Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Малащенко Ирина Петровна

Тема занятия: "Путешествие в страну родственных слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

   

         

                Конспект логопедического занятия по формированию  

                        грамматического строя речи в 4 классе .

                                                                                                                                   

                                                                                                                               

                                                                                           

 

 Тема: Путешествие в страну родственных слов.

  Задачи:

Образовательные: 

  • Закреплять знания детей о родственных однокоренных словах.
  • Закреплять умение выделять главную смысловую часть слова - корень.
  • Упражнять в подборе родственных однокоренных слов.

Коррекционные: 

  • Развивать зрительное восприятие, слуховую память в пределах 10-12 единиц и внимание.
  • Развивать логическое  мышления на основе упражнений в подборе родственных однокоренных слов.
  • Расширять словарь учащихся по теме "Человек".

Воспитательные: 

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать положительную учебную мотивацию.

Лексический материал:

  1. Ряды слов для развития слуховой памяти.

Уши, ушной, ушко, наушник.

Голова, головной, головка, подголовник.

Рука, ручной, ручка, наручник.

  1. Стихотворение для закрепления знаний о родственных, однокоренных словах.

Слова, как родные похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть-
Они об одном говорят.

  1. Признаки родственных, однокоренных слов.
  • Имеют общую часть - корень
  • Близки по смыслу
  • Похожи по звучанию
  • Похожи по написанию
  1. Ряды слов для развития зрительного внимания.

       Белка, беленький, белить.

       Водяной, вода, водить.

      Лист, лиса, лисёнок.

      Лось, лоскут, лосёнок.

      Горный, горка, городок.

      Пёс, песочный и песок.

  1. Задание на закрепление знаний о родственных  однокоренных словах.

УМ

 

 

 

 

ГОЛОС

 

 

 

 

ГУБЫ

 

 

 

 

Слова: умник, заголосить, губки, пригубить, умничать,  голосок, заумный, губастый, голосистый,  умничка,  губная, голосовой.

  1. Загадки для развития логического мышления.

Всегда он в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (ЯЗЫК)

Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (НОГИ)

        У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (ПАЛЬЦЫ)

Однокоренные слова к отгадкам.

Язык – язычок, языки, языковой, языком.

Ноги – нога, ножище, ноженька, ножной.

Пальцы – палец, пальчик, пальчищи, пальцевой.

  1. Лексический материал для физкультминутки

       А сейчас все по порядку
      Встанем дружно на зарядку.
      Руки в стороны, согнули,
      Вверх подняли, помахали.
      Спрятали за спину их и оглянулись:
      Через правое плечо, через левое еще.
      Дружно присели, пяточки задели,
      На носочки поднялись,
      Опустили руки вниз.

  1. Задание на закрепление зрительного внимания и восприятия.

ГЛАЗ

синий

РОТ

красный

НОС

зелёный

НОСИК

 

ПОДГЛАЗНИК

 

РОТИК

 

ГЛАЗНОЙ

 

НОСИЩЕ

 

СГЛАЗИТЬ

 

РОТИЩЕ

 

РОТОВОЙ

 

ПЕРЕНОСИЦА

 

НОСАТЫЙ

 

ГЛАЗИЩА

 

РОТОК

 

  1. Задание на закрепление умений работать с однокоренными  родственными словами на уровне текста.

                                             Урок рисования.

               Сегодня у нас был урок.... Мы ….. человека. Я повесил свой....

              на стену около дивана. Мне очень нравится ...

     Слова: рисовали, рисования, рисовать, рисунок.

  1.  Игра «Правильно – неправильно»  на закрепление знаний о родственных словах.

Я утверждаю, что главная часть слова – это приставка.

Я утверждаю, что корень – это часть слова, которая стоит после суффикса.

Я утверждаю, что однокоренные слова – это слова, которые имеют общую часть - корень.

Я утверждаю, что родственные слова не близки по смыслу.

