Символический язык православной культуры.
презентация к уроку (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ( модуль ОПК) 4 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт- Петербурга

Конспект урока по «Основам православной культуры»

в 4 классе


«Символический язык православной культуры: храм, крест»

учитель начальных классов

Ремизова Светлана Геннадьевна

Санкт- Петербург
2017

Тема: Символический язык православной культуры: храм, крест.

 Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с символикой Креста, рассказать о значении, видах;

формировать понимание символики храма, осознать христианский смысл церкви для христианина;

Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственные качества,  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Развивающая: развивать речь, творческие способности.

Ход урока.

Слайд 1.

Тема нашего урока: символический язык православной культуры.

- Знаете ли вы, что является главным символом Христианства?

Нам поможет загадка.

Слайд 2.

Он – Христа мучение,
Церкви украшение.
Ответ: Крест.
 

- Какие бывают кресты? (Нательный, купольный и т.п.)

Да, крестами на церквях украшают купола  (их еще называют надглавными), дома людей, крестики носят на шее.

- Зададимся вопросом: «Зачем носят крестик на шее?» (Надетый во время крещения нательный крест выражает символ безграничной веры).

- Какой формы бывает крест?

-Сколько концов должно быть у креста? Имеет ли это значение?Посмотримна экран.

Слайд 3.

   В православной религии есть кресты с четырьмя, шести, восьми концами и с двумя парами гвоздей для ног и рук.

      На Западе особенно употребителен крест с четырьмя концами. Начиная с  третьего века, весь Православный Восток начал пользоваться и до сего времени приветствует эту форму креста. Эта форма считается равнозначной всем другим. Но все-таки наибольшую популярность получили кресты с восемью концами и шестью концами.

  Восьмиконечный  православный крест чаще всего используется Русской православной церковью, так как он отвечает правильной конфигурации креста, где был распят Иисус. Исторически это в большей степени достоверно. На восьмиконечном кресте есть кроме большой горизонтальной перекладины ещё две. Верхняя перекладина символизирует табличку на кресте Иисуса с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Подпорка для ног Иисуса Христа – нижняя наклонная перекладина - символизирует "праведное мерило ", оценивающее добродетели и грехи человека. Она наклонена в одну сторону в знак того, что распятый по правую сторону от Христа разбойник раскаялся в своих грехах и Царствия Небесного был удостоен. Другой, распятый по левую сторону, разбойник перед смертью ругал и бранил своих мучителей и Христа. Этим он еще более усугубил свой посмертный удел и попал в ад.  

    В эпоху Древней Руси среди православных верующих имел широкое распространение и крест шестиконечный. В нем тоже есть наклонная перекладина: верхний конец символизирует освобождение покаянием,  а нижний конец - нераскаянный грех.

   Однако вся сила креста заключается не в форме креста или количестве концов. Крест прославляется могуществом распятого на нем Иисуса, который принес себя в Жертву на Кресте, и вся чудотворность и символичность его именно в этом.

    Поэтому совершенно закономерным является признание Церковью различных  форм креста. Святитель Димитрий Ростовкий говорит, что мы почитаем сам крест, а не то, сколько у него концов. По словам преподобного Феодора Студита — «истинный крест есть крест всякой формы» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

     -Найдите изображение четырехконечного, шестиконечного и восьмиконечного креста. (Все концы крестов показать).

Проверим. 

 Слайд 4-5.

- Храм символизирует Вселенную, мироздание( строение мира) во главе с Богом- его Создателем, Творцом. Каждый храм имеет купол с крестом- символом Божественного Искупления мира и Воскресения. Нижняя часть храма, то есть основное здание,- это христианское бытие, земная Церковь. А верхняя часть- купол с водружённым на него крестом символизирует духовный Божественный мир и Небесную Церковь. Изнутри свод также символизирует Духовное Небо, поэтому он украшается образами Небесного Царства, ангелов. Центральное место здесь занимает Господь.

- Количество куполов православных храмов тоже символично: один купол говорит о Едином Боге, три- о Святой Троице, пять символизируют Спасителя и четырёх евангелистов, семь- семь Таинств Церкви и т.д.

