Кружок "Добрые традиции народа
рабочая программа (4 класс) на тему

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Добрые традиции народа344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

           Рабочая программа  «Улусчу ужурлар» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на духовно – нравственное развитие обучающихся.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Улусчу ужурлар» для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011г., регистрированный № 19707);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

-Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Улусчу ужурлар» составлена на основе примерной программы: Начальная школа. УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2010.

-Учебный план МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом №___ от  «___»_________2017г.

Цель курса:

   - Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, уважающих традиции и обычаи своего народа.

  - Прививать интерес детей к русской культуре и её традициям.

Задачи курса:

- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России;
-  создание системных представлений о народной культуре России, её связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
-    формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
-     пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
-    развитие художественно - творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

Предлагаемая система работы состоит из трёх основных элементов:
1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой;
2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры;
3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого к  четвёртому  классу.

Внеурочная деятельность «Добрые традиции народа»  включены в учебный план. Учебная нагрузка определена из расчета  во 2 классах  1 час  в неделю. Таким образом, общий объем  по программе: 1класс- 33ч., во  2-4 класса -  34 часа.

 Занятия по программе «Добрые традиции народа» реализуются через разнообразные нестандартные формы: КВНы, викторины, практикумы,  конкурсы, игры.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: игры (дидактические, ролевые), ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, работа в группах, праздники,  творческие задания.

В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие личностные результаты:

  • восприятие истории культуры  тувинского  народа как явления национальной культуры;
  • ценностное отношение к историческому прошлому
  • потребность в познании тувинской  истории, любознательность;
  • потребность в развитии своей  речи, коммуникативности.

метапредметные результаты:

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания);
  • умение задавать вопросы;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • умение определять проблему и проводить мини-исследования;

предметные результаты:

  • знание  тувинской  истории, традиций тувинского народа, малых форм тувинского фольклора;
  • умение применять полученные знания на практике, в жизни;
  • правильно осуществлять выбор языковых средств.

Формы контроля: опрос, тесты, сочинения, конкурсы, викторины.

Список литературы:

1.Улусчу ужурлар 1-2 класстарга . Г.Д. Сундуй «Кызыл» - 2003г.

2.Самбу И.Ч., Самбу М.Д. Тыва чоннун бурунгу ажыл-агыйы, амыдыралы. – Кызыл,2004.-80с.

3. Маннай-оол М.Х. Тыва улустун чанчылдары болгаш езулалдары. – Кызыл,1991.

4. Хадаханэ М., Саган-оол О. Тувинские пословицы и поговорки. – Кызыл,1966.

5. Орус-оол С.М., Чакар Р.С. Матпаадыр. – Кызыл: УАЧ ТНЧ, 20


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ      1 класс

        

Дата  по плану

Фактическая дата

Количество часов

Тип

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Домашнее задание

Предметные

метапредметные

личностные

1-2

2

-Урок изучения новой темы

В родной семье. Составление схемы семейных связей.

Знать и уметь величать свою семью

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-Нарисовать свою семью.

Выучить стих. о маме, папе.

1

-Урок-закрепление

3-4

1

1

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Семья живёт трудом. Жизнь, дела, заботы членов семьи.

Аппликация «Моя семья».

 Умение  сравнивать город и село;

- сравнивать быт;

- рассказывать о своём доме по плану;

-формулировать выводы;

-оценивать свои достижения.

Освоить практические умения по рисованию дома (квартиры); по работе с проектом;

-формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- Нарисовать свой дом (кварт Выучить пословицы про семью).

5

1

-Урок изучения новой темы

Сказка о туве

Умение слушать, думать и рассуждать правильно

Освоить практические умения по рисованию  рек;

-формулировать собственное мнение и позицию

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выучить стих «Тывалар»

6-7

1

        1

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Юрта – жилище тувинцев.

Умение слушать, думать и рассуждать правильно

-Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Выучить стих «Тыва оглер»

8-9

1

1

-Урок-закрепление-

Урок-практикум

Сказка о юрте.

Тув нар сказка

Знание    истории, традиций тувинского народа.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выучить загадки о юрте

1

Урок-практикум

Монгол нар сказка

10-11

1

1

-Урок изучения новой темы

Урок-закрепление

Родственники по отцу и матери. Составление схемы второго колена родственников.