Я утверждаю, что слова близкие по смыслу, и в которых есть одна общая часть – корень, называются родственными.

Оборудование: интерактивная доска, билеты в страну Родственных слов, карточки к заданиям № 3, 5, 6; цветные карандаши (синий, красный, зеленый).

   

                                                  Ход занятия

         Оргмомент.

  Сегодня мы отправимся в путешествие. По какой стране будем путешествовать, вы должны будете догадаться сами. А сейчас проверим, все ли вы готовы отправиться в дорогу. У путешественников должна быть отличная память, чтобы всё запомнить и правильно выполнить задания.

   Задание 1. Развитие слуховой памяти в пределах 10 единиц.

Инструкция: Слушайте и постарайтесь запомнить цепочки слов. Назовите корень в каждом слове.

См. лексический материал № 1.

        Задание 2. Закрепление понятий о родственных  однокоренных словах.

      Инструкция: Слушайте стихотворение. Догадайтесь, о каких словах идёт речь?     Какие слова называют  родственными, однокоренными?

См. лексический материал № 2.  

 Учитель – логопед выдает билеты с признаками  родственных, однокоренных слов.

   См. лексический материал № 3.  

       Задание 3. Развитие зрительного внимания в пределах 10-11 единиц. Развитие навыка различия родственных слов и слов, сходных по звучанию, но таковыми не являющимися.

  Игра "Третий лишний".

  Инструкция:   Прочитайте ряды слов (запись на доске). Определите лишнее слово в каждом ряду, вычеркните его. В оставшихся словах выделите корень.

  См. лексический материал № 4.  

     Задание 4. Закрепление знаний о родственных  однокоренных словах.

  Инструкция:   У каждого ученика на парте карточка с заданием. К данным словам подберите родственные. Выполнить задание вам помогут слова под таблицей.

   См. лексический материал № 5.

     Задание 5. Развитие логического мышления. Развитие умения подбирать подходящие родственные, однокоренные слова к предложенным.

Найдем самого догадливого из вас.

     Инструкция: Слушайте загадки,  отгадайте их.  К отгадкам подберите родственные, однокоренные слова.

   См. лексический материал № 6.

    Инструкция: Составьте предложение из 5-6 слов с любым словом. Запишите его.

  Физкультминутка.

   См. лексический материал № 7.  

   Задание 6. Развитие зрительного внимания и восприятия в пределах 12 единиц на материале родственных, однокоренных слов.

    Инструкция: Перед каждым из вас карточка с заданием. Каждому слову соответствует свой цвет. Выберите нужный цвет для каждого родственного слова.

    См. лексический материал № 8.  

  Задание 7.Закрепление умения работать с родственными, однокоренными словами на уровне текста.

   Инструкция: Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Выделите в этих словах корень. Запишите текст в тетрадь.

    См. лексический материал № 9.

     Задание 8.Закрепление знаний о родственных, однокоренных словах .

    Игра «Правильно – неправильно»

   См. лексический материал № 10.

    Итог занятия.

   Чему научились? Кто работал лучше всех?

  Вот и закончилось наше путешествие. Со всеми заданиями вы справились успешно. Всё, что вы видели и запомнили в "Стране родственных  однокоренных слов", вы сможете рассказать другим ребятам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи, 4 класс 2 отделение "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета."

конспект- урока  ФГС  по теме:  Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета. (4 класс 2 отделение школа слабослышащих)...

Рабочая программа для слабослышащих "Формирование грамматического строя речи", 4 класс, ФГОС

Рабочая программа для слабослышащих по предмету "Формирование грамматического строя речи" предназначена для учащихся 4 класса...

Технологическая карта урока Формирование грамматического строя речи 2 класс для детей с ОВЗ

Тема урока: " Навыки правописания. Большая буква в названиях городов"....

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется пр...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса  с ОНР-III- IV ур....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи в 4 классе

Тема: "Закрепление знания о провописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением"....