Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина""
материал на тему

Щучкина Светлана Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_duhovno-nravstennoe_vospitanie.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Личностные и метапредметные  результаты освоения  курса внеурочной деятельности

Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы основного общего образования Е.Ю Сухаревская. Программа вариативного курса «Доноведение». «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2011. с учетом требований федерального компонента государственного стандарта НОО (ООО) призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.

Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении наименование предмета:

№ п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

Научится

1.

Раздел №1

Жизнь на Дону

Личностные

Анализировать  влияние  современного  человека на природу , приводить  примеры  зависимости  благополучия жизни   людей  от  состояния природы родного края;

Объяснять  правила поведения в различных ситуациях . Оценивать  характер  своего поведения в природе , поступки по отношению к природе других людей . Моделировать  ситуации по сохранению природы  родного края и её защите;

Предметные

Знать природу родного края, необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти;

историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

замечательных людей своего населенного пункта, района; 

историю своей семьи.

растительный и животный мир, нуждающийся в охране.

экологическую обстановку района, важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения

традиции народов, проживающих на данной территории.

творчество (архитектура, музыка, поэзия, художники).

Земляков внесших вклад в победу над врагом, в развитие села


Находить  и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений ,выполнения самостоятельных исследований и проектов ; в   том числе с помощью компьютерных  средств ;  использовать  географическую карту Ростовской области как источник информации

Проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и время года.

3.

Раздел № 3

Человек и природа

Личностные

Объяснять  правила поведения в различных ситуациях . Оценивать  характер  своего поведения в природе , поступки по отношению к природе других людей . Моделировать  ситуации по сохранению природы  родного края и её защите. Объяснять  правила поведения в различных ситуациях . Оценивать  характер  своего поведения в природе , поступки по отношению к природе других людей . Моделировать  ситуации по сохранению природы  родного края и её защите;

Предметные

Знать природу родного края, необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти; историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре, растительный и животный мир, нуждающийся в охране, экологическую обстановку района, важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения

Метапредметные

Находить  и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений ,выполнения самостоятельных исследований и проектов ; в   том числе с помощью компьютерных  средств ;  использовать  географическую карту Ростовской области как источник информации

Проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и время года.

Слушать и вступать в диалог, участвовать  в коллективном обсуждении   проблем, интегрироваться  в группу сверстников и строить продуктивное  взаимодействие  и  сотрудничество  со  сверстниками и взрослыми.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел, темы внеурочной деятельности

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1. Жизнь на Дону

Беседа, лекция, экскурсия, групповая работа, игры, практическая работа, творческая деятельность, кроссворды, загадки, викторины

Изучают жизнь на Дону, знакомятся с летними обрядами, играми, забавами, потехами. Раскрывают  представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону.  Описывают исторические памятники  тех веков.  Знакомятся с историей  появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. Знакомятся с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. Взаимодействуют друг с другом

2.Яркие страницы истории земли Донской

Беседа, лекция, экскурсия, групповая работа, игры, практическая работа, творческая деятельность, кроссворды, загадки, викторины

Раскрывают  значение реформ Петра I для казачества, значение для России взятие г.Азова.  Понимают идею казачьей вольности; знакомятся с историей казачьих походов.
Раскрывают  значение службы Отчизне, Родине, краю. Изучают образ Е.Пугачева и «пугачевщины». Описывают место Пугачева в истории казачества. Описывают значение строительства новой столицы казачества. Знакомятся с историей города Новочеркасска. Взаимодействуют друг с другом.

3.Человек и природа

Беседа, лекция, экскурсия, групповая работа, игры, практическая работа, творческая деятельность, кроссворды, загадки, викторины

Изучают понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. 
Овладевают умениями проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. Описывают значении воздуха и воды для живых существ;
-раскрывают основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха. Изучают  разновидности почв нашего края. Обосновывают необходимость и раскрывают  способы охраны почв. Знакомятся с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. Описывают планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. Знакомятся  с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;
Описывают  многообразие форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Овладевают способностями бережного отношения  к представителям живого мира нашего края. Взаимодействуют друг с другом. 

3.Календарно -тематическое планирование

Раздел ,тема

Кол-во

часов

дата

Фактическая дата проведения

Предметные компетенции

Вид учебной деятельности

1

Донской край- мой край

1

Знать названия улиц, культурных центров, памятных мест своего края

Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы,,.)

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2

Станицы и города Ростовской области

1

Знать символику Ростовской области, названия сёл, городов, рек.

Столицу нашей Родины, президента России

Работа с картой Ростовской области

3

Что мы знаем о роде своем

1

Знать своих предков, их Ф.И.О., профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную

Защита проекта «Моя семья»

4

Что мы знаем о роде своем

1

Знать своих предков, их Ф.И.О, профессии, увлечения, участие в ВОВ.
Знать , что история их семьи, является частью истории страны

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

5-6

Танаис- древний город

2

Знать , что существовал древний город Танаис- город крепость

Рисование

7-8

Донской край – казачий край

2

Знать символику Донского края, названия сёл, рек и других объектов.

