Конспект классного часа по теме «Удивительное – рядом»
классный час (2 класс) на тему

Макарова Лариса Ивановна

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_-_ryadom.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Тарко-Сале Пуровского района


Конспект классного часа
в 2 классе

Тема: «Удивительное – рядом»

Подготовила:  Макарова Лариса Ивановна
                        учитель начальных классов



2017 – 2018 учебный год

Тема: «Удивительное – рядом».

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.), письмо-просьба от цветов.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.

- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.

  • Летит орлица по синему небу,

             Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)

  •  Кто всю ночь по крыше бьёт

             Да постукивает,

             И бормочет, и поёт,

             Убаюкивает? (Дождь.)

- Итак, вначале мы поговорим о погоде.

- Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление?

- Конечно, можно узнать по радио, телевидению, из газет.

- Да, эти сведения нам дают синоптики.

- Кто такие синоптики?

- Правильно, это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.

(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

- Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: «Синоптик – специалист по прогнозированию погоды».

- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

(Выслушиваются высказывания детей.)

- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.

- Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

(Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы.)

- Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.

- Ну не удивительно ли?

III. Сообщение темы классного часа.

- Вы сегодня не раз ещё удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное -  рядом.

IV. Работа по теме классного часа.

  • Животные – синоптики.

- Отгадайте загадку:

  • Домовитая хозяйка

   Полетела над лужайкой,

   Похлопочет над цветком –

   Он поделится медком. (Пчела.)

- Посмотрите, чей это домик?

(Показывает изображение улья.)

- Да, в этом чудо - домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- О ком речь в следующей загадке?

  • Шевелись у цветка

            Все четыре лепестка.

            Я сорвать её хотел –

           Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

- Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

 - О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?

  • На полянке возле ёлок

            Дом построен из иголок.

            За травой не виден он.

           А жильцов в нём – миллион. (Муравьи.)

- Вы наблюдали за муравьями?

- Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

- Ещё одна загадка.

  • Восемь ног, как восемь рук,

           Вышивают шелком круг.

           Мастер в шелке знает толк.

           Покупайте, мухи, шёлк! (Паук.)

- Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу?

- Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать погоду. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?

  • У родителей и деток

            Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

- Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку?

- Всегда ли рыба клюёт?

- Почему?

- Оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.

- Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день. А мухи, комары перед дождём становятся назойливее.

 - Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

  • Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
  • Паук забился в угол – к ветру.
  • Лягушки расквакались – к непогоде.
  • Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.
  • Ласточки летают низко – перед дождем.
  • На кустах акации много пчел – перед дождем.

  • Растения – синоптики.

- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

- Отгадайте загадку. О каком синоптике пойдет речь?

  • Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)

- Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики.

- А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток.

- «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя.

- Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям с своих наблюдениях в природе.

V.  Физкультминутка.

«Дождик»

Дети свободно размещаются по классу. Учитель декламирует стихи И. Токмаковой:

  • Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал.

Резал, резал, не разрезал.

И устал,

И перестал!

С началом текста все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходит мимо них, замечает того, кто пошевельнулся. Тот выходит их игры.

Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть использованы самые разнообразные, но обязательно стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Возможно поощрения «самого стойкого» победителя игры.

VI. Работа по теме классного часа (продолжение).

- Ещё одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растения

Знают все без исключения.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

- Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами.

- Ну не удивительно ли?

- А посмотрите, как радуют нас цветы.

(Показать иллюстрации разных цветов.)

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь, в уединении!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

- Какие вы знаете лесные цветы?

- Правильно, ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная.

- Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом.

- Рвать их нельзя!

- Один из охраняемых цветов – красавец-колокольчик.

(Учитель показывает названные растения на картинках.)

У лесной дорожки –

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки –

Свежие росинки.

Ветер тронет венчик –

Зазвенит бубенчик!

- Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами  в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Учитель показывает письмо, и кто-то из учеников читает его.)

- Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!»

- Что мы ответим цветам?

  • Игра «Спорим».

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Спорим». Я буду произносить фразы, а вы должны хором сказать: «Мы не спорим!», если вы согласны с утверждением, или «Спорим, спорим!», если не согласны.

Осенью идут дожди.

Ждут весна нас впереди.

Целый день мели метели.

Птицы с юга прилетели.

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде – лишь бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдем гурьбою.

Ждет экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

- Молодцы.

- А теперь ответьте, какое отношение наша игра имеет к миру природы.

VII. Подведение итогов.

- Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.

- Спасибо за активную работу.

     

Список использованной литературы.

  1. . Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1996.
  2. Букин А. П. В дружбе с природой. – М., 1991.
  3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса; Ставрополь, 2000.
  4. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников. – журнал «Начальная школа» №11-12, 1992.
  5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, Асар, 1996.
  6. Аудиокассета «Голоса птиц России».
  7. Аудиокассета «Волшебство природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКИЙ ПЛАН- КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «Д. С. ЛИХАЧЁВ В ПИСЬМАХ О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ»

КРАТКИЙ ПЛАН- КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «Д. С. ЛИХАЧЁВ В ПИСЬМАХ О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ» -  первый урок в серии уроков, направленных на развитие нравстве...

Классный час на тему "Удивительное рядом"

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении пр...

Конспект классного часа на тему: «Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов

Конспект классного часа на тему:«Опасность электрического тока» Для учащихся 1-4 классов...

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа на тему "Мне тепло рядом с тобой"

Цели: 1. Формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту; выявить представление о добрых словах и поступках.2. Раскрыть на примерах из жизненных ситуаций глубину человеческих чувств и...

Конспект классного часа на тему: " Удивительное рядом"

Тема урока:  «Удивительное рядом»Цели:-Расширить представление детей о необычных явлениях вокруг них;Планируемые результаты:Личностные: - Вызвать чувство удивления, восхищения;- Воспи...

КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «Проводник в удивительный мир знаний»

Дата проведения классного часа: 02.10.2017ФИО учителя: Боярина Людмила МихайловнаКласс: 4 «В»Тема: «Проводник в удивительный мир знаний»Цели:- расширение представление детей о ...