Рабочая программа "Подготовка к школе".
рабочая программа на тему


Предварительный просмотр:

Логика

(Пособие А.В. Горячев «Всё по полочкам»)

Пояснительная записка.

Программа по логике для дете 6 – 6,5 лет ориентирована на развитие у детей умения рассуждать логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе работы педагог заботится о подготовке детей к предстоящему освоению информационно-логических моделей деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает умственные операции, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении.
В программе по логике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний, вряд ли можно говорить и о формировании каких-либо устойчивых навыков. Скорее всего, можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

                                        Предметное содержание

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.
    Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
    2. Действия предметов.
    Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.
    3. Элементы логики.
    Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».
    4. Развитие творческого воображения.
    Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
    В результате работы дети могут:
    – выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;
    – разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
    – обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
    – сопоставлять части и целое для предметов и действий;
    – называть главную функцию (назначение) предметов;
    – расставлять события в правильной последовательности;
    – выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
    – применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
    – описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
    – находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
    – приводить примеры истинных и ложных высказываний;
    – приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
    – формулировать отрицание по аналогии;
    – пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;



Предварительный просмотр:

            Тематическое планирование

            по логике для дошкольников

1 занятие в неделю, всего 32 занятия                                          (октябрь-май)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Дата

1

Сравнение предметов по свойствам.

1

1.10.15

2

Подготовка к сравнению с отрицанием.

1

8.10.15

3

Подготовка к понятию «истина», «ложь».

1

15.10.15

4

Поиск закономерностей.

1

22.10.15

5

Часть и целое.

1

29.10.15

6

Описание последовательности действий.

1

05.11.15

7

Назначения предметов.

1

12.11.15

8

Симметрия по образцу.

1

19.11.15

9

Обобщение по признаку.

1

26.11.15

10

Выделение главных свойств предметов Разбиение множества на подмножества с общим свойством.

1

03.12.15

11

Вложенность множеств предметов с общими свойствами.

1

10.12.15

12

Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

1

17.12.15

13

Подготовка к введению понятия «алгоритм».

1

24.12.15

14

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

14.01.16

15

Логическая операция «и».

1

21.01.16

16

Упорядочение серии предметов по разным признакам.

1

28.01.16

17

Последовательность событий.

1

04.02.16

18

Расстановки и перестановки.

1

11.02.16

19

Задачи-шутки на логическое мышление.

1

18.02.16

20

Упражнения на развитие воображения.

1

25.02.16

21

Повторение тем: упорядочение, логические операции, последовательность событий.

1

04.03.16

22

Части-целое.

1

11.03.16

23

Сравнения объектов, отличия.

1

18.03.16

24

Объединение множеств, задаваемых свойством.

1

25.03.16

25

Вложенность множеств, характеризуемых свойствами.

1

01.04.16

26

Элементы кодирования.

1

08.04.16

27

Элементы кодирования.

1

15.04.16

28

Простейшие алгоритмы расстановки.

1

22.04.16

29

Простейшие алгоритмы расстановки.

1

29.04.16

30

Функции предметов.

1

06.05.16

31

Отображение множеств.

1

13.05.16

32

Выделение свойств.

1

20.05.16

Итого:

32



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА


(Пособие М.В. Корепанова, С.А. Козлова «Моя математика», ч. 1–3)

Пояснительная записка.

Данный раздел включает в себя не просто банальное изучение цифр и

обучение счёту, но также содержит в себе задания, выполняя которые (в занимательной и интересной для него форме) ребенок осваивает:

 размер предмета (высокий - низкий, длинный - короткий, большой -

маленький, широкий - узкий и т.д.);

 сравнительные характеристики предметов и их отличительные

признаки;

 употребление математической терминологии, посредством восприятия

инструкций к полученному заданию;

 геометрические фигуры.

Кроме того, отличительной и важной составляющей данного этапа является подготовка ребёнка к решению задач. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по «стране» цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях:

 Формирование базовых умений, лежащих в основе математических

понятий, изучаемых в начальной школе;

 Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических

умений, составляющих основу формирования понятия числа;

Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Предметное содержание

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.
Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.
Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.
Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

В результате работы дети
могут:
• называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимо-сти как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по

математике детей дошкольного возраста.

2 занятия в неделю, всего 64 занятия                                         (октябрь-май)

№ занятия

                                  Тема

Кол-во занятий

Дата

1

Свойства предметов. Объединение предметов по общему признаку.

