Рабочая программа по русскому языку 3 класс
материал (3 класс) на тему

Еремина Наталья Викторовна

Авторы учебника Канакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

Русский язык 3 класс (173 ч.)

№ п/п

Тема урока

Кол-во ч.

Тип урока

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки

Вид контроля

УУД

Дата

план

факт

1 четверть – 44 часа

Наша речь и язык – 2 ч.

Наша речь и наш язык.

1

уипзз

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение, его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Словарь: праздник

Различать язык и речь;

объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь;

рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках

А.С. Пушкина; составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

текущий

личностные:

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осозновать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации.

1

узнзву

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Словарь: вместе

текущий

Текст – 2 ч.

Текст как единица языка и речи.

1

уипзз

Выявление характерных признаков текста; беседа о птицах; прослушивание пения курского соловья.

С.7-8

Различать текст и предложение, текст и набор предложений;

определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста;

выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

текущий

Текст. Типы текстов.

1

узнзву

Повторение известных видов текстов, выявление их основных признаков; упражнение в распознавании вида текста.

Орех.

С.8-10

текущий

Предложение – 15 ч.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

1

уипзз

Определение границ предложений; работа со знаками препинания (игра  «Дорога умников и умниц»); восстановление деформированного текста

С. 10-11

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения; выделять в письменном тексте диалог.

Записывать текст под диктовку, находить слова с заданными орфограммами, делать фонетический разбор.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации;

обосновывать знаки препинания в конце предложений; составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях  обращения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространенные и нераспространенные члены предложения; читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте; обсуждать алгоритм разбора предложения по членам.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В,Д, Поленова «Золотая осень»; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

текущий

Входной диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

входной

Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания.

1

укиз

Обсуждение смысловой нагрузки предложений и их отличий в зависимости от цели высказывания; знакомство с представителем злаковых культур – овсом (рассматривание гербария, овёс в кулинарии).      

Овёс. 

С.12-15

текущий

Виды предложений по интонации.

1

уипзз

Грамматическая сказка «Восклицание»; беседа о Москве и её роли в жизни страны.

С.16-17

текущий

Обобщение знаний о видах предложений.

1

уосз

Систематизация знаний в ходе работы над таблицей; расстановка знаков препинания в зависимости от цели предложения; определение границ предложений; расширение кругозора (растение таволга)

С.18-19

текущий

Изложение текста со свободной передачей его содержания. 

1

укиз

Наблюдение над употреблением в речи обращений, обособление их запятыми; работа с фрагментами сказок (установление авторства, названий)

С.20-21

тематический

Анализ изложений. Упражнение в выделение основы предложения.

1

укиз

Определение основы предложения; распространение и конструирование предложений; работа с таблицей

С.22-23

текущий

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

уосз

Определение типа текста, его темы, подбор заголовка к тексту; обсуждение структуры текста, темы каждой части, подбор заголовка к каждой части; словарно - орфографическая работа (одновременно с анализом частей текста

текущий

Главные и второстепенные члены предложения.

1

уипзз

Орфографический и речевой анализ изложений; работа с памяткой; обучение постановке вопросов к второстепенным членам предложения; подбор предложений к заданным схемам

С.24-26

текущий

Простое и сложное предложение (общее понятие).

1

уипзз

Знакомство с понятием «словосочетание»; выделение главного и зависимого слова; игра «Командиры».

Восток, пшеница.

С.27-29

текущий

личностные:

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы

Союзы в сложном предложении.

1

уипзз

Составление текста на данную тему; работа со словами в переносном значении; игра «Выбирай»; тест «Словосочетание»

С.29-30

текущий

Составление сложных предложений из двух простых.

Обобщение знаний о предложении.

1

узнзву

Беседа об осени; разграничение понятий «простое» и «сложное» предложения; письмо по памяти; работа с синонимами

С.30-32

текущий

Словосочетание.

1

уипзз

Беседа по сказкам А.С.Пушкина; словесное рисование; комментированное письмо; работа в парах по расстановке знаков препинания.

Заря.

С.33-34

текущий

Словосочетание и предложение. Обобщение знаний.

1

уосз

Характеристика предложений; составление схемы предложения; подбор предложений к заданным схемам; работа с памяткой

С.34

текущий

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

1

укиз

Рассматривание репродукции картины и беседа по вопросам; обсуждение структуры сочинения; подбор поэтических строк картине ( из данных)

С.35

тематический

Анализ сочинений. Слово и его лексическое значение.( 6 ч.)

