
|
|
ГУБЫ |
|
|
|
|
Слова: умник, заголосить, губки, пригубить, умничать, голосок, заумный, губастый, голосистый, умничка, губная, голосовой.
- Загадки для развития логического мышления.
Всегда он в работе, | Мы на них стоим и пляшем, |
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (ПАЛЬЦЫ)
Однокоренные слова к отгадкам.
Язык – язычок, языки, языковой, языком.
Ноги – нога, ножище, ноженька, ножной.
Пальцы – палец, пальчик, пальчищи, пальцевой.
- Лексический материал для физкультминутки
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
- Задание на закрепление зрительного внимания и восприятия.
ГЛАЗ | синий | РОТ | красный | НОС | зелёный |
НОСИК |
| ПОДГЛАЗНИК |
| РОТИК |
|
ГЛАЗНОЙ |
| НОСИЩЕ |
| СГЛАЗИТЬ |
|
РОТИЩЕ |
| РОТОВОЙ |
| ПЕРЕНОСИЦА |
|
НОСАТЫЙ |
| ГЛАЗИЩА |
| РОТОК |
|
- Задание на закрепление умений работать с однокоренными родственными словами на уровне текста.
Урок рисования.
Сегодня у нас был урок.... Мы ….. человека. Я повесил свой....
на стену около дивана. Мне очень нравится ...
Слова: рисовали, рисования, рисовать, рисунок.
- Игра «Правильно – неправильно» на закрепление знаний о родственных словах.
Я утверждаю, что главная часть слова – это приставка.
Я утверждаю, что корень – это часть слова, которая стоит после суффикса.
Я утверждаю, что однокоренные слова – это слова, которые имеют общую часть - корень.
Я утверждаю, что родственные слова не близки по смыслу.
Я утверждаю, что слова близкие по смыслу, и в которых есть одна общая часть – корень, называются родственными.
Оборудование: интерактивная доска, билеты в страну Родственных слов, карточки к заданиям № 3, 5, 6; цветные карандаши (синий, красный, зеленый).
Ход занятия
Оргмомент.
Сегодня мы отправимся в путешествие. По какой стране будем путешествовать, вы должны будете догадаться сами. А сейчас проверим, все ли вы готовы отправиться в дорогу. У путешественников должна быть отличная память, чтобы всё запомнить и правильно выполнить задания.
Задание 1. Развитие слуховой памяти в пределах 10 единиц.
Инструкция: Слушайте и постарайтесь запомнить цепочки слов. Назовите корень в каждом слове.
См. лексический материал № 1.
Задание 2. Закрепление понятий о родственных однокоренных словах.
Инструкция: Слушайте стихотворение. Догадайтесь, о каких словах идёт речь? Какие слова называют родственными, однокоренными?
См. лексический материал № 2.
Учитель – логопед выдает билеты с признаками родственных, однокоренных слов.
См. лексический материал № 3.
Задание 3. Развитие зрительного внимания в пределах 10-11 единиц. Развитие навыка различия родственных слов и слов, сходных по звучанию, но таковыми не являющимися.
Игра "Третий лишний".
Инструкция: Прочитайте ряды слов (запись на доске). Определите лишнее слово в каждом ряду, вычеркните его. В оставшихся словах выделите корень.
См. лексический материал № 4.
Задание 4. Закрепление знаний о родственных однокоренных словах.
Инструкция: У каждого ученика на парте карточка с заданием. К данным словам подберите родственные. Выполнить задание вам помогут слова под таблицей.
См. лексический материал № 5.
Задание 5. Развитие логического мышления. Развитие умения подбирать подходящие родственные, однокоренные слова к предложенным.
Найдем самого догадливого из вас.
Инструкция: Слушайте загадки, отгадайте их. К отгадкам подберите родственные, однокоренные слова.
См. лексический материал № 6.
Инструкция: Составьте предложение из 5-6 слов с любым словом. Запишите его.
Физкультминутка.
См. лексический материал № 7.
Задание 6. Развитие зрительного внимания и восприятия в пределах 12 единиц на материале родственных, однокоренных слов.
Инструкция: Перед каждым из вас карточка с заданием. Каждому слову соответствует свой цвет. Выберите нужный цвет для каждого родственного слова.
См. лексический материал № 8.
Задание 7.Закрепление умения работать с родственными, однокоренными словами на уровне текста.
Инструкция: Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Выделите в этих словах корень. Запишите текст в тетрадь.
См. лексический материал № 9.
Задание 8.Закрепление знаний о родственных, однокоренных словах .
Игра «Правильно – неправильно»
См. лексический материал № 10.
Итог занятия.
Чему научились? Кто работал лучше всех?
Вот и закончилось наше путешествие. Со всеми заданиями вы справились успешно. Всё, что вы видели и запомнили в "Стране родственных однокоренных слов", вы сможете рассказать другим ребятам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."
конспект- урока ФГС по теме: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)...

Рабочая программа для слабослышащих "Формирование грамматического строя речи", 4 класс, ФГОС
Рабочая программа для слабослышащих по предмету "Формирование грамматического строя речи" предназначена для учащихся 4 класса...

Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ
Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема: "Закрепление знания о провописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением"....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
Тема: "Безударные гласные в корне слова"....
- Мне нравится (1)