1

1.10.15

2

Свойства предметов. Объединение предметов по общему признаку

1

6.10.15

3

Свойства предметов. Объединение предметов по общему признаку

1

8.10.15

4

Свойства предметов. Объединение предметов по общему признаку

1

13.10.15

5

Свойства предметов. Объединение предметов по общему признаку

1

15.10.15

6

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

20.10.15

7

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

22.10.15

8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

27.10.15

  9

Сложение

1

29.10.15

 10

Пространственные отношения: на, над, под.

1

05.11.15

 11

Пространственные отношения: справа, слева.

1

10.11.15

 12

Пространственные отношения: справа, слева.

1

12.11.15

 13

Вычитание

1

17.11.15

 14

Пространственные отношения:  между, посередине.

1

19.11.15

 15

Представления: один-много.

1

24.11.15

 16

Число и цифра 1.

1

26.11.15

 17

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

01.12.15

18

Число и цифра 2. Пара.

1

03.12.15

19

Представление о точке, линии, отрезке.

1

08.12.15

20

Отрезок. Луч.

1

10.12.15

21

Число и цифра 3.

1

15.12.15

22

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

17.12.15

23

Ломаная линия. Многоугольник

1

22.12.15

24

Число и цифра 4.

1

24.12.15

25

Угол.

1

29.12.15

26

Числовой отрезок.

1

12.01.16

27

Число и цифра 5.

1

14.01.16

28

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

16.01.16

29

Обозначение отношений столько же. Знаки = и неравно

1

21.01.16

30

Больше, меньше.

1

26.01.16

31

Временные отношения: раньше, позже.

1

28.01.16

32

Повторение изученного.

1

02.02.16

33

Повторение изученного

1

04.02.16

34

Числа 1-5

1

09.02.16

35

Числа 1-5

1

11.02.16

36

Число и цифра 6.

1

16.02.16

37

Число и цифра 6.

1

18.02.16

38

Пространственные отношения: длиннее, короче.

1

25.02.16

39

Измерение длины

1

27.02.16

40

Измерение длины

1

02.03.16

41

Измерение длины

1

04.03.16

42

Число и цифра 7.

1

09.03.16

43

Число и цифра 7.

1

11.03.16

44

Число и цифра 7.

1

16.03.16

45

Пространственные отношения: тяжелее, легче.

1

18.03.16

46

Измерение массы

1

23.03.16

47

Измерение массы

1

25.03.16

48

Число и цифра 8.

1

30.03.16

49

Число и цифра 8.

1

01.04.16

50

Число и цифра 8.

1

06.04.16

51

Представление об объеме (вместимость).

1

08.04.16

52

Измерение объёма.

1

13.04.16

53

Число и цифра 9.

1

15.04.16

54

Число и цифра 9.

1

20.04.16

55

Число и цифра 9.

1

22.04.16

56

Представление о площади. Сравнение площади с помощью мерок.

1

27.04.16

57

Измерение площади

1

29.04.16

58

Число и цифра 0.

1

04.05.16

59

Число 10.

1

06.05.16

60

Число 10.

1

11.05.16

61

Представление о сложении и вычитании чисел в пределах 10.

1

13.05.16

62

Знакомство с пространственными фигурами

1

18.05.16

63

Символы

1

20.05.16

64

Состав чисел первого десятка.

1

25.05.16

Итого:

64



Предварительный просмотр:

Навыки каллиграфического письма.


(
Пособия  «Наши прописи», ч. 1 и 2,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина
)

Пояснительная записка. 

Рабочая программа предназначена, прежде всего, для подготовки кисти ребенка к письму, развития мелкой моторики рук. Учебный материал позволяет также усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать буквы похожие по начертанию, и не смешивать их; развивает внимание, память, восприятие, воображение, умение ориентироваться на листе выполняя задания в клетках и в линии.
Основными в системе подготовки руки к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.


Задачи работы навыков каллиграфического письма с детьми 5–6 лет:
1)обучение правильной посадке при письме ;
2) обучение наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш или ручку при письме и рисовании;
3) развитие глазомера, кисти рук и мелких мышц пальцев;
4) обучение начертанию основных элементов  букв;
5)
развить интеллектуальную и  познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

 6) развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения  навыкам письма.

Содержание работы

1. Упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера:

  • соблюдение наклона элементов письма и равного расстояния между ними;
  • соблюдение параллельности одинаково направленных штрихов;
  • соблюдение соразмерности пропорций элементов письма, линейности.

2. Упражнения для развития руки и глазомера:

  • обводка и штриховка контуров;
  • соединение линий и фигур;
  • рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

3. Письмо элементов букв в порядке усложнения их начертаний.