1

укиз

Анализ ошибок в сочинениях; подбор синонимов и антонимов; составление предложений; работа со словарями.

Альбом.

С.35-37

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

составлять сообщения по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»;

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы;

работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове;

распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение; работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове;

различать слово и словосочетание как сложное название предмета;

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания;

работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др..

текущий

Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи.

1

узнзву

Слова однозначные и многозначные; переносное значение слов; работа со словарями.

Погода.

С.38-39

текущий

Омонимы.

1

уипзз

Выяснение лексического значения омонимов; работа с пословицами; чтение стихотворения «Омонимы» Я.Козловского, разбор; ознакомление со словарём омонимов.

Понедельник.

С.40-41

текущий

Слово и словосочетание.

1

уипзз

Работа над структурой словосочетания; составление словосочетаний; работа с синонимами, антонимами, омонимами.

Ракета. 

С.42-43

текущий

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

1

узнзву

Объяснение значения фразеологизмов; составление словосочетаний; комментированная запись словосочетаний; знакомство с фразеологическим словарём.

С.44-46

текущий

Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

укиз

 Обсуждение структуры изложения, фрагментов частей текста; работа над трудными словами

С.46

тематический

Анализ изложений. Части речи(5 ч.)

1

укиз

Анализ ошибок в работах; грамматическая сказка «Части речи»; загадки о частях речи; работа с таблицей

С.47-48

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении,

Классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи;

определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках;

распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи, приводить примеры слов – имен числительных

текущий

Части речи. Имя существительное

Местоимение.

1

уипзз

Сопоставление существительного и местоимения; составление текста – описания; упражнение в замене существительных местоимениями.

Трактор.

С.49-50

текущий

Части речи. Имя прилагательное.

1

уипзз

Наблюдение над ролью прилагательных; игра «Узнай»; составление загадки, используя сравнительные обороты.

Чёрный.

С.51-52

текущий

Части речи. Глагол.

1

уипзз

Обучение постановке вопросов к глаголам; сравнение отрывка по Н. Богословскому (упр.103) со сказкой «Про Храброго зайца…»; изменение глаголов по вопросам.

С.53-54

текущий

Имя числительное как часть речи.

Словарный диктант.

1

укиз

Знакомство с новой частью речи; распределительный диктант; составление ответов на вопросы.

Четыре, восемь

С.54-56.

текущий

  Однокоренные слова(3ч.)

1

уипзз

Анализ ошибок; составление рядов однокоренных слов, толкование значения; грамматическая сказка «Корень».      

Картофель.

С.56-58

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями;

приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

текущий

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

упокз

тематический

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного.

1

укиз

текущий

Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.  

1

уипзз

Грамматическая сказка «Почему Жук прогнал Паука»; игра «Слог за слогом» (цепочка слов); обозначение безударного гласного звука буквой.       Овощи, петрушка, горох. Подготовка к проекту.

С.59-60

Различать слово и слог, звук и букву;

определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, еж;

работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов», проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определенного слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм;

находить и отмечать в словах орфограммы;

обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы;

приводить пример с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер);

составлять текст по личным наблюдениям (экскурсия в осенний парк);

подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении;

составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

текущий

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Правописание безударных гласных в корне слов. Интегрированный урок с литературным чтением.

1

узпзву

Работа с пословицами; подбор слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; орфографическая зарядка.

Помидор, огурец, огород.

С.61-62

текущий

Сочинение по материалам экскурсии в парк.

1

укиз

Определение целей и задач урока; подбор заголовка;

обсуждение содержания сочинения; отбор материала для сочинения; словарно-орфографическая работа

тематический

Анализ сочинений. Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

1

укиз

Опасности письма, связанные с парной согласной; тренажёр «Парные согласные»; творческое преобразование слов.

С.63-64

текущий

 Разделительный мягкий знак

1

уипзз

Беседа о безопасном взаимодействии с компьютером; выборочный диктант; звуко-буквенный анализ слов; правила переноса слов.                

Компьютер.

С.65-66

текущий

Разделительный мягкий знак

1

узнзву

текущий

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Проект «Рассказ о слове».