 - Одинаковые ли  кресты устанавливаются на куполах храма?

-Что может быть изображено на надглавном кресте? (Ответы детей)

Слайд 6.

    Задержим свой взгляд на кресте, венчающем купол. Даже не верится, что он из металла. Как будто золотые руки искусных кружевниц сплели эти кованые и литые узоры! Как много вкуса, художественного чутья. А какое разнообразие форм и символики! Надглавные кресты — это и есть истинный кладезь символов христианства!

   Рассматривая многочисленные и неповторимые по своей красоте кресты, украшающие главы наших церквей, приходишь к пониманию, что главным источником вдохновения русских мастеров для создания их рукотворных шедевров.

 - Как вы думаете, что нужно мастеру? (ВЕРА в Господа Иисуса Христа и МОЛИТВА).

    Чтобы выковать крест, нужно не только чутье и умение, но, главное, ВЕРА. Ведь узорчатый крест не прихоть художника и не плод его фантазии, а содержит определенный смысл. Купольные кресты хранят в своей строгой красоте Священное предание. Сейчас мы в этом убедимся.

 Слайд 7.

   Перед нами купол церкви Троицы в Хохловском переулке. Разве можно пройти мимо этого накупольного креста!

-На что похож этот крест? Что он напоминает? (Убор сказочной царевны).

 Называние ему – трилистник.  Трилистник – символ Святой Троицы: Бога Сына, Бога Отца и Бога Святого Духа. По своему чину  Крест Христов занимает место непосредственно после Пресвятой Богородицы.   Трилистниковая конфигурация крестов на куполах колоколен и храмов очень полюбилась русским мастерам и поэтому встречается чаще остальных, причем, фантазии кузнецов и литейщиков здесь нет границ.

Не правда ли, эти филигранные выполненные шедевры источают «свет Трисолнечного Божества»?

Слайд 8.

       «Аз есмь лоза…», - эти слова Спасителя запечатлены в металле многими мастерами. Художественное решение таково: чаще всего к вертикали креста снизу прикрепляются два виноградных «усика», свернутых в спираль, что говорит об устойчивости креста-лозы. Лоза винограда с гроздьями ягод, обвивающая крест – символизирует тело и кровь Христа и соответствует Его словам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, то приносит много плода».

      Посмотрите на кресты Софийского собора в Вологде. Поражаешься, как удивительно тонко передана здесь символическая связь виноградной лозы с Таинством евхаристии (причастия).

Слайд 9.

     -Что вам напоминает этот крест? (Ответы детей)

Это Вифлеемская звезда. Она зажглась, когда родился Спаситель. Увидев эту звезду на востоке, волхвы поняли, что родился «Царь Иудейский» и пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему.

     Читаем в Библии: «Звезда, которую увидели они на Востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».      Это и Иисус Христос, воскресший после смерти и вознёсшийся в небо.

Это и Крест Господень, который «сияет, яко звезда на небеси».

Венчает этот крест купол Сретенской церкви в Вологде. Полюбуйтесь этим рукотворным чудом, усыпанным звездами! Так и хочется воскликнуть: «Им же весь мир освещается!»

Слайд 10.

       Перед вами Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде.  Вглядитесь: из-под основания креста произрастают побеги. Такой крест еще называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение жизни – Воскресение Христа из мертвых. «Саде небесный»,- так величается в Православии Крест Господень.  От этого накупольного креста нельзя оторвать взгляда. Он и в самом деле напоминает цветущий сад. А как причудливо сплетены тонкие стебельки растений! Как будто сама земля русская вдохновила мастера на создание перевитого узорами  креста! Крест-цветок, устремлённый вверх,  простирает свои ветви в небеса.

-Найдите на одном из куполов церкви Смоленской иконы Божией Матери изображённый справа купольный крест. 

Слайд 11.

      Посмотрите на Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Символику этого креста можно понять из названия самого храма. Известно, что в Гефсиманском саду, где Иисус Христос усердно молился Богу, говоря: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». В результате искренней молитвы на лице Иисуса выступил кровавый пот. Вы видите, что капельки крови окропили крест и «растяжки». Мастер не отступил от Писания: «…Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра,  и тотчас истекла кровь и вода».

