Проблемы одарённых детей.
консультация на тему

Кобец-Борисова Татьяна Витальевна

Чтобы помочь одаренному ребенку раскрыться в полной мере, нужно знать о его внутренних проблемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_odaryonnyh_detey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

  1. Низкий уровень школьной мотивации:

- Учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей.

- Учебный план не соответствует их способностям.

- Огромный запас фактов и знаний, отличная долговременная память: скука и нетерпение в классе, неприязнь к школе.

  • -Высокие темповые характеристики мышления («быстрый мыслитель»): разочарование в тех, кто по сравнению с ним мыслит медленно.
  • - Высокая проницательность: ненависть к «зубрению», прозвище «ботаник», раздражительность от низкого уровня школьных работ.

-  Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы, их девиз — творческий «взрыв». Как правило, такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания, их даже не интересует результат.

  1. Межличностные отношения:

- Одаренный ребенок отличается от детей, окружающих его. Его мироощущение имеет своеобразную палитру. Реакции на внешние раздражители, как правило, тоже не укладываются в стандарты, к которым привыкло общество во взаимодействии с детьми. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя. А взрослых — его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их взрослый авторитет.

- В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.

- Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

  • - Чувство превосходства над обычными детьми: высокомерность, элитарность, если  нет возможностей для общения с интеллектуальными сверстниками. Завышенная самооценка. Нетерпимость к другим, отношения к другим как к «глупцам». Как альтернатива (при заниженной самооценке): снижение продуктивности ради соответствия норме, утаивание своих склонностей и способностей от окружающих.
  • - Настойчивость и целеустремленность: оценка этих качеств со стороны как упрямство и отказ от сотрудничества.
  • - Игровые интересы: одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  • - Дистанцируется от группы.  
  • - Отторжение сверстниками.
  1. Коммуникативные способности:

- Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.

-  Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

- Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

- Яркие вербальные способности, расширенный словарный запас: склонность к спорам ради избегания решения трудных задач.

  1. Несоответствие между физическим, интеллектуальным, социальным развитием и эмоциональной сферой:

-  Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.

- Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

-  Умственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Этакий тихий «ботаник» — герой «Ералаша».

  1. Поведенческие аспекты:

-  Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

- Креативность: деструктивные тенденции, нигилизм, девиантное поведение; нонконформизм.

  1. Стремление к совершенству:

-  Для одаренных детей характерна внутрен

няя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  • - Глубина проникновения в проблему («глубокий мыслитель»): ненависть к срокам и ограничениям; как следствие — либо сделает работу за всех, либо не сделает и половины намеченного.

  1. Трудности развития творческой активности:

-  Одаренные дети направлены в основном на глубокое и прочное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Их может затруднить творческое задание, предложенное учителем или родителем. Кажется, парадоксальная ситуация. Но именно так обстоит дело с большинством одаренных детей.

  • -  Любопытство, множественность интересов: берётся за многое, начинает делать и не доводит дела до конца, потому что утрачивает интерес.

  1. Погружение в философские проблемы:

-  Радикальность решений и дикость мнений: разочарование в людях оттого, что не понят; ребёнок становится «странным», «не от мира сего».

  • -  Раннее абстрактное мышление: озабоченность экзистенциальными проблемами — вопросами смерти или смысла жизни. Собственная точка зрения на религию: от повышенной религиозности до полного атеизма.
  • -  Толерантность к неопределённости и сложности: трудности в принятии решений и построении карьеры.