1

уосз

Работа в парах; разные виды грамматического разбора; работа с текстом.

С.66-67

текущий

Состав слова – 16 ч.

Однокоренные слова. Корень слова.

1

уипзз

Беседа о лесе и его пользе; работа со словарём однокоренных слов в учебнике; подбор однокоренных слов; игра «Яблоневый сад»

С.68-69

Формировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок); находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни; формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове;  различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса; объяснять значение приставок и суффиксов в слове; выделять в словах  приставки и суффиксы; образовывать слова с помощью приставки или суффикса; выделять в словах основу слова.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу.  Планировать учебные действия при определении в слове значимых частей;  проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в  презентации своей работы.

текущий

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов.

1

уипзз

Комментированная запись словосочетаний; работа с омонимами; работа с устаревшими словами.

Столица.

С.70-71

текущий

Сложные слова.

1

уипзз

Работа над лексическим значением слов; подбор сложных слов; из пары слов образовать сложные слова.

С.71-72

текущий

Формы слова. Окончание.

1

уипзз

Беседа об особенностях осины; работа с пословицами; письмо по памяти; разграничение понятий «форма слова» и «однокоренные слова»

С.73-75

текущий

2 четверть – 37 часов

Окончание и его роль в слове,  в словосочетании и в предложении.

1

уипзз

Обучение способу выделения окончания в слове; изменение формы слова в зависимости от предлога; Знакомство с понятием «нулевое окончание».

Обед, ужин.

С.76-77

текущий

Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова.   

1

уосз

Подбор однокоренных слов;  составление предложений; работа с деформированным текстом. Подготовка к проекту.

С.76-77

текущий

Состав слова (16 ч)

УУД по разделу «Состав слова»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Приставка. Общее понятие.

1

уипзз

Знакомство с понятием «приставка»; работа с антонимами; образование слов с помощью приставок.

С.78-79

текущий

Приставка – значимая часть слова.

1

узнзву

Наблюдение над значением приставки в слове; упражнение в образовании слов при помощи приставок; работа с загадками; подбор антонимов.

С.80-81

текущий

Подробное изложение повествовательного текста.

1

укиз

Ответы на вопросы по тексту;  составление плана; орфографическая подготовка

тематический

Анализ изложений. Обобщение знаний о роли приставок в слове.

 

1

уосз

Анализ речевых и орфографических ошибок; работа с пословицами; составление диалога

«Общение в транспорте»; работа в парах.

С.82-83

текущий

Суффикс. Общее понятие.

1

уипзз

Беседа «Города России. Курск»; сопоставление определения  суффикса и приставки;

 знакомство с некоторыми суффиксами русского языка.

С.83-84

текущий

Суффикс - значимая часть слова.

Образование слов с помощью суффикса

1

узнзву

Знакомство со значением суффиксов; звукобуквенный разбор слова глазки; словесное рисование.

С.85-87

текущий

Образование слов с помощью суффиксов.

Основа слова.

1

узнзву

Составление предложений с данными словами; работа со скороговоркой; образование слов с помощью суффикса; словарный комментированный диктант

С.88-89

текущий

Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Проект «Семья слов».

1

уосз

Работа над значением слова словообразование; подбор слов с данной частью слова; знакомство со школьным словообразовательным словарём; работа над понятием «основа слова».

С.90-91

текущий

Контрольный

диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

тематический

Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу.

 

1

укиз

Работа над значением слов пирог, пироги; знакомство с неизменяемыми словами; знакомство с памяткой разбора слов по составу.

Пирог. Шоссе.

 С.92-93

текущий

Правописание частей слова – 30 ч.

Общее представление о правописании частей слова.

1

уипзз

Работа со словами в переносном значении; работа с пословицами; образование слов с удвоенными согласными(путешествие, длина, окно, сказать, след).

Четверг.

 С.94-95

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм;  находить и отмечать слова орфограммы;

обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности;

подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами;

работать с орфографическим словарем; составлять словарики слов с определенной орфограммой.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове; приводить примеры слов с заданной орфограммой; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Составлять текст по репродукции картины

В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»;

составлять объявления;

составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки,

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

текущий

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

1

узнзву

Викторина «Что вы знаете о России?»; соотнесение рисунков и предложений; устный орфографический диктант с последующей записью слов.

Север.

С.96-98

текущий

Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста.

1

укиз

Беседа по содержанию; подбор к тексту названия;

работа с каждой частью текста; словарно - орфографическая подготовка;

работа с трудными словами

тематический

Анализ изложений. Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

1

уипзз

Анализ ошибок; алгоритм действия при проверке написания безударной гласной в корне; подбор проверяемого и проверочного слова; словесное рисование.

С.99

текущий

Правописание частей слова (30 часов)

УУД по разделу «Правописание частей слова»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Имя существительное (29 часов)

УУД по разделу «Имя существительное»:

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант

1

узнзву

Составление текста из деформированных предложений; объяснительный диктант; Тест «Правописание слов с безударными гласными в корне».

Берег.

С.100-101

текущий

Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-

-оро-, -оло-.

1

уипзз

Подбор слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере- и их запись;

словарно - орфографическая минутка; нахождение и объяснение значений старославянских слов.

С.102-103

текущий

Контрольный

диктант  грамматическим заданием.

1

упокз

тематический

Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

1

уипзз

Беседа о погоде сегодняшнего дня; построение синонимического ряда слов по нарастанию явления (пороша, снегопад, метель, вьюга); разбор сложного предложения по членам предложения;  составление алгоритма для решения орфографической задачи.

Пороша.

С.104-105

текущий

Упражнение в написании слов с парными по глухости -  звонкости согласными в корне.

1

узнзву

Составление рассказа на основе впечатлений и стихотворного текста; работа с фразеологизмами; устный орфографический диктант.

С.106-107

текущий

Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне.

1

узнзву

Работа с антонимами; работа в парах; воспроизведение названий литературных произведений по автору и предложению.

С.108-109

текущий

Сочинение по сюжетному рисунку.

1

укиз

 Составление описание леса, лисы, уточки; обсуждение заголовка к тексту, обсуждение содержания каждой части;  выбор типа текста (повествование с элементами описания);

словарно - орфографическая подготовка

тематический

Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

уипзз

Анализ ошибок; выяснения значения термина «непроизносимый согласный»; письмо по памяти.

Чувство, лестница.

С.110-111

текущий

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

узнзву

Сопоставление правил написания слов с парными по глухости – звонкости согласными и непроизносимыми согласными; ознакомление со словами, имеющими сочетание  сн; подбор синонимов и антонимов.

С.112-113

текущий

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

узнзву

Составление рифмовок; составление предложений с данными словами; распределительный диктант.

Интересный.

 С.113-114

текущий

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

тематический

Работа над ошибками. Сопоставление правил о правописании корня.

1

укиз

Сравнительный анализ правил; распределительный диктант; работа над продолжением текста

С.114-115

текущий

Двойные согласные.

1

уипзз

Объяснение лексических значений слов; обсуждение этимологии слов; работа с алфавитом.

Коллекция, коллектив.

 С.115-116

текущий

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

1

укиз

Обмен впечатлениями; ответы на вопросы; обсуждение структуры описательного текста; словарно – орфографическая работа

С.118

тематический

Анализ сочинений. Правописание слов с двойными согласными.

1

узнзву

Анализ речевых ошибок; комментированная запись слов с двойными согласными; упражнение в изменении форм слов.

Аккуратный, грамм, килограмм.

 С.117

текущий

Правописание суффиксов и приставок.

1

уипзз

Упражнение в узнавании приставок и суффиксов;

ознакомление с правописанием суффиксов –ик-, -ек-; подбор слов к схемам

С.118-119

текущий

Работа над ошибками. Упражнение в правописании суффиксов.

1

узнзву

Работа с деформированными предложениями; работа с загадками, составление собственных загадок; оттенки, вносимые суффиксами; правописание суффикса –ок-

 С.120-121

текущий

Правописание слов с приставками.

1

узнзву

Составление текста по рисунку; упражнение в образовании родственных слов при помощи приставок; письмо по памяти

С.122-123

текущий

Упражнение в правописании значимых частей слова.

1

укиз

Толкование слова салат;

обмен рецептами салатов; работа с пословицами; дополнение слов приставками по смыслу

С.124-125

текущий

Упражнение в правописании значимых частей слова.  

1

укиз

Работа с орфографическим тренажёром; подбор слов к заданным схемам, составление схем к заданным словам; работа в парах

С.125

текущий

Приставки и предлоги.

1

уипзз

Разграничение понятий «приставка» и «предлог»; составление словосочетаний; работа с фразеологизмами

С.126-127

текущий

3 четверть – 49 часов

Правописание приставок и предлогов.

1

узнзву

Редактирование и составление словосочетаний; тест «Приставки и предлоги».

Желать.

С.128-129

текущий

Разделительный твёрдый знак. Урок – учебный диалог.

1

уипзз

Организация учебного диалога по изучению темы урока; составление рассуждения  на тему «Зачем ежу иголки?»; речь разговорная и литературная

С.130-131

текущий

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

узнзву

Составление словосочетаний; словесное рисование по сказкам А.С.Пушкина; комментированная запись слов; звукобуквенный анализ слов с разделительным Ъ

 С.132-133

текущий

Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и  ь знаками.

1

узнзву

Дифференциация правописаний; разделительный диктант; работа с пословицами; составление рассказа к пословице

С.134-135

текущий

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. Обучение составлению объявления.

1

укиз

Обсуждение: что означает слово объявление?

 Анализ объявлений; составление объявлений; работа с текстом (заглавие, части, орфограммы)

 С.136-138

текущий

Части речи. Обобщение знаний.

1

уосз

Общее знакомство с частями речи рус.языка; обобщение и систематизация знаний по изученным частям речи; распределительный диктант; выборочное письмо.

С.3-6

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных;

различать среди однокоренных слов имена существительные;

находить устаревшие слова – имена существительные; выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).

Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану;  распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных; обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных;

наблюдать над толкованием значения некоторых имен; - составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени; определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных; распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода;

правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь;

правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи; подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника; изменять имена существительные по падежам, запомнить название падежей;

работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного»; определять падеж имен существительных.

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу; составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме; сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода);

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти;

Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных; определять начальную форму имени существительного; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; записывать текст под диктовку и проверять написанное;

распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

текущий

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Контрольное списывание.

1

упокз

тематический

Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи.

1

уипзз

Беседа о зиме;  подбор однокоренных слов к слову снежинка; определение лексических значений многозначных слов; классификация имён существительных.

Самолёт, комната.

С.7-9

текущий

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Начальная форма.

1

уипзз

Знакомство с понятием «начальная форма» им.существительного; образование одних частей речи из других; работа с устаревшими словами; работа со словарями.

С.10-13

текущий

Обучающее подробное изложение повествовательного текста.

1

укиз

Беседа по содержанию каждой части, подбор заголовка, работа с трудными словами, с лексической заменой повторяющихся слов.

С.14

текущий

Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена существительные.

1

уипзз

Анализ ошибок; беседа о Москве; расшифровка скороговорок; составление предложений.

С.15-16

текущий

Изменение имён существительных по числам.

1

уипзз

Наблюдение над изменением им.сущ. по числам; распространение предложений; работа над образными средствами языка (сравнение, олицетворение).

С.17-19

текущий

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

1

узнзву

Наблюдение над литературным и разговорным языком; работа с деформированным текстом; письмо по памяти прозаического текста. Подготовка к проекту.

Однажды.

С.19-21

текущий

 Род имён существительных.

1

уипзз

Приём определения рода им.сущ.; классификация им.сущ.; работа в парах - продолжение рифмовок.

Кровать.

С.22-23

текущий

Определение рода имён существительных в  косвенных падежах.

1

узнзву

Подбор слов к данным схемам; составление словосочетаний; работа с загадками; письмо по памяти

С.24-25

текущий

Имена существительные общего рода.

1

узнзву

Объяснительно – распределительный диктант (по родам); «Найди лишнее слово»; составление предложений к рисункам

С.26-28

текущий

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

тематический

Работа над ошибками.  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Урок – учебный диалог.

1

узнзву

Организация учебного диалога по изучению новой темы; запись слов буквами по звуковым моделям; работа с синонимами

С.28-29

текущий

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

1

укиз

Словесное рисование; работа с синонимами; словесное рисование; работа над образными средствами языка

С.30-31

текущий

Обобщение и систематизация изученного материала.

 Проект «Тайна имени»

1

уосз

Разграничение написаний разделительных ь и ъ знаков; подбор  слов по заданному плану; составление предложений к рисункам

С.32-33

текущий

Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

укиз

Соотнесение  фрагмента сказки и изображения; обсуждение известных иллюстраций художника к др.сказкам; словарно-орфографическая работа; формирование умения пользоваться цитатами при написании творческой работы

С.33

тематический

Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам.

1

уипзз

Анализ речевых и орфографических ошибок; восстановление стихотворных строк; работа с таблицей – изменение сущ. по падежам

С.34-37

текущий

Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные.

1

узнзву

Составление алгоритма определения падежа; работа с пословицами; составление предложений; несклоняемые им.сущ.

Рябина.

С.38-39

текущий

Именительный падеж имён существительных.

1

уипзз

Словесное рисование; работа с деформированными предложениями; письмо по памяти

С.40-42

текущий

Родительный падеж имён существительных.

1

уипзз

Комментированный словарный диктант с определением рода им. сущ.;

работа со скороговорками и загадками.

Трамвай, пятница, около.

С.43-45

текущий

Дательный падеж имён существительных.

1

уипзз

Игра «Угадалочка» (по басням И.А.Крылова); работа с фразеологизмами; работа с деформированным текстом

С.46-47

текущий

Винительный падеж имён существительных.

1

уипзз

Разграничение В.п. и И.п. существительных; объяснительный диктант; работа с многозначными словами

С.48-49

текущий

Подробное изложение повествовательного текста.

1

укиз

Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка

С.58

тематический

Анализ изложений. Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных.

1

узнзву

Комментированный диктант; разграничение В.п. и Р.п. существительных; работа со схемами.

Солома.

С.50-52

текущий

Творительный падеж имён существительных.

1

уипзз

Наблюдение над признаками, по которым можно определить сущ. в Т. п.; смысловой отбор слов для составления предложений; работа над образными средствами языка (сравнение)

С.53-54

текущий

Предложный падеж имён существительных.

1

уипзз

Работа с устаревшими словами, пословицами; составление предложений по замыслу.

Потом

С.55-57.

текущий

  Обобщение знаний о падежах имён существительных.

1

уосз

Анализ ошибок; составление сообщения по таблице; разграничение понятий «начальная форма» и «косвенные падежи».

Вокруг.

С.59-61

текущий

Контрольное списывание.

1

уопкз

Работа со словарными словами; объяснительный диктант; тренажёр «Падежи им.сущ.»; игра «Мяч по кругу»

С.60-61

тематический

 Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.

1

укиз

текущий

Понятие об имени прилагательном как части речи.

1

уипзз

Письмо по памяти поэтических строк;

определение роли имён прилагательных в речи; работа над выразительными средствами языка (эпитеты).

Приветливый.

С.62-64

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

определять лексическое значение имен прилагательных; выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные;

распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.);

определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду;

наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе;

образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных;

писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам; подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов; определять начальную форму имени прилагательного;

определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных;

правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья);

работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного;

определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения;

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам; наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»  по учебнику.

текущий

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Связь имён прилагательных с им. сущ.. Сложные прилагательные (общее представление).

1

узнзву

Обсуждение внешнего облика птиц, подбор образных средств языка; образование сложных им.прилагательных; анализ текста – описания по картине «Царевна – Лебедь»

С.65-67

текущий

Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона

 «Конец зимы. Полдень».

1

укиз

Рассматривание репродукции и обмен впечатлениями; беседа по картине; составление словосочетаний; лексико-орфографическая работа

тематический

Анализ сочинений.  Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных.

1

узнзву

Беседа о просторах России, о её столице – Москве; работа с физической картой; работа по словообразованию.

Красная площадь,

Московский Кремль.

С.68

текущий

Художественное и научное описание (общее знакомство).

1

уипзз

 Определение темы, типа и стиля речи; сравнение описательных текстов; составление текстов по данным словосочетаниям (о Курском крае).

Растение, ромашка.

С.69-70

текущий

Изменение имён прилагательных по родам.

1

уипзз

Объяснительный диктант; наблюдение над изменением прил. по родам; работа с опорной схемой; составление словосочетаний

С.70-73

текущий

Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам.

1

узнзву

Нахождение различий в лексическом значении прилагательных; составление словосочетаний; работа с синонимами и антонимами.

Сирень.

С.74-75

текущий

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

узнзву

Комментированная запись предложений и полный разбор; образование однокоренных прилагательных; работа над составлением словосочетаний

С.75-76

текущий

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

тематический

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам.

1

уипзз

Построение синонимичных рядов оттенков, их градация; толкование слов; письмо по памяти.

Поэт.

С.77-79

текущий

Изменение имён прилагательных по числам.

1

узнзву

Творческая работа с текстом (составление начала и концовки); работа со словарём антонимов; составление и разбор сложных предложений. Подготовка к проекту.

Гвоздика.

С.80

текущий

Обобщение и систематизация изученного материала.

1

уосз

Тест « Изменение имён прилагательных»; продолжение предложений по аналогии; составление объявления.

Животное.

С.81

текущий

Краткое изложение повествовательного текста.

1

укиз

Составление плана рассказа; анализ частей и сокращение частей; краткий пересказ текста; орфографическая подготовка

тематический

Анализ изложений. Изменение имён прилагательных по падежам.(Общее представление)

1

уипзз

Анализ ошибок; фантазии на тему «Путешествие листа»; упражнение в склонении им.прилагательных

С.82-84

текущий

Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма

1

узнзву

Правописание окончаний –ого-,  его-

работа с пословицами; письмо по памяти; определение начальной формы им.прил.

С.85-86

текущий

4 четверть – 43 часа

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. Словарный диктант.

1

укиз

Образование прилагательных при помощи суффикса – еньк;  работа с фразеологизмами; составление побудительных предложений

С.87-88

текущий

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

уосз

Обоснование правильного написания слов; подбор примеров на эти правила; редактирование словосочетаний

С.88

текущий

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

1

укиз

Беседа по картине; обсуждение содержания и структуры текста; работа с опорными словами

С.89

тематический

Анализ сочинений. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

1

уосз

Анализ сочинений; распространение предложений; работа с синонимами и антонимами; работа над словообразованием

С.89

текущий

Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

уосз

текущий

Личные местоимения (общее представление).

1

уипзз

Наблюдение над взаимосвязью  и взаимозаменяемостью им. сущ и местоимениями; письмо по памяти.

Одуванчик.

С.90-92

Распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа);

обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями;  оценивать уместность употребления местоимений в тексте; работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения»; пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

текущий

Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

   - Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий  изученные орфограммы;

    -проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

    -производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;

   - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

    -распознавать части речи и их грамматические признаки;

   -интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;

Личные местоимения третьего лица.

1

уипзз

Распространение предложений; обсуждение проблемы экологического равновесия в мире; грамматические загадки.

Воскресение.

С.93-94

текущий

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

1

узнзву

Словарный диктант с определением рода имён существительных; составление предложений к иллюстрациям; переносное значение слов

С.95-96

текущий

Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма.

1

уосз

Упражнение в правильном употреблении местоимений; переносное значение слов; обсуждение темы «Человек – это Вселенная»; составление текста в парах

С.96

текущий

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

тематический

Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи.

1

уипзз

Составление нераспространённых  и  распространённых предложений; восстановление определения глагола; подбор синонимов

С.97-98

Распознавать глаголы среди других частей речи;

различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос;

определять лексическое значение глаголов; составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя);

узнавать неопределенную форму глагола по вопросам;

образовывать от глаголов в неопределенной форме

однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме;

распознавать число глаголов, изменять глаголы по числам;

составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам, образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов;

анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени;

правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о);

правильно произносить глаголы в прошедшем времени;

работа с орфоэпическим словарем;

раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой разбирать глагол как часть речи;

определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения;

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы;

работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Определять наличие в слове изученных орфограмм;

находить и отмечать в словах орфограммы;

обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы;

приводить пример с заданной орфограммой.

текущий

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Упражнение в определении лексического значения глагола

1

узнзву

Словарный комментированный диктант; работа с пословицами; Мини – сочинение «Мои мечты»

С.99-100

текущий

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

узнзву

Работа со словами в переносном значении; дописать пословицы подходящими по смыслу словами; подбор к сущ. однокоренных глаголов.

Завтрак.

С.101-102

текущий

Подробное изложение повествовательного текста.

1

укиз

Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка

тематический

Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме.

1

уипзз

Анализ ошибок; сравнение значений пар глаголов; работа со словарём синонимов

С.103-104

текущий

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

1

узнзву

Преобразования частей речи по заданному плану; работа с антонимами; соотнесение смысловой нагрузки с фразеологическим оборотом.

