Характеристика и конспект проектной задачи во внеурочной деятельности «Семейные традиции русской крестьянской семьи»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Игнатьева Елена Владимировна

Данная проектная задача является одним из итоговых моментов по работе над проэктом "Семейные традиции русской  семьи», которая велась три года и включала в себя урочную деятельность. посещение музеев и занятия по внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_proektnoy_zadachi_sem_trad._krest._semi.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача во внеурочной деятельности

Название проектной задачи

«Семейные традиции русской крестьянской семьи»

Предмет

Межпредметная (литературное чтение, окружающий мир, технология)

Класс, время

2 класс, ноябрь

Тип задачи

метопредметная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Использование предметных знаний в модельной (квазиреальной) ситуации.
  2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача.

Литературное чтение:

  • навыки осознанного и выразительного чтения;
  • умение сформулировать и представить обоснование своего решения;
  • знание жанров устного народного творчества;
  • умение работать с деформированным текстом.

Окружающий мир:

  • знание основ культуры русского народа.

Технология:

  • умения работы с тканью

Общеучебные умения:

  • элементы сотрудничества в игровой деятельности;
  • взаимоконтроль и взаимопроверка в процессе работы над задачей.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в модельной ситуации;
  • умение работать в малой одновозрастной группе при создании конечного продукта.

Способы и формы оценивания результатов работы

  1. Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.
  2. Публичные выступления групп.

Оборудование и материалы

  1. Презентация.
  2. Набор текстовых заданий в нескольких вариантах.
  3. Листы формата А4.
  4. Ручки.
  5. Карандаши.
  6. Фломастеры.
  7. Ножницы.
  8. Клей.

«Семейные традиции крестьянской семьи»

Ход игры

1 слайд  Россия

Объявление темы проектной задачи.

-Тема сегодняшней проектной задачи «Традиции русской крестьянской семьи»

- Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж.

Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

2 слайд  Русские красавицы (2 конфеты)

 - А знаете ли вы, какую одежду носили в русских деревнях? (сарафаны, рубахи, лапти)

- Рассмотрите внимательно фотографию. Какой цвет использовался в нарядах чаще всего?  (КРАСНЫЙ) Он был символом красоты, поэтому и девицу называли  красна девица.

- Оденьте нарядно Марию и Ивана при помощи клея.

Представление работ у доски.

- Среди нарядных пар есть одетые в свадебные наряды. Как вы думаете, у какой команды Мария и Иван приготовились к свадьбе?

3 слайд  Загадки

- На Руси очень любили загадки. У вас на столах конверты с загадками. Прочтите их внимательно и отгадайте. Отгадку можно написать прямо на листке с загадкой.

4 слайд  Мама (1 конфета)

- Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда?

- Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 — 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий.

5 слайд  Папа (1 конфета)

- Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда?

- В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

         Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

- Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

6 слайд  Дедушка и бабушка (2 конфеты)

- Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда? (дедушка, бабушка)

-Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение.

По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и «бывальщины» религиозно-поучительного характера. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет.

7 слайд Сын и дочь

(1 конфета)

А. - Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда? (сын)

- По русским представлениям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.

Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец: как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.

Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».

(1 конфета)

Б. - Прочитайте загадку. Как её отгадала ваша команда? (дочь)

- В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

 

8 слайд  Народные промыслы

- Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».

9 слайд  Артель за работой (1 конфета за каждый верный ответ)

- А что было делать зимой? (заниматься народными промыслами)

- Соедините описание народного промысла с его названием.

10 слайд  Хохлома

Чтение  описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.

11 слайд  Гжель

Чтение  описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.

«Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!»

Л. Куликова.

12 слайд Уральская роспись

Чтение  описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.

13 слайд Народная мудрость (1 конфета за каждый верный ответ)

- Проверим, как вы слушали. Вам даны конверты с разрезанными пословицами. Ваша задача правильно соединить часть пословиц.

14 слайд Игрушки (1 конфета за каждый верный ответ)

- Крестьянские дети не только работали, но и играли.

 - Соедините описание игрушки  с её названием.

15 слайд Богородская игрушка

Чтение  описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.

16 слайд  Дымковская игрушка

Чтение  описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.

17 слайд Лоскутная кукла

Чтение  описания и ответ. Проверяем с помощью слайда.

18 слайд Любовь к родной земле

- Любовь к отчизне русские крестьяне старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

19 слайд Рефлексия

- Закончилось наше знакомство с традициями русской крестьянской семьи. Поднимите руку кому было интересно на проектной задаче  и он уходит с неё с хорошим настроением.

- Кому было скучно, неинтересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс

Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними  стихотворениями;  изготовить маску  для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»

Конспект занятия кружка  по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»...

Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс

Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс...

Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности с учениками 4 класса на тему "Моя семья и семейные ценности".

Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья &nda...