Знание  родственников по отцовской и материнской линии

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

 умение анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями

Нарисовать древо 2 колена родственников

12-13

1

1

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Дом крепок стенами.

тестирование

Умение сравнивать модели

Знание о модели дома

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы

-Ценностное отношение к историческому прошлому

-потребность в познании тувинской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своего мышления

-Сообщение о национальной юрте.

-Сбор информации о своей семье.

14-15

1

1

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Хозяйство тувинца. Домашние животные в нашем хозяйстве, их клички, повадки.

Знать занятие и быт тувинского народа

-Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Выучить стих про домашних животных.

16

1

Урок-закрепление

Смешные истории с животными.

Умение слушать, думать и рассуждать правильно

Научатся рассуждать и отвечать

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать

Нарисовать любимое дом. животное. Выучить скороговорку

18

1

-Урок изучения новой темы

Сказки народов мира.

Знание сказок народов мира

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

Выучить загадки про животных.

Доделать работу.

19

1

-Урок-практикум-

20

1

-Урок-практикум-

21-22

1

1

-Урок изучения новой темы

-Урок-викторина

Национальные блюда тувинцев. Полезный продукт – молоко.

Знание названий блюд, их значение для организма.

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Сбор информации о продуктах, сделанных из молока

23-24

5.10

12.10

1

1

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

О чём расскажет национальный костюм.
Украшение  тувинского костюма.

Умение сравнивать и создать детали костюма.

Знание особенностей своего национального костюма.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

-Сбор информации о народном костюме.

-Создать  детали костюма

25-26

19.10

26.10

1

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Разновидности головных уборов у тувинцев.

Знание названий и различий головных уборов

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

 Нарисовать головной убор

27-28-29

1

1

1

-Урок-исследование

-Урок-практикум

Техника папье-маше.Пиала.

Уметь делать посуду в технике папье- маше

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;-

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Выучить песню «Аяк шайым».

30-31

16.11

23.11

1

1

-Урок-исследование

-Урок-практикум

Поисковая работа: древо  моей семьи.


Создание альбома. Конкурс альбомов.

Умение вести поисковую работу.

Знание о родословной своей семьи.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Создать семейный альбом (в различной форме)

-Пословицы о семье.

32-33

30.11

7.12

1

-Урок изучения новой темы

Как делают маленькое ведёрко «Сыгыртаа»?

Умение искать информацию

Знание истории  и правил по технике безопасности

Научатся  гладить утюгом

-Потребность в познании русской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своей речи

-Нарисовать ведёрко.

1

-Урок-закрепление

34-35

14.12

21.12

        1

        1

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Звонче  музыка  хомуса.

Умение участвовать в поисковой работе  

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

 -Нарисовать хомус.

-Подготовить сообщение.

36-37

1

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Национальные инструменты( игил, чадаган)

Знание национальных инструментов

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Нарисовать тувинский нац. инструмент

38-39-40

3

-Урок-этикет

-Урок-практикум

Шумовой инструмент. Погремушка.

Знание шумовых инструментов

41-42

2

-Урок-этикет

-Урок-практикум

Шумовые инструменты. (кажык, чарын)

Знание шумовых инструментов из костей

Научатся играть на  шумовых инструментах

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Принести материалы (кажыктар)

43-44

18.01

25.01

2

-Урок-этикет

-Урок-практикум

Её величество вилка.

Знание этикета  обращения  вилкой

Умение показать  на практике

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- Выписать загадки

-Нарисовать сервировку стола.

45-46

1.02

8.02

2

-Урок-загадка

-Урок - история

Викторина «Ох, странные эти предметы»

Умение думать и рассуждать правильно

Научатся рассуждать и отвечать

Интерес к новому материалу (о странных предметах)

-Нарисовать предметы

-Придумать истории

47--48

15.02

22.02

2

-Урок изучения новой темы

-Урок –игра

Тувинские национальные игры и развлечения.  

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

Научатся организовать праздник, играть в игры

познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Нарисовать

Войлочный ковёр.

-Сообщение о войлоке.

