Задания для самостоятельной работы
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Задания для самостоятельной рабоы в малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_sam._rab.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённые результаты тестирования учащихся об отношении к самостоятельной работе

Утверждения

Число детей, ответивших

да

нет

  1. Мне нравится самостоятельная работа тем, что всё запоминается лучше.
  2. Я хочу, чтобы было много самостоятельных работ по всем предметам.
  3. Я хочу, чтобы больше было уроков по математике и русскому языку.
  4. Мне нравится математика, потому что она лёгкая.
  5. Мне нравится  математика, потому что я всё понимаю и справляюсь с решением задач и примеров.

Приведём примеры таких заданий на карточках по математике, которые применялись для закрепления знаний о правилах порядка действий и умений применять их учениками.

Вариант 1.

  1. Как называются компоненты при делении?
  2. Прочитайте выражения, укажите порядок действий, вычислите значение выражений:

47 + 3 х 4                70 – 2 х 7

(9 – 5) х 6                (83 – 75) : 1

Вариант 2.

  1. Как найти неизвестный множитель?
  2. Запишите выражения и вычислите их значения:

─ К числу 39 прибавить произведение чисел 3 и 4.

─ Из произведения чисел 6 и 4 вычесть число 12.

─ Число 8 умножить на разность чисел 41 и 39.

Вариант 3.

  1. Как изменится произведение, если один из множителей увеличить в 5 раз?
  2. Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:

48..3..5 = 33                52..20..2 =12

36..12..4 = 33                52..(20..2) = 70

Такие задания для удобства пользования писали на карточках разного цвета (например:  самые лёгкие карточки зелёного цвета, труднее ─ жёлтого, самые трудные ─ красного цвета).

На дом учащимся для самостоятельной работы давались примерно такие задания.

Задание №1

Сделай вычисления:

5 + 4 =                        1 + 0 =                4 + 3 =

0 + 2 =                        9 – 7 =                6 – 5 =

10 – 3 =                8 + 1 =                2 + 6 =

Задание №2

Вставьте вместо «звёздочек» нужный знак, чтобы получилось верное равенство:

8 *** 2 = 10                0 *** 3 = 3

7 *** 3 = 4                2 *** 2 = 0

10 *** 1 = 9                4 *** 6 = 10

Задание №3

Составьте задачу по выражению, подобрав свои данные:

     +           =          ;       (         -           )  +            =      

На уроке по теме «Вычитание вида 48 – 30 и 48 – 3» дети познакомились с новым приёмом вычитания.

69 – 5 =                28 – 6 =

88 – 60 =                57 – 20 =

А для закрепления соотношений единиц длины, о которых учащиеся узнали на предыдущих уроках, они выполняют такое задание:

3 дм =        см                7 м =        дм                40 см =      дм

8 м =       дм                        9 дм =       см                90 дм =       м

Приведём примеры поэтапности  организации самостоятельных работ на уроках математики

Тема: «Вычитание с переходом через десяток (типа 12 - …)»

I этап. Решение примеров:

11 – 4 = 11 –1 – 3 = 10 – 3 = 7

14 – 5 =

13 – 8 =

15 – 7 =

II этап. Задача: на детской площадке играли 12 детей, пятерых позвали домой. Сколько детей осталось на детской площадке?

III этап. Задание: Придумать задачу, которая решалась бы вычитанием с переходом через десяток.

Задания для самостоятельной работы учащихся постепенно усложнялись, чтобы дети попадали в некоторые затруднения, а это является, как известно, стимулом к самостоятельному познанию. Примеры таких заданий.

Тема: «Предложение»

I этап. Составить предложение по образцу:

что? (кто?)   как? что делало?

Солнце  ярко  светило.

II этап. Составить предложение так, чтобы подлежащее стало впереди сказуемого.

III этап. Написать сочинение на тему: «Мой четвероногий друг» из нескольких предложений.

Например, если на уроках, посвящённых закреплению материала по составу слова, для самостоятельной работы предлагаются задания типа:

─ найти родственные слова в ряду записанных слов;

─ подчеркнуть корень слова;

─ выделить в слове суффикс, приставку;

─ подобрать слово, состоящее из корня и приставки, приставки, корня и окончания, то на уроках повторения по этой же  теме задания были другими, несколько сложнее.