В результате работы дети
могут:

  •  правильно сидеть при письме;
  •  соблюдать наклонное расположение тетради на парте;
  • соблюдать наклон элементов письма и равного расстояния между ними, параллельность одинаково направленных штрихов и соразмерность пропорций элементов письма, линейности.
  •      прописывать  основные элементы  букв;
  • обводить и штриховать контуры;
  • соединять линии и фигуры;
  • рисовать и раскрашивать узоры и бордюры непрерывным движением руки.



Предварительный просмотр:

            Тематическое планирование по

       навыкам каллиграфического письма

                детей дошкольного возраста.                        1 занятие в неделю, всего 32 занятия (октябрь-май)                                          

занятий

Тема урока

Количество часов

Дата

1

Правила письма

1

06.10.15

2

Мы и наша речь

1

13.10.15

3

Мы и наша речь

1

20.10.15

4

Узоры и элементы букв

1

27.10.15

5

Узоры и элементы букв

1

10.11.15

6

Прямая линия

1

17.11.15

7

Наклонная линия

1

24.11.15

8

Наклонные и прямые линии

1

01.12.15

9

Наклонные и прямые линии

1

08.12.15

10

Росчерки

1

15.12.15

11

Росчерки

1

22.12.15

12

Буквы печатные и письменные

1

29.12.15

13

Разлиновка тетради

1

12.01.16

14

Разлиновка тетради

1

16.01.16

15

Прямая наклонная линия

1

19.01.16

16

Прямая наклонная линия

1

26.01.16

17

Линия с закруглением внизу

1

02.02.16

18

Линия с закруглением внизу

1

09.02.16

19

Линия с закруглением внизу
и вверху

1

16.02.16

20

Линия с закруглением внизу
и вверху

1

27.02.16

21

Письмо изученных элементов букв

1

02.03.16

22

Овалы большие и маленькие

1

09.03.16

23

16.03.16

24

Письмо изученных элементов букв

1

23.03.16

25

30.03.16

  26

Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево

1

06.04.16

27

Длинная наклонная линия
с петлей вверху и внизу

1

13.04.16

28

 Письмо изученных элементов

1

20.04.16

29

Длинная наклонная линия с закруглением внизу влево

1

27.04.16

30

Полуовалы большие и маленькие.

1

04.05.16

31

Полуовалы большие и маленькие

1

11.05.16

32

Росчерки

1

18.05.16

Итого:

32



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ


(Пособия «По дороге к Азбуке», ч. 3 и 4, «Наши прописи», ч. 1 и 2,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, О.В. Пронина)
 

Пояснительная записка. 

   Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки.

Содержание работы

1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над много-значными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.

В результате работы дети могут:
• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.



Предварительный просмотр:

       Тематическое планирование по

обучению грамоте детей дошкольного возраста.

                1 занятие в неделю, всего 32 занятия                                              (октябрь-май)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Дата

1.

Гласные звуки а, у, буквы Аа,Уу.Деление слов на слоги.

1

06.10.15

2.

Закрепление звуков а,у.Дать понять ,что гласный образует слог. Гласный звук о, буквы Оо.

1

13.10.15

3.

Согласные звуки м(м), буква М.Чтение слогов. Написание первого слога в схемах под предметными картинками.

1

20.10.15

4.

Согласные звуки с(с), буква С.Определение места звука в трех позициях. Знакомство с ударным звуком.

1

27.10.15

5.

Звук х (х). Определение слоговой структуры слов мох, муха. Составление предложений.

1

10.11.15

6.

Звук ш, буква Ш.

1

17.11.15

7.

Согласные звуки л (л),буква Л. Узнавание согласных звуков.

1

24.11.15

8.

Гласный звук ы.,буква ы.Место звука в двух позициях-в середине слова и на конце слова.

1

01.12.15

9.

Согласные звуки н(н), буква Н.

1

08.12.15

10.

Звуки р (р), Буква р.Написание заглавной буквы в именах людей.

1

15.12.15

11.

Звуки к(к), буква К.

1

22.12.15

12.

Обобщение пройденного.Интонационные знаки в конце предложения.

1

29.12.15

13.

Звуки п (п), буква П.

1

12.01.16

14.

Согласные звуки т(т), буква Т.

1

16.01.16

15.

Гласный звук и, буква И. Показать, что эта буква может быть слогом и словом.

1

19.01.16

16.

Согласные звуки з(з), буква З. Сопоставление звуков з и с .

1

26.01.16

17.

Звуки в (в), буква В.

1

02.02.16

18.

Согласный звук ж, буква Ж.

1

09.02.16

19.

Звонкие согласные звуки б(б),буква Б.

1

16.02.16

20.

Закрепление изученных звуков.Сопоставление звуков б,п.

1

27.02.16

21.

Звуки г (г),буква Г.

1

02.03.16

22.

Звуки д(д), буква Д.

1

09.03.16

23.

Звук й, буква Й. Сопоставление звуков и и й.

1

16.03.16

24.

Буква ь-показатель мягкости согласных, звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный.

1

23.03.16

25.

Гласный звук е, буква Е.

1

30.03.16

26.

Гласный звук а, буква Я.

1

06.04.16

27.

Гласный звук у, буква Ю.

1

13.04.16

28.

Звонкий согласный звук ц, буква Ц.

1

20.04.16

29.

Глухой согласный звук ч, буква Ч.

1

27.04.16

30.

Звук щ, буква Щ.

1

04.05.16

31.

Согласные звуки ф(ф), буква Ф.

1

11.05.16

32.

Гласный звук э, буква Э.закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.

1

18.05.16

Итого:

32



Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ       МИРОМ

(Пособие А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир!», ч. 2)
 

Пояснительная записка. 

      В возрасте 6 – 7 лет у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.
Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.
Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.
Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.
Воспитатель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведет вместе с детьми календарь наблюдения природы.
У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Предметное содержание

Подготовка к путешествию.
Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.
Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо, горло, нос; кожник; терапевт; рентгеновский кабинет; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.
Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.
Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библио-теке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.
Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка.
Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.
Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.
Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
Путешествие на север.
Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы. Путешествие в леса.
Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса (орехи, грибы). Лес – наше богатство.
Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.
Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
На каникулы – в Москву.
Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.
В гости – к мастерам.
Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.
Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.
Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.
Путешествие на юг.
Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.
Возвращаемся домой.
Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).
Путешествие в дальние страны.
Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). 

Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

В результате работы дети знают:
• элементарные правила поведения в городе и природе;
• о правилах личной безопасности;
• о службах помощи;
• свой адрес, название страны, города;
• родственные отношения;
• о сезонных изменениях в природе;
• об условиях, необходимых для роста растений;
• основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
• зимующих птиц.

Дети имеют представление:
• о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
• о строении своего тела;
• о погоде в разных частях света в разное время года;
• о растительном и животном мире разных частей света;
• об образе жизни людей в других странах;
• о народных промыслах;
• о трех состояниях вещества на примере воды;
• о животных, растениях (обобщенное представление);
• о сезонных явлениях (обобщенное представление).

Дети могут:
• устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
• различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
• пользоваться календарем погоды;
• ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
• соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру для дошкольников

1 занятие в неделю, всего 32 занятия                                                      (октябрь-май)

№ занятий

Тема

Кол-во занятий

Дата

1

Подготовка к путешествию. Моя семья.

1

1.10.15

2

Береги себя.

1

8.10.15

3

Если хочешь быть здоров.

1

15.10.15

4

Книги в дорогу.

1

22.10.15

5

«Уж небо осенью дышало…»

1

29.10.15

6

Район, в котором ты живешь(адрес).

1

05.11.15

7

Помощники в путешествии(глобус, карта).

1

12.11.15

8

Выбираем транспорт.

1

19.11.15

9

Путешествие на Северный полюс.

1

26.11.15

10

Путешествие в тундру.

1

03.12.15

11

Жители тундры.

1

10.12.15

12

Путешествие в тайгу.

1

17.12.15

13

Путешествие в смешанный лес.

1

24.12.15

14

«Идет волшебница зима…»

1

14.01.16

15

В гости к Городецким мастерам.

1

21.01.16

16

Путешествие к мастерам хохломы.

1

28.01.16

17

На каникулы в Москву.

1

04.02.16

18

Театры и музеи.

1

11.02.16

19

Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса.

1

18.02.16

20

Улицы Калининграда.

1

25.02.16

21

В гости к дымковским мастерам.

1

04.03.16

22

Филимоновская игрушка.

1

11.03.16

23

История русского костюма.

1

18.03.16

24

Ярмарка.

1

25.03.16

25

Весна в степи.

1

01.04.16

26

Как родится хлеб.

1

08.04.16

27

Широка страна моя родная.

1

15.04.16

28

Путешествие в Антарктиду.

1

22.04.16

29

Путешествие в Африку.

1

29.04.16

30

Путешествие в Австралию.

1

06.05.16

31

Зоопарк.

1

13.05.16

32

Конкурс эрудитов.

1

20.05.16

Итого:

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год

В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Данные рабочие программы разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК "Школа 2100"....

Рабочая программа начальная школа УМК "Школа России" "Математика"

Рабочая программа разработана и составлена на основе ФГОС начального общего образования. На основе авторской программы М.И Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой "Математика"....

рабочая программа начальная школа 1 класс школа россии

рабочие прграммы по программе школа россии. математика, русский язык, литературное чтение, изо, кубановедение. музыка., технология....