Песок.

С.105-106

текущий

Сочинение по серии сюжетных картинок.

1

укиз

Ответы на вопросы; обсуждение заголовка; обсуждение содержания текста; словарно-орфографическая работа

С.102

тематический

Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме

1

узнзву

Анализ речевых и орфографических ошибок; работа над словообразованием; наблюдение над глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминологии); беседа по рус. народной сказке «Сивка-бурка»

текущий

Изменение глаголов по числам.

1

уипзз

Нахождение сравнений в стихотворении, однокоренных слов; упражнение в редактировании текста; работа с глаголами – синонимами

С.107-108

текущий

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

1

узнзву

Беседа на тему «Ледоход. Половодье»; наблюдение над многозначными глаголами; работа с деформированным текстом

С.109

текущий

Изменение глаголов по временам.

1

уипзз

Письмо по памяти; работа с таблицей «Времена глаголов»; изменение глаголов по временам (игровой приём «Грибочки»)

С.110-112

текущий

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

тематический

 Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола.

1

узнзву

Работа с текстом – рассуждением; самостоятельное составление текста (устно); дополнение предложений местоимениями

С.113-114

текущий

 Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа. Урок – учебный диалог.

1

уипзз

Наблюдение над окончанием глагола 2 лица ед. числа в ходе организации учебного диалога; беседа о малых жанрах устного народного творчества и самобытности языка; работа с пословицами, загадками, рус. народными песнями

С.115-117

текущий

Упражнение в изменении глаголов по временам.

1

узнзву

Работа над лексическим значением глаголов; составление устного текста на тему «Дома я – помощник»; дополнение пословиц глаголами.

Квартира, герой.

С.118-119

текущий

личностные:

- интерес к изучению русского языка, к ведению диалога автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и идеологической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Упражнение в изменении глаголов по временам.

1

укиз

текущий

Подробное изложение повествовательного текста.

1

укиз

Работа с текстом и иллюстрацией; подбор заголовка; составление плана; орфографическая подготовка

С.120

тематический

Анализ изложений. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

уипзз

Анализ ошибок; наблюдение над синонимичным рядом глагола сиять; составление нераспространенных предложений; объяснительный диктант  

С.121-123

текущий

Упражнение в определении рода глаголов в  прошедшем  времени.

1

узнзву

Работа с деформированным текстом; наблюдение над взаимосвязью лексического значения и правописанием глаголов

С.124-125

текущий

Частица не с глаголами.

1

уипзз

.Рассуждения на тему «Каким должен быть друг»; «Орфоэпическая зарядка»; составление предложений по замыслу и аналогии

С.125-126

текущий

Обобщение и систематизация знаний о глаголе.

1

уосз

Работа с загадками; выборочное письмо; работа над продолжением предложений по замыслу; работа с памяткой

С.127-129

текущий

Обобщение и систематизация знаний о глаголе

1

уосз

Выборочный диктант; письмо по памяти; работа с образными средствами языка

С.129-130

текущий

Контрольное изложение.

1

упокз

тематический

Повторение – 7 ч.

Анализ изложений.  Части речи: самостоятельные и служебные.

1

узнзву

Анализ ошибок; работа с таблицей; обсуждение особенностей научного текста; распределительный диктант с предварительной подготовкой в парах

С.131-132

текущий

Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант.

1

уосз

Беседа о Дне Победы; составление текста на тему  «У Вечного огня»; комментированная запись стихотворных строк.

Солдат.

С.133-134

текущий

 Слово и его лексическое значение. Словосочетание.

1

укиз

 Тренажёр «Орфограммы 3 класса»; составление и изменение словосочетаний по замыслу; работа с деформированным текстом

С.135-136

текущий

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

упокз

итоговый

Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу.

1

укиз

Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах4 употребление вежливых слов (приём театрализации)

С.137

текущий

Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

уосз

Обобщение знаний в форме игры на закрепление изученных правил.

текущий

170

Обобщение  за год

1

уосз

Обобщение знаний в форме игры на закрепление изученных правил.

текущий

171-173

Резерв

3

уосз

текущий

Типы уроков:

  1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз
  2. Урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву
  3. Урок комплексного использования знаний – укиз
  4. Урок обобщения и систематизации знаний – уосз
  5. Урок проверки, оценки и контроля знаний - упокз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...