Например:

─ найти среди данных слов слова, одинаковые по составу;

─ составить и записать вопросы по теме «Состав слова», которые можно задать товарищу

Используя сюжетные  картинки, мы применяли различные виды заданий.

  1. Составление предложений по опорным словам и выражениям.

В начальной школе ─ это основной вид пропедевтических синтаксических упражнений, цель которых ─ формирование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции.

  1. Составление полных ответов на вопросы.

Вопросы помогают ученикам отобрать нужные слова, установить правильный порядок слов, связать слова в предложении. Вопросы учителя и ответы учащихся постепенно усложняются: сначала дети используют при ответе практически все слова вопроса, затем вопросы ставятся в такой форме, что учащиеся вынуждены давать более свободные ответы, опираясь на изображение.

  1. Составление рассказа.

Работа начинается с 1 класса и, постепенно усложняясь, применяется во всех классах начальной школы. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, называют предметы и действия, изображённые на ней; потом составляют полные ответы на вопросы; таким образом, получается связный рассказ.

  1. Озаглавливайте картинки.

Учитель предлагает учащимся дать название картинке, дети дают разные названия. Каждое обсуждается, выбирается более подходящее, выражающее главную мысль.

Все перечисленные виды, конечно, сначала являются обучающими, постепенно готовящими к самостоятельной работе.

Приведём задания при работе с учебником на уроках чтения:

  1. Выделение главной мысли из прочитанного.
  2. Составление плана прочитанного.
  3. Словесное рисование картин к тексту, рассказов по картинкам.
  4. Составление плана с помощью системы вопросов.
  5. Деление текста на смысловые части и выделение главной мысли.
  6. Составление различных планов (простых, развёрнутых, устных, письменных, в виде цитат, тезисов, вопросов).
  7. Составление сравнительных характеристик.

При работе с учебником задания сначала подбирались простые, затем усложнялись, уменьшалось время на выполнение, повышались требования к самостоятельной работе и оперированию умениями. Основной материал для самостоятельных работ учащихся даёт учебник. Им определяется содержание и система самостоятельных работ в начальных классах. Эти возможности мы использовали сполна.

Приведём конкретные задания для самостоятельной работы учащихся по русскому языку по различным темам.

Слог

Спишите    предложения.    Вместо  скобок напишите те слова, в которых только один слог.                                                                                      

1. Мама купила (...).                                          дыню                

соль        

2. Рыбаку попался огромный (...).                    омуль

                                                                   налим

 ёрш

  сом

3. (...) — домашнее животное.                               коза
                                                                                   конь

4.  (...) — лиственное дерево.                               ива

                                                              вяз

5. (...) — крупная кошка. Она                               лиса
охотится за зайцами и птицами.                             рысь
Может взбираться на деревья.

Мягкий знак (ь)

Задание1.

Найдите в словах ошибки. При списывании предложений исправьте их.

1. Бабушка Дарья сказала:

— У Аллочки глазки чёрные, как уголки.

2. Дед Илья по-стро-ил ма-лень-кую банку.

3. Су-хие деревья спилили. Остались только одни пенки.

4. Лодка села на мел.

Задание 2.

Учитель читает предложения, а дети записывают только слова-ответы. В левый столбик слова, в которых 4 буквы/ в правый — слова, в которых 5 букв:

(...)        (...)

(...)        (...)

1. Бабушке купили тёплую пуховую (...).  2. 7—2 = (...). 3. 7—7= (...).  4. Леопард — хищный (...). 5. Кончилась передача «Спокойной ночи, малыши!». Детям пора (...).

Задание 3.

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу слова.

1. Воду из прудов и канав нельзя (...)  даже кипячёной. 2. На старый трухлявый (...) садиться нельзя. Здесь может быть змея.

        Жи — ши, ча — ща, чу — щу

Задание 1.

 Спишите. В словах доктора допишите последний слог.

У маленькой Наташи силь-ная ангина. Доктор слушал боль-ную и говорил:

— Ды... глубже. Пока... язык. Ска... «А-а-а». Пей тёп-лое молоко. Зовя... горло. Больше ле . Успокойся. Скоро по-пра-вишь-ся. '''

Задание 2.

