программа по предметному модулю "Калейдоскоп" для 2-4 классов по ФГОС
рабочая программа на тему

Дамбиева Аюна Цыденовна

Модуль "Калейдоскоп" как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства можно использовать как в разновозрастном классе, так и в одном  с 2-4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnyy_modul_kaleydoskop_.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика модульной программы.

Образовательный модуль «Калейдоскоп», построенный как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства реализуется  в среде  мультифункционального технологического сервиса.  Сервис предусматривает сетевое взаимодействие учителей предметников сети, в котором дополняется и изменяется содержание профессиональным сообществом. Ученик может в данном сервисе просмотреть предлагаемые ему модули и зарегистрироваться в нём для его изучения. Также он  может запланировать свою работу сам, выбрать часы для изучения теории и часы для работы практически. Здесь же в МТС учащийся выбирает себе форму оценивания – это может быть on-lain срез, off – lain срез, очное тестирование.

             Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит модуль «Калейдоскоп», являющийся его дополнением. Успешное овладение русским языком невозможно без интереса детей к учебе.
 Включение элементов занимательности является обязательным для занятий. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

           Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, шарады. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

      Преподавание модульной программы проводится во время занятий в форме нелинейного расписания или же во внеурочное время во второй половине дня по усмотрению учителя. Модульная программа также может быть реализована для малокомплектных школ по предметным модулям.

      Программа рассчитана на 1 час в неделю во 2-3 классах и 0,5 ч. для 4 класса. Продолжительность занятия 35-40 минут.

Модульная программа рассчитана на 14 часов, которая состоит из вариативной и инвариантной части, делёная по усмотрению учителя. (может взять 10 часов из инвариативной части и 2 часа в вариативной части)


       Цель:  сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну «Калейдоскоп».
Задачи:

  • содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию  школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
  • помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему,
  • Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока – это необычно, значит интересно.
  • Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
  • Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями.

Планируемые результаты.
.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов;
  • интерес к изучению языка;


Метапредметные результаты

  • составлять план решения учебной проблемы в малой группе;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем, с другими учащимися вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Предметные

  • учиться перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • учиться пользоваться словарями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • учиться строить рассуждения.

Предполагаемые результаты.

  • творческие работы: "Словарь омонимов в картинках", «Составь статью о происхождения слова"(по выбору учащихся)
  • исследовательские работы: "Как обходились без письма", "Пути пополнения словарного запаса", "Ломоносов-создатель русской лингвистики".
  • Проекты:

"Фразеологизмы в рисунках"; "История возникновения письма" (исследование)

Контроль и оценка планируемых результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов  предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  (результаты фиксируются в зачетном листе);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

       

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

         Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Данный модуль строится по принципу разновозрастного обучения: когда старший ученик обучает более младшего, но и может младший обучить старшего, если тот по тем или иным причинам не освоил предыдущий материал.

Пары, группы  могут быть назначены учителем или дети сами выбирают по желанию свой состав, причем состав может произвольно меняется.

На уроках старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика.

В РВО работает принцип взаимообучения. Он основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. 

Специальные целевые ориентации РВО: 

- развитие мотивации учения; 

- усвоение ЗУН; 

- создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи; 

- развитие коммуникативных качеств личности; 

- формирование организаторских умений и навыков; 

- развитие самостоятельности; 

- овладение способами самоорганизации; 

- развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др. 

Занятие в РВГ предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке

занятия.

Календарно-тематическое планирование модуля.

№ урока

Тема, раздел

Кол-во часов

Форма обучения

Форма проведения

Характеристика деятельности учащихся

Результаты деятельности ребёнка

Диагностический инструментарий

Результат

Регистрация на МТС, выбор модуля, составление плана прохождения модуля

1

заочная

Самостоятельная, совместная с родителями или учителем

Возможность выбора модуля

Умение работать с сервером, интернетом

Вход в МТС

1

Что такое калейдоскоп?

1

Вводное занятие

 

Игра с  введением  диалога  и  беседы

Знакомство детей с учителем, друг с другом. Где работа в парах и в группе. Учеба учащихся 4-го класса: освоение роли наставника для учащихся 2-3 класса. Знакомство с алгоритмом работы наставника. Поиск значения слова «калейдоскоп». Работа с толковым словарём.  

Умение  слышать  и слушать.

Первичное  умение  задавать

вопросы.

Первичное умение  вести  диалог. Правила поведения при работе в группе. Я – наставник! Вживание в роль учителя.

Учим  работать с толковым словарем подопечных

Учимся  задавать  вопросы  учителю  и  себе.

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)

Ролевая игра «Наставник-подопечный»

2

Калейдоскоп знаков

1

очная

Исследовательская работа «Как обходились без письма»

Работа над рассказом о социальной причине возникновения письма. Работа с терминами. Защита проектов(групповых и индивидуальных)

Умение работать в группе наставник-подопечный, умение находить информацию

Оценочный лист исследования деятельности детей

Проект «Рисуночное письмо», «Понятно без слов»

3-4

Калейдоскоп происхождения слов

2

очная и заочная

форма работы

Творческая работа

Работа с толковым словарем по алгоритму

Умение работать с толковым словарем, в группе

Лист оценки «Оцени себя и свою работу»

Составить словарную статью о происхождении слова.

5

Словарь языка Пушкина.

1

Очная форма

Погружение в художественный тест

Исследовательская работа . На примере сказок А.С.Пушкина сделать анализ слов каких частей речи  чаще всего употребляет поэт

Умение работать с текстом

Лист оценки «Оцени себя и свою работу»

Словарь языка Пушкина.

6

Калейдоскоп занимательных заданий

1

Очная форма

Творческая работа

Самостоятельная работа

Выборка занимательных заданий. Практическая работа

Умение использовать копилку занимательных заданий при подготовке к викторинам, олимпиадам и др.

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)

Копилка занимательных заданий по русскому языку

7

В калейдоскопе многозначные слова и омонимы

1

Очная форма

Практическая работа

Работа с текстом. Работа со словарём.

Выяснение отличия многозначных слов от омонимов.

Умение различать многозначные слова от омонимов

Лист оценки «Оцени себя и свою работу»

Словарь в картинках

8

Осенний калейдоскоп

1

очная форма

Проектная задача

Самостоятельная работа

Работа в группах

Изучение теоретического материала

Умение находить нужную информацию

Листы достижений при работе в группе

Решение проектной задачи «Осень в Еравне»

9

Калейдоскоп фразеологизмов

1

очная форма

Работа в парах

Работа с фразеологическим словарем.

Учимся использовать фразеологизмыв в своей речи

Лист оценки «Оцени себя и свою работу»

Проект «Фразеологизм в рисунке»

10

Возможности компьютера  в  добывании  материалов  по  теме  проекта

1

Заочная форма

On-lain занятие по работе с проектом (консультации тьютора)

Работа в интернете:

вебинар на 10 мин.

Работа с информацией для проекта – 20-30 мин.

Учимся   работать  с  Интернетом.

Учимся  запрашивать  в  Интернете  материалы  по  теме  проекта.

Учимся  оценивать найденную  информацию  по теме  исследования.

Задавать вопросы и отвечать на них в скайпе

Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся)

Самооценка  и  взаимооценка  найденных  в  Интернате  материалов  по  теме  исследования

11-12

Калейдоскоп красок и звуков весны

2

Очно-заочная форма

Групповая, фронтальная. индивидуальная

Приметы весны, составление весеннего словаря. Сочинение-миниатюра по выбору

Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.

Умение самостоятельно написать сочинение – миниатюру по выбранной теме, используя свои знания по теме.

13-14

Калейдоскоп творческих работ

2

Очно-заочная форма

Самостоятельная работа по сбору материала для проектной работы

Творческая мастерская

Создание небольших текстов на лингвистическую тему, пользуясь подборкой примеров

Учимся  задавать  вопросы  для  получения  информации  по  теме  исследования

Учимся   простейшим  формам  оформления  полученных  ответов  на  заданные  вопросы в  рабочих   тетрадях

Диагностическая карта УУД

Проекты-презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС

Программа по русскому языку для 1 класса с тематическим планированием....

рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по ФГОСам

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к рабочим программам, включает календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС ( УМК " Начальная школа 21 века").Составлена на 5 часов в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс

Рабочая программа  по предметному кружку "Риторика" 2 класс...

Рабочая программа по предметному кружку "ОБЖ" 2 класс

Рабочая программа по предметному кружку "ОБЖ" 2 класс...