   Кровь Спасителя обагрила крестное древо и навеки сообщила Кресту Его силу. Крест Христов – это жертвенник, на котором Христос принес Свою искупительную Жертву. Глядя на кресты  Спаса-на-Крови, каждый христианин будет помнить, какой ценой он выкуплен у ада.

Слайд 12.

   На накупольном кресте нередко можно увидеть фигурки ангелов. Ангел в переводе с греческого языка «вестник, посланец». На кресте их чаще всего один или два, и они изображаются во весь рост. Перед вашими глазами шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Ангел расправил крылья, тем самым давая понять, что мы находимся под его защитой. У каждого человека есть Ангел- хранитель. Он дается человеку Богом при крещении для помощи и руководства и находится при человеке на протяжении всей его жизни.

  Когда мастер прикрепляет к кресту ангелочка, то подчёркивает, что у церкви тоже есть Ангел-хранитель. Его посылает Господь в каждый выстроенный и освещённый  храм для служения при святом Престоле в алтаре. Ангел не может покинуть назначенное ему место, даже если храм будет разрушен и стоять в руинах.

Слайд 13.

    В начале прошлого столетия в нашей стране начались гонения на церковь. После революции новое правительство решило изгнать веру из народа, заявив, что Бога нет. Храмы стали уничтожать. Вы видите разрушенный Храм Христа Спасителя, его взорвали в 1931 году. От многих церквей не осталось даже руин – их стерли с лица земли. Многие бесценные шедевры были безвозвратно утрачены. До нас, к сожалению, дошли лишь некоторые фотоснимки.

-Удалось ли уничтожить все храмы? Почему?  (Ответы детей).

     Да, невозможно уничтожить в человеке духовное, его стремление к правде и вере. Пока существует жизнь на земле, будет и преемственность  поколений. Наши деды и прадеды передают своё мастерство и знания нам - потомкам. Нам, внукам и правнукам, предстоит покаянный труд восстанавливать поруганные святыни. Сегодня не только восстанавливаются старые храмы, но и строятся новые. Наученные предками,  новые мастера являют свое искусство. Однако для создания  накупольного креста   одного искусства и мастерства недостаточно.  

-Смогли бы кузнецы сотворить такую красоту без веры в Господа Иисуса Христа, без любви к Богу? Нам всем нужно научиться любить Бога и всех людей.

    Слайд 14.

                 МОЛИТВА

        Научи меня, Боже, любить

        Всем умом Тебя, всем помышлением,

        Чтоб и душу Тебе посвятить,

        И всю жизнь с каждым сердца биением…

          Всех, которых пришел искупить

        Ты Своею Пречистою Кровью,-

        Бескорыстной, глубокой любовью

        Научи меня, Боже, любить!

Эти строки из стихотворения Великого князя  Константина Романова.

Слайд 15.

Итог.

- Какие чувства наполнили вас при знакомстве с символами православия?

-Какие порывы души возникли  у вас? (Беречь это достояние, пойти в храм, рассмотреть купольные кресты близлежащих, любимых храмов, узнать больше о купольном кресте и его символике и т.п.).

-Понравился ли вам урок?

- Интересно ли вам было?

- Хотите ли вы поделиться новыми знаниями с домочадцами?

Список использованной литературы

  1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. М.: Российское Библейское Общество, 1994.
  2. М. Анашкевич, Э. Шейдаев. Русский крест. Символика православного надглавного креста. Москва, «Аст», 2006 

  3. Крест в России: Альбом. Авт.-сост. С. В. Гнутова. М.:  «Даниловский благовестник», 2004
  4. А.В.Бородина «Основы православной культуры» 4 класс, М: «Русское слово», 2014

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Интернет-ресурс: православный интернет-портал «Азбука веры»
    azbyka.ru
  2. Интернет-ресурс: Вопросы священнику/ Православие.Ru

            pravoslavie.ru


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...