В данных словах подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках (слова записаны на доске). Напишите полученные слова.

сыр (ж)                               малина (ш)
и
ду (щ)                            липы (ш)
пи
лят(щ)                                                                        пила (щ)
люки (щ)

Учитель предупреждает детей, что среди этих слов есть три слова (жир, пищат, щуки), в которых замена букв невозможна.

Задание  3.

Спишите предложения.

Шипы име-ют розы, кактусы, шиповник, крыжовник.

Голубь, глухарь, журавль, снегирь, щурка, скопа — птицы. Пища щурки — насекомые. Пища скопы — рыба.

Задание 4.

Переставьте в каждом слове буквы так, чтобы получилось новое слово. Напишите полученные слова.

Учитель сообщает, что среди этих слов есть слово (жабры), в котором замена буквы не дает новое слово.

Задание  5.

 Спишите предложения.

В природе встречаются ро-зо-вые чайки. Ос-нов-ная пища чайки — рыба. Любят полакомиться рыбой и коршуны.

Задание 6.

Спишите каждую пару слов, вставляя указанные буквы (в каждой паре слов указанная буква используется только один раз):

а или я                                        у или ю                                      ы или и

т...пки                                        л...к                                            м...шки

ч...сть                                        ч...к                                               ш...шки

в…зы                                        кл…шка

щ…вель                                ч…лан

фл...ги

печ...тъ

п...льцы

ч...шки

Учитель напоминает о том, что есть слова тапки и тяпки, вазы и вязы, флаги и фляги, пальцы и пяльцы, лук и люк, клюшка и клушка, мышки и мишки.

Далее учитель читает слова: часть, щавель, печать, чашки, Чук, чулан, шишки.

Задание 7.

Спишите предложение. Вставьте пропущенное слово.

Белка начинает запасать                           начале

кедровые    шишки   в    (...) лета.            конце

Ударные и безударные гласные

Задание 1.

 Спишите. Над выделенными словами поставьте знак ударения.

1. Когда ребята съели рассольник и жаркое, дежурные разлили в кружки кисель. 2. В стеклянной вазе стоят гвоздики. 3. Тётя Ганна купила замок. 4. На клубнях картофеля есть глазки.

Задание 2.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы и слова.

1. По океанам и (…)                                 рекам

плавают большие кор...бли.                            морям

2. Во время ледохода (...)                         мутная

в р...ке бывает (...).                                        светлая

3. В л...су во время сильной гр...зы опасно прятаться под высоким дер...вом.        

Задание 3.

 Спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Из последних букв  каждого слова составьте слово и напишите его вместо точек.

кирп...чи                                карандаш
кру
г                                к...тёнок
кате
р                                  кор…бли
кенгур
у                                …

Задание 4.

Спишите текст. Допишите последнее слово, вставьте пропущенные буквы. От первого выделенного слова уберите два первых слога. Ко второму выделенному слову добавьте слог.

На ёлке висят фл…жки, стек-лян-ные автобусы и ш…ры, длин-ные …пушки. На верхушке ёлки ─ яркая боль-шая (…).

Задание 5.

 Спишите. Допишите пропущенное слово и слоги.

По Москве ─ (…) ходят катера, мо-тор-ные лодки. Рыбаку попадались жир-ные ...щи. Дверь снова стала ...петь.

Парные звонкие и глухие согласные

Задание 1. Прочитайте. Спишите слова. Найдите ошибку и исправьте ее.

Репка, луг, редька, морковь, фасоль, картофель.

Задание 2. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

(—) — лист-вен-ное дерево. (...) — хищный зверь. Груздь — съедобный (...). Осенью птицы уле-та-ют на (...).

Слова для справок: дуб, лев, гриб, юг.

Задание 3. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напишите его вместо точек.

сугро...                        салазки
гв
оздь                               слёзки
ко
лко...                             водола...
ст
олб                       …        

Задание 4. Спишите текст. Вставьте пропущенное слово.

Был гололёд. Олег возвращался из школы. Мальчик поскользнулся, упал и сломал ногу.