Исследовательская работа

9-10

Певец Тихого Дона- Михаил Александрович Шолохов

2

Формирование представлений о М.А. Шолохове

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

11-12

Чтение «Донских рассказов» М.А. Шолохова

2

Знать произведения М.А. Шолохова

Чтение рассказов

13-14

Просмотр кинофильма по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

2

Знать произведения М.А. Шолохова

Просмотр кинофильма

15-16

Казачий уклад- казачья семья

2

Формирование представлений об особенностях казачьей семьи и воспитании детей

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

17

Жилища казака

1

Формирование представлений о значении слов курень, хата, сени,горница

Проект «Жизнь и быт казаков»

18-19

Утварь и одежда казаков

2

Формирование представлений о внешнем виде казака

Проект «Жизнь и быт казаков»

20

На казачьем кругу

1

Формирование представлений об истории казачьих символов, управление в казачьей станице

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

21

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Формирование представлений о истории казачьих походов. Иметь представление о значении слов службы Отчизне, Родине, краю

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

22

Ермак Могучий

1

Знать великих людей – наших земляков, их заслуги.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

23

Степан Разин

1

Знать причины казачьего восстания

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

24-25

Роль Петра I в истории России и родного края

2

Формирование представлений о судьбоносных значениях реформ Петра 1 для казачества. Формирование умений анализировать о значении для России взятие города Азова

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

26

Таганрог – первый порт России

1

Формирование представлений о значении строительства морского порта для России. Знать историю города Таганрога

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

27

Крепость Дмитрия Ростовского

1

Формирование представлений о значении строительства крепости для всей России. Знать историю города Ростова- на Дону.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

28

Емельян Пугачев. Предводитель крестьянского восстания

1

Формирование представлений о  предводителе крестьянского восстания. Знать роль Пугачева в истории казачества

Доклады учащихся

29

Вместе с Суворовым

1

Знать великих людей – наших земляков, их заслуги.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

30

Платов Матвей Иванович

1

Знать великих людей – наших земляков, их заслуги.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

31

Новочеркасск- столица казачьего Дона

1

Знать, что город Новочеркасск является столицей казачества, знать историю города

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

32

Бакланов Яков Петрович

1

Знать великих людей – наших земляков. Знать что Бакланов подготавливал лучшие казачьи полки, был их командиром

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

33-34

Дон в годы строительства новой жизни

2

Знать как изменилась жизнь на Дону при строительстве социализма

Беседа с бывшими пионерами

35-36

Дон в годы ВОВ

2

Знать как жилось людям на селе во время ВОВ

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

37

День освобождения родного села

1

Знать историю освобождения родного села от фашистов

Чествование участников войны

38

Мирное время на Донской земле

1

Формирование представлений  о промышленности нашей области  и ее отраслями, познакомить с известными людьми

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле».

39-40

Волгодонск – город молодости

2

Формирование представлений о значении Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Знать историю города

Составление летописи города

41

Дом в котором мы живем

1

Формирование представлений о таких понятиях, как экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии

Создание общества «Зеленый патруль», его атрибутики и правил

42-43

Экологические проблемы воздуха в родном крае

2

Формирование представлений о значении воздуха и воды для живых существ

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

44-45

Разнообразие водоемов родного края

2

Знать название рек, водоемов их разнообразие, характер, пользу для родного края

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

46

Экологические проблемы воды в родном крае

1

Знать экологические проблемы воды в родном крае. Формы охраны природы. Соблюдать правила поведения в природе.

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

47-48

Растения и животные водоемов

2

Формирование представлений о растениях и животных населяющих водоемы нашего края

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

49

Экологические проблемы почвы в родном крае

1

Формирование представлений об экологических проблемах почвы (размывание, выветривание, загрязнение) Формы охраны природы.

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

50

Природные  экосистемы степи

1

Формирование представлении о степи как о природном сообществе. Формирование умений анализировать значение степи для растительного и животного мира.

Экскурсия. Исследовательские работы учащихся

51

Заливные луга. Природные экосистемы луга

1

Формирование представлений о луге как о природном сообществе. Формирование умений анализировать значение лугов  для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом

Исследовательские работы.

Конкурс рисунков.

Викторина, кроссворд

52

Природные экосистемы леса

1

Формирование представлений о природном сообществе Ростовской области- лесом. Формирование умений устанавливать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество

Исследовательские работы.

Конкурс рисунков.

Викторина, кроссворд

53-54

Экологическое равновесие в природе

2

Знать что человек является частью природы, видеть изменения происходящие в результате вмешательства в экосистему

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

55-56

Охранять природу значит охранять Родину

2

Формирование понятий о важности охраны окружающей среды, о последствиях загрязнения и формах охраны

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

57-58

Донская земля- житница России

2

Формирование представлений о культурных и дикорастущих растениях, разнообразие культур, выращиваемых на полях Ростовской области

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

59

Сельское хозяйство на Дону

1

Формирование представлений о сельском хозяйстве нашей области

Исследовательская работа

60-61

Профессии  в Ростовской области. Защита проектов

2

Знать профессии села, тяжелый труд людей.

Игры, забавы, потехи

62

Пасха. Вербное воскресенье

1

Формирование представлений о весенних обрядах на Дону

Праздничные мероприятия

63-64

Троица

2

Формирование представлений о летних обрядах на дону, играх, забавах, потехах

Игры, забавы, потехи

65

Иван Купала

1

Формирование представлений о летних обрядах на дону, играх, забавах, потехах

Игры, забавы, потехи

66

Я- гражданин Ростовской области  

1

Формирование представлений о всех городах Ростовской области. Формирование представлений о себе, как части данной местности

Конкурс рисунков, викторины , кроссворды

67

Казачьи посиделки

1

Формирование представлений о значении хлеба для казака

Праздничное мероприятие

68

Разнообразие казачьей кухни

1

Формирование знаний об особенностях быта казаков, о станичных ремеслах

Изготовление поделок