49

1

-Урок –игра

Подвижная игра «Аскак- кадай»

Знать национальные игры

Научатся организовать праздник, играть в игры

умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

50

1

Урок-игра

Игра «Кажык»

Знать национальные игры

Научатся организовать праздник, играть в игры

умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

51-52

1.03

15.03

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Тувинские орнаменты.

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;-

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-Нарисовать

орнаменты

53

1

-Урок-практикум

Пластилинография  «Олчей удазыны»

Знать орнаменты своего народа и их значение

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Сбор информации о фарфоровой посуде.

54-55

22.03

5.04

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Тувинские традиции в фарфоровой посуде.

Знание    истории, традиций тувинского народа.

Осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми

-Восприятие истории культуры  тувинского народа как явления национальной культуры

-Нарисовать пиалу.

56

1

-Урок-практикум

Пластилинография  «Пиала»

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Освоить практические умения по лепке

-Ценностное отношение к историческому прошлому

Доделать работу

57-58

12.04

19.04

2

Урок изучения новой темы.

-Урок закрепление

Тувинские традиции в деревянной посуде.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научиться использовать элементы народной культуры

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

-Нарисовать «ступу»

-Пословицы о  труде.

59-60

26.04

3.05

2

-Урок-игра

-Урок-рассказ

Тувинские традиции в игрушках.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научатся определять традиции через игры.

Научатся играть в игры.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Игра «Сайзанак»

- Рассказ о любимой игрушке.

61-62

10.05

17.05

2

-Урок-практикум

-Урок-практикум

Праздник  тувинской игрушки.

Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели

Научатся организовать праздник, играть в игры

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

- Игра «Сайзанак»

- Нарисовать любимую игрушку

63-64

24.05

2

-Урок-экскурсия

-Урок-рисование

Экскурсия в  музей школы.

Умение слушать и наблюдать

Научатся вести себя в музее и нарисовать свои впечатления.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Сочинение «Мои впечатления»

-Принести экспонаты

65-66

31.05

2

-Обобщающие уроки

Урок – обобщение.

Обобщение умений  и знаний

Научатся оценивать свои результаты

Приобрести навыки индивидуальной работы.

-Наблюдение за семейными традициями

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ      2 класс

        

Дата  по плану

Фактическая дата

Количество часов

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

1-2

2

Урок повторение

Величаем свою семью.

Знать и уметь величать свою семью

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-Нарисовать свою семью.

3-4

2

-Урок изучения новой темы

Семья живёт трудом. Жизнь, дела, заботы членов семьи.

Аппликация «Моя семья».

 Умение  сравнивать город и село;

- сравнивать быт;

- рассказывать о своём доме по плану;

-формулировать выводы;

-оценивать свои достижения.

Освоить практические умения по рисованию дома (квартиры); по работе с проектом;

-формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- Нарисовать свой дом (кварт Выучить пословицы про семью).

5

1

-Урок изучения новой темы

Сказка о Туве

Умение слушать, думать и рассуждать правильно

Освоить практические умения по рисованию  рек;

-формулировать собственное мнение и позицию

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выучить стих «Тывалар»

6-7

2

-Урок изучения новой темы

Юрта – жилище тувинцев.

Умение слушать, думать и рассуждать правильно

-Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Выучить стих «Тыва оглер»

8-9

2

Урок-практикум

Сказка о юрте.

Знание    истории, традиций тувинского народа.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выучить загадки о юрте

10-11

2

-Урок изучения новой темы

Родственники по отцу и матери. Составление схемы второго колена родственников.

Знание  родственников по отцовской и материнской линии

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

 умение анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями

Нарисовать древо 2 колена родственников

12-13

2

-Урок-закрепление

Дом крепок стенами.

тестирование

Умение сравнивать модели

Знание о модели дома

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы

-Ценностное отношение к историческому прошлому

-потребность в познании тувинской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своего мышления

-Сообщение о национальной юрте.

-Сбор информации о своей семье.

14-15

2

-Урок изучения новой темы

Хозяйство тувинца. Домашние животные в нашем хозяйстве, их клички, повадки.

Знать занятие и быт тувинского народа

-Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Выучить стих про домашних животных.

16-17

2

Урок-закрепление

Смешные истории с животными.

Умение слушать, думать и рассуждать правильно

Научатся рассуждать и отвечать

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать

Нарисовать любимое дом. животное. Выучить скороговорку

18-19-20

3

-Урок изучения новой темы

Сказки народов мира.

Знание сказок народов мира

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

Выучить загадки про животных.

Доделать работу.

21-22

2

-Урок изучения новой темы

Национальные блюда тувинцев. Полезный продукт – молоко.

Знание названий блюд, их значение для организма.

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Сбор информации о продуктах, сделанных из молока

23-24

2

-Урок изучения новой темы

О чём расскажет национальный костюм.
Украшение  тувинского костюма.

Умение сравнивать и создать детали костюма.

Знание особенностей своего национального костюма.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

-Сбор информации о народном костюме.

-Создать  детали костюма

25-26

2

-Урок изучения новой темы

Разновидности головных уборов у тувинцев.

Знание названий и различий головных уборов

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

 Нарисовать головной убор

27-28-29

3

-Урок-практикум

Техника папье-маше.Пиала.

Уметь делать посуду в технике папье- маше

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;-

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Выучить песню «Аяк шайым».

30-31

2

-Урок-исследование

Поисковая работа: древо  моей семьи.


Создание альбома. Конкурс альбомов.

Умение вести поисковую работу.

Знание о родословной своей семьи.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Создать семейный альбом (в различной форме)

-Пословицы о семье.

32-33

2

Повторение

Как делают маленькое ведёрко «Сыгыртаа»?

Умение искать информацию

Знание истории  и правил по технике безопасности

Научатся  гладить утюгом

-Потребность в познании русской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своей речи

-Нарисовать ведёрко.

34

1

Повторение

Проект «Моя малая Родина»

Умение участвовать в поисковой работе  

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

 -Нарисовать хомус.

-Подготовить сообщение.

38-39-40

3

-Урок-этикет

-Урок-практикум

Шумовой инструмент. Погремушка.

Знание шумовых инструментов

Научатся играть на  шумовых инструментах

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Принести макароны. гречка, ёмкости маленького размера

41-42

2

-Урок-этикет

-Урок-практикум

Шумовые инструменты. (кажык, чарын)

Знание шумовых инструментов из костей

Научатся играть на  шумовых инструментах

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Принести материалы (кажыктар)

43-44

2

-Урок-этикет

-Урок-практикум

Её величество вилка.

Знание этикета  обращения  вилкой

Умение показать  на практике

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- Выписать загадки

-Нарисовать сервировку стола.

45-46

2

-Урок-загадка

-Урок - история

Викторина «Ох, странные эти предметы»

Умение думать и рассуждать правильно

Научатся рассуждать и отвечать

Интерес к новому материалу (о странных предметах)

-Нарисовать предметы

-Придумать истории

47--48

2

-Урок изучения новой темы

-Урок –игра

Тувинские национальные игры и развлечения.  

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

Научатся организовать праздник, играть в игры

познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Нарисовать

Войлочный ковёр.

-Сообщение о войлоке.

49

1

-Урок –игра

Подвижная игра «Аскак- кадай»

Знать национальные игры

Научатся организовать праздник, играть в игры

умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

50

1

Урок-игра

Игра «Кажык»

Знать национальные игры

Научатся организовать праздник, играть в игры

умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

51-52

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Тувинские орнаменты.

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;-

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-Нарисовать

орнаменты

53

1

-Урок-практикум

Пластилинография  «Олчей удазыны»

Знать орнаменты своего народа и их значение

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Сбор информации о фарфоровой посуде.

54-55

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Хохламская роспись. Гжель.

Знать орнаменты своего народа и их значение

Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

Доделать работу.

56-57

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Тувинские традиции в фарфоровой посуде.

Знание    истории, традиций тувинского народа.

Осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми

-Восприятие истории культуры  тувинского народа как явления национальной культуры

-Нарисовать пиалу.

58

1

-Урок-практикум

Пластилинография  «Пиала»

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Освоить практические умения по лепке

-Ценностное отношение к историческому прошлому

-потребность в познании тувинской  истории

любознательность

Доделать работу

59-60

2

Урок изучения новой темы.

-Урок закрепление

Тувинские традиции в деревянной посуде.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научиться использовать элементы народной культуры

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

-Нарисовать «ступу»

-Пословицы о  труде.

61-62

2

-Урок-игра

-Урок-рассказ

Тувинские традиции в игрушках.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научатся определять традиции через игры.

Научатся играть в игры.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Игра «Сайзанак»

- Рассказ о любимой игрушке.

63-64

2

-Урок-практикум

-Урок-практикум

Праздник  тувинской игрушки.

Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели

Научатся организовать праздник, играть в игры

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

- Игра «Сайзанак»

- Нарисовать любимую игрушку

65-66

2

-Урок-экскурсия

-Урок-рисование

Экскурсия в  музей школы.

Умение слушать и наблюдать

Научатся вести себя в музее и нарисовать свои впечатления.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Сочинение «Мои впечатления»

-Принести экспонаты

67-68

2

-Обобщающие уроки

Урок – обобщение.

Обобщение умений  и знаний

Научатся оценивать свои результаты

Приобрести навыки индивидуальной работы.

-Наблюдение за семейными традициями

                                     

                                                                                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ      3 класс

Дата  по плану

Фактическая дата

Количество часов

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

1-2

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Природа моего края. Особое отношение тувинца к своей земле.

Знать природу своего края, умение пользоваться дополнительным материалом

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

Сообщение

« Красивые места Тувы ».

Выучить стих. о природе

3-4

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Чудесные краски и звуки природы: голубое небо ,яркое солнце, звёздная ночь, северное сияние, летняя гроза зимняя вьюга.

Умение вести поисковую работу.

Знание о природных явлениях

-умение формулировать собственное мнение и позицию.

-умение анализировать свои действия и управлять ими; сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Выучить Загадки о природе. Нарисовать рисунок на тему: «Звёздная ночь»

5-6

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Растительность нашего края. Деревья, травы, цветы. Съедобные и лекарственные растения.

Знать и уметь величать свою семью

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-Сочинение «Моя семья»

-Нарисовать свою семью.

Выписать пословицы про семью.

7-8

21.09

28.09

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-проект

(конкурс)

г.Ак-Довурак (дом, семья, деревня)
Быт тувинской семьи.

 Умение  сравнивать город и село;

- сравнивать быт;

- рассказывать о своём доме по плану;

-формулировать выводы;

-оценивать свои достижения.

Освоить практические умения по рисованию дома (квартиры); по работе с проектом;

-формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-Проект «Мой Ак-Довурак».

- Нарисовать свой дом (квартиру)

9-10

5.10

12.10

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

О чём расскажет национальный костюм.
Создание деталей тувинского костюма.

Умение сравнивать и создать детали костюма.

Знание особенностей своего национального костюма.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

-Сбор информации о народном костюме.

-Создать  детали костюма

11-12

19.10

26.10

2

- Урок изучения новой темы

-Проверка знаний

Дом крепок стенами (создание модели тувинской юрты)

тестирование

Умение сравнивать модели

Знание о модели юрты.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

-Ценностное отношение к историческому прошлому

-потребность в познании тувинской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своего мышления

-Сообщение о национальной юрте.

-Сбор информации о своей семье.

13-14

16.11

23.11

2

-Урок-исследование

-Урок-практикум

Поисковая работа: древо  моей семьи.


Создание альбома. Конкурс альбомов.

Умение вести поисковую работу.

Знание о родословной своей семьи.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Создать семейный альбом (в различной форме)

-Пословицы о семье.

15-16

30.11

7.12

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Как делают маленькое ведёрко «Сыгыртаа»?

Умение искать информацию

Знание истории  и правил по технике безопасности

Научатся  гладить утюгом

-Потребность в познании русской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своей речи

-Реферат «Сыгыртаа»

-Нарисовать ведёрко.

17-18

14.12

21.12

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Звонче  музыка  хомуса.

Умение участвовать в поисковой работе  

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

 -Нарисовать хомус.

-Подготовить сообщение.

19-20

1.02

8.02

2

-Урок-загадка

-Урок - история

Викторина «Ох, странные эти предметы»

Умение думать и рассуждать правильно

Научатся рассуждать и отвечать

Интерес к новому материалу (о странных предметах)

-Нарисовать предметы

-Придумать истории

21-22-23

15.02

22.02

3

-Урок изучения новой темы

-Урок – узоры

Техника папье-маше «Пиала»

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

Освоят практические умения по изготовлению изделий

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;

-Нарисовать

пиалу.

Доделать работу

24-25

1.03

15.03

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Тувинские орнаменты.

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

-Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-Нарисовать

орнаменты

-Пластилинография  «Олчей удазыны»

26-27

22.03

5.04

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Сказки народов мира

Знание сказок народов мира

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями

Выучить загадки про животных.

Доделать работу.

28-29

12.04

19.04

2

Урок изучения новой темы.

-Урок закрепление

Тувинские традиции в деревянной посуде.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научиться использовать элементы народной культуры

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

-Нарисовать «ступу»

-Пословицы о  труде.

30-31

26.04

3.05

2

-Урок-игра

-Урок-рассказ

Тувинские традиции в игрушках.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научатся определять традиции через игры.

Научатся играть в игры.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Игра «Сайзанак»

- Рассказ о любимой игрушке.

32-33

24.05

2

-Урок-экскурсия

-Урок-рисование

Экскурсия в  музей школы.

Умение слушать и наблюдать

Научатся вести себя в музее и нарисовать свои впечатления.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Сочинение «Мои впечатления»

-Принести экспонаты

34

31.05

1

-Обобщающий урок

Урок – обобщение.

Обобщение умений  и знаний

Научатся оценивать свои результаты

Приобрести навыки индивидуальной работы.

-Наблюдение за семейными традициями

                                                                                                   

                                                                                                 

                                                                                              ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ      4 класс

Дата  по плану

Фактическая дата

Количество часов

Тип

урока

Содержание

Планируемые результаты

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

1-2

7.09

14.09

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Представители других народов в нашей республике.

Знать и уметь величать свою семью

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-Сочинение «Моя семья»

-Нарисовать свою семью.

Выписать пословицы про семью.

3-4

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Сказки народов мира

Знание сказок народов мира

-проводить сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями

Выучить загадки про животных.

Доделать работу.

5-6

21.09

28.09

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-проект

(конкурс)

г.Ак-Довурак (дом, семья, деревня)
Быт тувинской семьи.

 Умение  сравнивать город и село;

- сравнивать быт;

- рассказывать о своём доме по плану;

-формулировать выводы;

-оценивать свои достижения.

Освоить практические умения по рисованию дома (квартиры); по работе с проектом;

-формулировать собственное мнение и позицию.

-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-Проект «Мой Ак-Довурак».

- Нарисовать свой дом (квартиру)

7-8

5.10

12.10

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

О чём расскажет национальный костюм.
Создание деталей тувинского костюма.

Умение сравнивать и создать детали костюма.

Знание особенностей своего национального костюма.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

-Сбор информации о народном костюме.

-Создать  детали костюма

9-10

19.10

26.10

2

- Урок изучения новой темы

-Проверка знаний

Дом крепок стенами (создание модели тувинской юрты)

тестирование

Умение сравнивать модели

Знание о модели юрты.

Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

-Ценностное отношение к историческому прошлому

-потребность в познании тувинской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своего мышления

-Сообщение о национальной юрте.

-Сбор информации о своей семье.

11-12

16.11

23.11

2

-Урок-исследование

-Урок-практикум

Поисковая работа: древо  моей семьи.


Создание альбома. Конкурс альбомов.

Умение вести поисковую работу.

Знание о родословной своей семьи.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Создать семейный альбом (в различной форме)

-Пословицы о семье.

13-14

30.11

7.12

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Как делают маленькое ведёрко «Сыгыртаа»?

Умение искать информацию

Знание истории  и правил по технике безопасности

Научатся  гладить утюгом

-Потребность в познании русской  истории

любознательность;

-потребность в развитии своей речи

-Реферат «Сыгыртаа»

-Нарисовать ведёрко.

15-16

14.12

21.12

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-закрепление

Звонче  музыка  хомуса.

Умение участвовать в поисковой работе  

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

 -Нарисовать хомус.

-Подготовить сообщение.

17-18

18.01

25.01

2

-Урок-этикет

-Урок-практикум

Техника папье-маше «Пиала»

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

Умение показать  на практике

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-Нарисовать

пиалу.

Доделать работу

19-20

1.02

8.02

2

-Урок-загадка

-Урок - история

Викторина «Ох, странные эти предметы»

Умение думать и рассуждать правильно

Научатся рассуждать и отвечать

Интерес к новому материалу (о странных предметах)

-Нарисовать предметы

-Придумать истории

21-22

15.02

22.02

2

-Урок изучения новой темы

-Урок – узоры

Хохломская роспись. Гжель.

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

Освоят практические умения по изготовлению изделий

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;

-Нарисовать

Войлочный ковёр.

-Сообщение о войлоке.

23-24

1.03

15.03

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Тувинские орнаменты.

-Знать основные народные традиции

-Уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

-Умение применять полученные знания на практике, в жизни;

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-Нарисовать

орнаменты

-Пластилинография  «Олчей удазыны»

25-26

22.03

5.04

2

-Урок изучения новой темы

-Урок-практикум

Тувинские традиции в фарфоровой посуде.

Знание    истории, традиций тувинского народа.

Осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми

-Восприятие истории культуры  тувинского народа как явления национальной культуры

-Нарисовать пиалу.

-Пластилинография  «Пиала»

27-28

12.04

19.04

2

Урок изучения новой темы.

-Урок закрепление

Тувинские традиции в деревянной посуде.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научиться использовать элементы народной культуры

-Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

-Нарисовать «ступу»

-Пословицы о  труде.

29-30

26.04

3.05

2

-Урок-игра

-Урок-рассказ

Тувинские традиции в игрушках.

Народные приметы и традиции; легенды, предания старины;

Научатся определять традиции через игры.

Научатся играть в игры.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Игра «Сайзанак»

- Рассказ о любимой игрушке.

31-32

24.05

2

-Урок-экскурсия

-Урок-рисование

Экскурсия в  музей школы.

Умение слушать и наблюдать

Научатся вести себя в музее и нарисовать свои впечатления.

Приобрести навыки коллективной работы в едином темпе

-Сочинение «Мои впечатления»

-Принести экспонаты

33-34

31.05

2

-Обобщающие уроки

Урок – обобщение.

Обобщение умений  и знаний

Научатся оценивать свои результаты

Приобрести навыки индивидуальной работы.

-Наблюдение за семейными традициями


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  К концу 1 года обучения курсу «Народоведение» дети должны знать и уметь различать  малые разделы тувинского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов, получить представления о народных традициях и праздниках, получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.

К концу второго года обучения дети должны знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и традиции; легенды, предания старины;  традиционные занятия детей, игрушки, игры; научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

По окончании  учебного факультативного курса учащиеся должны:

- знать основные народные традиции;

- владеть основами народного календаря;

- иметь представление о своей малой  родине;

- уважать и чтить родителей и память предков;

- уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;

- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

Литература.

1.        М. Короткова «Путешествие в историю русского быта», Москва: «Дрофа» 2006 г.

2.        Л. Михеева «Русские народные праздники», Москва: «Дрофа-Плюс» 2007 г.

3.        М. Новицкая «Введение в народоведение. Родная земля. 3 класс. Книга для учителя»,  Москва: «Дрофа» 2003 г.

4.        Сборник «Русский быт», составитель Н.Астахова, Москва: ООО «Белый город» 2010 г.

5.        Т. Тарабина, «Пословицы поговорки», Ярославль «Академия развития», 1997 г.

6.        Т. Тарабина, «Тысяча загадок», Ярославль «Академия развития», 1997 г.

7.        В. Степанов «Русские пословицы и поговорки в играх», АСТпресс Москва, 1998 г.

8.        http://festival.1september.ru/articles/563385/  Программа «Народоведение»  (2-4 кл.)                И. Полищук

9.        http://www.олитературе.рф/4/0.htm Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, кафедра начального образования

10.        http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/7/77/Harodovedenie.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

«Духовно-религиозные традиции народов России». Сценарий к Рождеству.

Цель: способствовать:расширению у детей знаний о празднике Рождества;знакомству с христианской культурой;воспитанию любви, доброты, справедливости;  дать возможность ребятам раскрыть свои тв...

Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.

Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем...

обычаи и традиции народов России классный час

классный час в 4 классе по теме : Обычаи и традиции народов России...

Познавательная игра "Новогодние традиции народов мира"

Интеллектуальная познавательная программа проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Рассчитана на учащихся 4, 5 классов....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Теоретическая  обоснованность  опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...