Пришлось Олега   (...)                          отвести

в больницу.                                         отвезти                

Задание   5.  Спишите  слова.  Вставьте пропущенные буквы. Спишите предложение.

т...рмос            о-е

т...рмоз

в...з

в..с                    е-ё

кр...жки

кр...шки        о-у
ше...                   в-ф
шо...

жира...        в-ф
рука...
зале...                 з-с
за  ле...

садово...        парово...
водола...            носоро...
верхола...          сер...це
парохо...            арбу…
Арбу... — это большая слад-кая яго-да.
Большая буква

Задание 1. Прочитайте слова: Ваня, Вася, Коля. При списывании предложения измените эти три слова, напишите их по-другому, как больше подходит по смыслу.

(...), (...) и (...) — подружки.

3адание 2. К словам первого столбика добавьте букву я. К словам второго столбика добавьте букву в. Напишите вновь полученные слова.

кол…                                                кольцо…

бор…                 я                                 озеро…                в

лён…                                                перо…

Задание 3. При списывании этих предложений из выделенного первого слова получите три слова. Из других выделенных слов получите два слова.

На доске написано:

Это виктория. В школу Стасик ходит садиком. Алеша ещё мал.

(Дети записывают предложения: Это Виктор и я. В школу Стасик ходит с Адиком. А Лёша ещё мал.)

Задание 4. Между подчеркнутыми буквами вставьте букву, слог, указанные в скобках. Напишите вновь полученные слова.

каша  (тю)        бука (рён)

ваша (ню)        мука (р)

глина (а)        булка (ь)

окна (са)        кашка (тан)

Задание 5. К данным словам добавьте буквы ик и напишите вновь полученные слова.

барс...

боб...                                 ик

туз…

шар...

Задание 6. Спишите текст. В третьем слове допишите последнюю букву.

Шарик и Полка...— сторожевые собаки. Они помогают колхозному сторожу охранять большой фруктовый сад.

Задание    7.   Прочитайте   слова.   Подчеркнутые   буквы   замените   буквами,   указанными в скобках. Напишите вновь полученные слова.

ослик (р)                       тазик (у)
м
арка (у)                          шарил (к)
пу
чок (ш)                         жучки (а)
барс
ук (и)                        пулька (б)

Задание 8. Подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите вновь полученные слова. Спишите предложения.

соки (ч)            упал (р)
уха (ф)                  о
са (к)
ту
ча (л)                 каша (м)
бак
и (у)                 волна (г)

Тула — город-герой. Баку — город нефтяников. Реки Ока и Кама — большие притоки. Волги.

Задание 9. Вставьте слог между подчеркнутыми словами. Напишите вновь полученные слова и предложения.

вода (лог), оса (дес)

Город-герой Одесса стоит на берегу Чёрного моря. Волга — большая русская река.

Примеры этих заданий:

  1. Составить предложение по картинке (устно).
  2. Составить предложение по схеме и определить количество слов.

( __________  ____________  ___________  ).

  1. Составить предложение по схеме, выделить орфограммы, определить количество слов в предложении.

(  _________  ________  _________  _________  _________  ).

  1. Составить из слов предложение.

Снег, на, падает, землю.

  1. Составить предложение по опорным словам.

ребята, кормушка.

6. Определить границы предложений. Обозначить количество предложений.

Пришла морозная зима ребята сделали кормушку для птиц они повесили её в саду птицы прилетели в свою столовую.

7. Составить рассказ на тему «Зима» (4-5 предложени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 задания для самостоятельной работы в послебукварный период

Каждое задание включает в себя небольшой текст и 3 задания к нему. Материал можно использовать  как карточки и как дополнение к уроку по закреплению знаний в послебукварный период....

задания для самостоятельной работы по математике во 2 классе

Задания предназначены для учащихся 2 класса как для домашней работы так и для работы на уроке....

Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.

Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....

Задания для самостоятельной работы по математике 1 класс

Задания для учащихся 1 класса по математике подходят для всех систем, соответствуют требованиям ФГОС....

Задания для самостоятельной работы по обучению грамоте 1 класс

Предназначается для учащихся и родителей...

Задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы....