Главные вкладки

    конспекты по кубановедению 2 класс. Начальная школа
    план-конспект урока (2 класс) на тему

    Волгина Елена Алексеевна

    Конспекты к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kubanov_9.doc31 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov._1.doc30 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.6.doc41.5 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.10.doc43 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.11.doc31 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.12.doc33 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.1314.doc32.5 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.15.doc26 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.16.doc37.5 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.1718.doc48 КБ
    Microsoft Office document icon kubanov.19.doc32 КБ
    Microsoft Office document icon nach.kub_.13.doc23.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Растения водоёмов. Растительность Черноморского побережья».

    Цели: расширить представления детей о растениях водоёмов края; показать разнообразие растений водоёмов, их значение для человека.

    Оборудование: фотографии, картинки растений водоёмов.

    План урока.

    1. Орг. момент.
    2. Растения мелководья и прибрежных территорий.

    - Послушайте рассказ.

       На берегах многих рек и озёр края растут деревья и кустарники, но чем ближе к воде, тем влажнее почва, ненадёжнее земля. И у самой воды обычно деревья не растут – у них вымокнут корни.

       Если у берега не очень глубоко, такое место называют мелководьем. На берегу и на мелководье часто растёт растительность, не похожая на деревья, кустарники, обычные травы.

       Выше всех растёт стройный и гибкий тростник, пониже его – камыш и рогоз, ещё ниже – осока и другие растения.

    Показать фотографии этих растений.

    - Несмотря на внешнее отличие этих растений, у них есть много общего. Они растут в прибрежной зоне и на мелководье. Так как почва здесь сильно залита и пропитана водой, она неустойчива,- поэтому корни у растений глубокие и растут пучком. Такой пучок корней хорошо держит растение.

       Стебли, хоть и травянистые, но упругие и гибкие. Дело в том, что в стеблях проходит масса крепких волокон – ниток, обеспечивающих прочность. Особенно интересен стебель тростника. Показать на картинке. Он трубчатый, лёгкий, стенки у него тонкие, пронизаны волокнами.

       Тростник высотой до 5-6 метров, как двухэтажный дом. Обычный стебель не выдерживает напора ветра, а древесный не может иметь в такой почве надёжную опору.

    Природа изобрела для тростника удивительную конструкцию – трубчатый стебель разделён на короткие звенья с крепкими перегородками очень прочно соединёнными. Это придаёт стеблю отличную прочность. Сильные ветры гнут тростник до самой земли, но ломают редко.

       Своеобразны и семена растений. Так у рогоза семена собраны в тёмно-коричневый початок – их много, они созревают к зиме, отрываются от стержня, и ветер уносит их далеко. Они легко летят, так как имеют особые парашютики из волосков, помогающих им легко держаться в воздухе. Лишь малая часть семян попадёт в подходящее для роста место. Остальные пропадут. У камыша семена тоже лёгкие и разносятся ветром или водой.

       Камыш, тростник и рогоз растут один год, на следующий год из семян вырастают новые растения.

       Нельзя рвать растения водоёмов. Люди недолго могут любоваться красотой этих растений. Вынутые из воды, они быстро увядают. Недолго радует красотой и рогоз. Иногда его несут домой целыми охапками. В доме это растение быстро высыхает, семена разлетаются и доставляют много хлопот.

    Физ. минутка.

    1. Водные растения.

    - Растут ли растения на воде, на дне?

    Рассматриваем фотографии и картинки ряски, кувшинки, водорослей.

    - Кто из вас видел такие растения?

    - Чем они необычны?

    - Украшением наших водоёмов являются кувшинки. Их цветы и листья плавают на поверхности, а корень находится в воде, на дне,  и соединён с листьями и цветами длинным стеблем.

    - Удивительна и не похожа на другие растения маленькая ряска. У ряски маленький плавающий лист – всего один, корешок и стебель не прикреплены ко дну и берут питательные вещества из воды. Ряска – плавучее растение, перегоняется по воде ветром и течением. Она съедобна, ей охотно питаются рыбы, водоплавающие птицы. С наступлением холодов ряска исчезает – она опускается на дно.

         4. Растительность Черноморского побережья.

    -Большое количество тепла, света и влаги формируют особую растительность Черноморского побережья – она вечнозелёная.

    - Кто отдыхал на Чёрном море? Какие деревья вам встречались?

    - У пальмы нет веток, большие листья растут прямо из ствола – пучком на вершине. Листья пышные и большие, тёмно-зелёные, покрыты восковым налётом. Зима здесь хоть и тёплая, но лист сам себя защити от переохлаждения. А летом при обильных дождях капли не пробьют его, просто скатятся вниз благодаря такому налёту.

    - Кипарис похож на свечу. Они вырастают очень большие. Ветки у кипариса тянутся к свету вдоль ствола. Листья у дерева похожи на мягкую хвою. Древесина мягкая, светло-шоколадного цвета, пахучая. Из-за этого раньше кипарис использовали для изготовления икон.

    - Самшит – дерево с очень мелкими листочками. Растёт он медленно, но имеет такую крепкую и плотную древесину, что не тонет в воде., а по красоте не уступает слоновой кости.

    - В лесах много плюща, хмеля, дикого винограда, которые растут, цепляясь за скалы длинными стволами, а также за другие деревья. Эти растения называют лианами.

    - Почему у многих растений побережья не опадают на зиму листья?

    - Тёплый климат позволяет деревьям оставаться вечнозелёными, хотя листья незаметно опадают – по очереди.

    1. Итог урока.

    Творческая работа.

    Нарисовать прибрежную зону с растениями водоёмов или Черноморское побережье.

    Выставка работ учащихся.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Природа Краснодарского края.

    Цели урока: расширить представление детей о природе Краснодарского края; дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, живой и неживой природе; воспитывать любовь к родному краю; развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

    Оборудование: физическая карта Краснодарского края, картинки с изображением времён года, фотографии леса, луга, водоёмов, цветные карандаши, альбом.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Времена года.

    - Назовите времена года в том порядке, как они следуют друг за другом.

    ( зима, весна, лето, осень).

    - Почему следуют смены времён года?

    - Солнце – ближайшая к нам звезда, даёт нам тепло и свет.

    - На Кубани ярко выражены все четыре времени года. Расскажите о зиме, весне, лете, осени нашего края.

    - Какое сейчас время года?

    - Осенью небо совсем не такое, как летом. Почему?

    - Осенние облака большие, содержат много влаги – капельки воды. Поэтому чаще идут дожди.

          3. Живая природа Краснодарского края.

    1). Леса родного края.

    - Отгадайте загадку:

    Его весной и летом

    Мы видели одетым,

    А осенью с бедняжки

    Сорвали все рубашки. Лес.

    - Какие деревья растут в нашем крае?

    - Прочитайте (послушайте) рассказ о лесе.

    Лес и человек.

         Леса украшают нашу Землю.  Ими можно любоваться во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой лес белый, как великан в пушистой шапке. Осенью, как пожаром, горит яркостью жёлтых, красных, оранжевых красок.

         «Рощи да леса – всему краю краса»,- говорит мудрая народная пословица.

         Леса – хранители влаги.  Они оберегают родники, ручьи, реки от обмеления. Они охраняют почвы от оврагов и ветров.

         Леса – хорошее место для отдыха. Лес угощает нас ягодами, орехами, грибами. В лесах заготавливают древесину.

         Лес – богатство народа.

    - Как нужно охранять леса?

    Дерево, трава и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

                                      В. Берестов

    2) Луга родного края.

    - Отгадайте загадку:

    Мы по ковру идём с тобой,

    Его никто не ткал.

    Он разостлался сам собой,

    Лежит у речки голубой

    И  жёлт, и синь, и ал. Луг.

    - В нашем крае луга занимают большие местности. Они покрыты травянистыми растениями. Украшение лугов – цветущие травы и пёстрые насекомые.

    - Какие луговые растения растут в нашем крае? Составь из слогов слова и узнаешь.

    КО   МАШ    РО    ЛО    МАШ    КОЛЬ    КА    ЧИК    КЛЕ    МЯТ    ВЕР    ЛИК

    Отгадки: колокольчик, ромашка, клевер, мятлик.

    3) Водоёмы Краснодарского края.

    - Отгадайте загадку:

    Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий -  в море. Река.

    - Наш край богат водоёмами: Чёрное и Азовское моря, Краснодарское водохранилище, реки Кубань, Белая, Лаба, Пшиш. Какие ещё реки родного края вы знаете?

    - Богат и удивителен животный мир водоёмов.  Рыбы, лягушки, утки, аисты, стрекозы, чайки, крошечные насекомые –  их жители.

    - Нуждаются ли водоёмы в защите? Как нужно охранять водоёмы?

    - На какой реке расположен наш город?

    - Белореченск получил своё название в честь реки Белой. Древнее название реки – Шхагуаше (хозяйка гор).  Белая -  полноводная река, в неё впадает множество маленьких речек. Свои воды река пополняет за счёт дождей, подземных вод, горных ледников и снега. На реке построены Майкопская и Белореченская  гидроэлектростанции.

       4. Творческая работа учащихся.

    -Нарисуйте иллюстрацию «Природа моего края».

       5. Итог урока.

    Выставка рисунков.  Беседа по рисункам.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Особенности водоёмов своей местности»

    Цели: продолжить знакомить учащихся с разнообразием водоёмов своего края; показать особенности водоёмов своей местности; воспитывать бережное отношение  к природе.

    Оборудование: карта Белореченского района, фотографии рек района, прудов, цветные карандаши, альбомы.

    План урока.

    1. Орг.момент.
    2. Водоёмы Белореченского района.

    - На какой реке стоит наш город?

    - Где берёт начало река Белая?

    - Как называется место, откуда берёт своё начало река?

    - Куда впадает р. Белая?

    -Как называется место, куда впадает река?

    - Посмотрите на карту района. Проследите путь течения реки Белой.

    - Какие ещё реки нашего района вы знаете?

    Составление схемы питания рек Белореченского района.

    Время года

    Питание рек

    лето

    1. тающая ледниковая вода в горах.
    2. дожди
    3. родники

    осень

    1. дожди
    2. родники

    зима

    1. родники
    2. талые воды

    весна

    1. тающая ледниковая вода в горах.

    2. дожди

    .     3. родники

    - В течение всего года наши реки и речки пополняются родниковой водой. У нас их много. - Как образуется родник?

       Вода в роднике проходит через песок, известняк – хорошо очищается и растворяет в себе нужные организму вещества. Поэтому вода в родниках чистая и приятная на вкус.

       За родниками надо ухаживать и содержать их в чистоте.

    - Похожа ли родниковая и вода из колодца?

    - У кого дома есть колодец? Какая в нём вода на вкус?

    - Вода в колодце тоже подземная, холодная и чистая. Когда роют колодец, его ствол проходит все водоносные слои. В водоупорном слое делают углубление, в котором накапливается вода. Стенки колодца обкладывают камнями, досками, бетонными кольцами, чтобы стенки не обваливались. Над колодцем делают сруб, который защищает его от попадания мусора.

    Схема родника и колодца в приложении.

    - Нуждаются ли родники в защите? Почему?

    Физ.минутка.

    1. Значение рек в жизни людей.

    - Как вы думаете, почему люди селятся около рек и по их берегам?

    - Как люди используют воду из рек?

    - Реки дают нам воду для питья и полива, кормят рыбой, дают нам электроэнергию, песок, гравий, служат местами отдыха. Но человек пока неразумно использует реки: загрязняет их, уродует дно и берега. Плотины электростанций нарушают жизнь реки и рыб в ней. Добыча песка и гравия уничтожает места кормёжки рыб, места икромёта, распугивает рыбу. Какой же выход?

    - Человек должен научиться разумно использовать реки, беречь их красоту и природу по её берегам.

    Прослушивание (чтение) стихотворения.

    Плачет малая речонка,

    Одолел речонку страх –

    Стала тонкой – тонкой – тонкой,

    Обмелела на глазах.

    Дунет ветер – и в минутку

    След её песком затрёт.

    Муравей – на что малютка –

    Вброд речонку перейдёт.

               Пер. с болгарского В.Викторова.

    - Как вы думаете, почему речка обмелела? Как ей помочь?

    Чтение (прослушивание) стихотворения С.Михалкова «Прогулка».

    Мы приехали на речку

    Воскресенье провести,

    А свободного местечка

    Возле речки не найти!

    Тут сидят и там сидят:

    Загорают и едят,

    Отдыхают, как хотят,

    Сотни взрослых и ребят!

    Мы по бережку прошли

    И поляночку нашли.

    Но на солнечной полянке

    Тут и там – пустые банки

    И, как будто нам назло,

    Даже битое стекло!

    Мы по бережку прошли.

    Место новое нашли.

    Но и здесь до нас сидели:

    Тоже пили, тоже ели.

    Жгли костёр, бумагу жгли –

    Насорили и ушли!

    Мы прошли, конечно, мимо…

    - Эй, ребята! – крикнул Дима. –

    Вот местечко хоть куда!

    Родниковая вода!

    Чудный вид!

    Прекрасный пляж!

    Распаковывай багаж!

    Мы купались,

    Загорали,

    Жгли костёр,

    В футбол играли –

    Веселились, как могли!

    Пили квас,

    Консервы ели,

    Хоровые песни пели…

    Отдохнули – и ушли!

    И остались на полянке

    У потухшего костра:

    Две разбитых нами склянки,

    Две размокшие баранки –

    Словом, мусора гора!

    Мы приехали на речку

    Понедельник провести,

    Только чистого местечка

    Возле речки не найти!

    - Ребята, как вы отдыхаете с родителями на речке?

    - Давайте обсудим, как вести себя на природе возле водоёмов.

              4. Другие водоёмы своей местности.

       Рассматривание фотографий прудов, расположенных в районе. Беседа о красоте таких водоёмов.

    - Для чего люди используют пруды?

       Ребятам предлагается найти на карте Белореченского района места расположения эти прудов.

    - Хотя пруды малы, но они также служат людям для выращивания рыбы, орошения полей, отдыха.

               5. Итог урока.

    Творческое задание.

    - Нарисуйте свою семью на отдыхе возле любого водоёма.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Разнообразие животного мира Краснодарского края».

    Цели: дать представление о разнообразии животного мира Краснодарского края; воспитывать любовь к животным.

    Оборудование: фотографии, картинки животных, альбомы, цветные карандаши.

    План урока.

    1. Орг.момент.
    2. Звери, обитающие на территории края.

    На доске – таблица:

    звери

    птицы

    насекомые

    пресмыкающиеся

    рыбы

    земноводные

    - Назовите известных вам животных, обитающих на Кубани.

    Дети называют и вписывают в столбики животных.

    - Сначала мы побеседуем с вами о зверях.

       Обилие лесных плодов и сочных трав создаёт благоприятные условия для обитания зверей в наших лесах.  

       В дубовых и буковых лесах пасутся дикие свиньи. Питаются они плодами, корешками.

       В широколиственных лесах водятся косули, ежи, кроты, лисы, медведи, волки. Какие ещё животные водятся в лесах края?

    Загадка:

    Под соснами, под ёлками

    Лежит мешок с иголками. Ёж.

       Ежи обитают не только в лесах, но и садах, огородах. Они охотятся ночью, разыскивают насекомых, червей, улиток, лягушек. Живут ежи под старыми пнями, устилая их сухими листьями, травой, мхом.

       С наступлением сумерек из своих укрытий вылетают летучие мыши. Полёт их бесшумен. За вечер летучая мышь может съесть 500 комаров. Живут они на чердаках, в дуплах. Гигантская ночница занесена в Красную книгу.

       В лесах, полях живёт заяц-русак. У зайца много врагов. Кто они?

    - Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Сорока и заяц».

    - Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

    - Э-э, Сорока, всё равно плохо…

    - Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

    - Э-э, Сорока, невелико счастье…

    - Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

    - Э-э, Сорока, что мне клыки да когти?

    Душа-то у меня всё равно заячья…

    - Каких хищных зверей вы знаете?

    - Почему они так называются?

     - В крае осталось небольшое количество волков. Волк обладает большой силой. Он без труда может утащить в зубах овцу.

       Лиса любит открытые места, овраги, степи, поля. Лиса – очень осторожный зверь. Чем питаются лисы?

    - Зубры – гордость Кавказского государственного биосферного заповедника. Их насчитывается 700 голов. Это огромный дикий бык до 1000кг и высотой до2 метров.

       Водятся в заповеднике и медведи. Медведь – всеядное животное. Чем питаются медведи?

    - Ещё одно редкое животное края – рысь. Эта крупная кошка с длиной туловища до 1 метра, весит 8-15 кг. Она отлично лазает по деревьям и скалам. В природе рысь, как и волк, является санитаром леса. Они поедают слабых, больных животных.

       3. Птицы.

    - Какие птицы обитают у нас в крае?

    - Какие птицы перелётные? Почему их так называют?

    - Большие любители пения - это скворцы. Прилетают они к нам ранней весной. Скворцы – полезные птицы. Семья скворцов за день может уничтожить до 350 гусениц и жуков. Иногда в тёплые зимы они не покидают наш край. Тогда им нужна наша помощь. Какая?

    - Прочитайте стихотворение.

    Ласточка.

    Прилетает ласточка

    Каждою весной…

    Вот она проносится

    Снова надо мной.

    Веточку притащит,

    Глину принесёт –

    Гнёздышко уютное

    Вьёт она и вьёт.

    Я успел позавтракать,

    Выйти погулять,

    И поесть ещё раз,

    И поспать, и встать.

    А она без устали

    Носится кругом,

    А она всё трудится

    Над своим гнездом.

    К. Жане.

    - У кого из вас летом живут ласточки? Расскажите о них.

    - Какие птицы не улетают на юг?

    - Воробьи – главные защитники наших садов, парков. Они дружны, живут стайками, хотя и любят подраться! Пара, мама с папой, - заботливые родители. Чем питаются воробьи?

    - Послушайте стихотворение.

    Дятел.

    Найти короеда

    В лесу под корою

    Сумеет он летом

    И зимней порою.

    От этого дятел

    Доволен и сыт,

    А дерево сильным

    И стройным стоит.

    Д.Чуяко.

    - Кто из вас видел дятлов? Расскажите о них.

        4. Насекомые.

    - С наступлением весны оживает мир насекомых: жуков, бабочек, комаров, пчёл, шмелей, стрекоз, пауков, муравьёв.

    - Отгадайте загадки:

    В лесу у пня суетня, беготня.

    Народ рабочий весь день хлопочет –

    Из лесного сора строит себе город. Муравьи.

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел. Бабочка.

    Прыгает в траве, стрекочет,

    Рассказать нам что-то хочет.

    Зелен он, как огуречик,

    А зовут его…кузнечик.

    Деловитая хозяйка

    Пролетает над лужайкой.

    Похлопочет над цветком –

    Он поделится медком. Пчела.

    Голубой аэропланчик

    Сел на жёлтый одуванчик.

    Велики его глаза –

    Это, дети, …стрекоза.

    Восемь ног,

    Как восемь рук,

    Вышивают шёлком круг.

    Мастер в шёлке

    Знает толк.

    Покупайте, мухи, шёлк. Паук.

        5. Пресмыкающиеся.

    Из пресмыкающихся в крае встречаются черепахи, ящерицы, змеи.

    - Кто из вас видел этих животных в природе?

    Загадки:

    Что за чудо? Вот так чудо:

    Сверху брюхо, снизу брюхо,

    Ходит чудо по дороге,

    Голова торчит да ноги. Черепаха.

    Бегает среди камней.

    Не угонишься за ней,

    Ухватил за хвост, но – ах!

    Убежала, хвост в руках. Ящерица.

    Лежит верёвка,

    Шипит, плутовка.

    Брать её опасно –

    Укусит. Ясно? Змея.

    - В крае встречаются очень опасная змея – кавказская гадюка. Она сама нападать не будет. Гадюки только обороняются. Поэтому их лучше обходить стороной.

       Обыкновенный уж безобиден. Его самого с удовольствием едят лисы, крысы, коршуны.

        6.Земноводные.

    - Земноводные края – это тритоны, лягушки, жабы.

    Лягушки и жабы приносят огромную пользу: на одном гектаре они могут съесть до ста тысяч слизней, гусениц, жуков, бабочек. Охотятся на них только ночью.

       Интересное животное – гребенчатый тритон. Весной и летом живёт в водоёмах. Питается червями, личинками комаров, гусеницами. Зимует в норах кротов, грызунов, под листвой.

        7. Рыбы.

    - Какие рыбы водятся  в реках нашего края?

    Толстолобик, лещ, щука, окунь, судак, сазан, краснопёрка, сом, форель.

    - Послушайте пословицы о рыбе.

    Всякая рыба хороша, коли на удочку пошла.

    Рыба в реке – не в руке.

    Рыба мелка, да уха сладка.

    Рыба в море не имеет цены.

    - Когда и почему так говорят?

    - В Чёрном и Азовском морях водится много рыбы, которую мы едим дома часто. Но есть рыба, которая очень ценится  и охраняется в нашем крае. В бурных горных реках, воды которых богаты кислородом, живёт только форель. Бурные потоки воды не дают возможности для обитания других рыб.

        8. Итог урока.

    Творческая работа.

    Нарисовать любое животное, которое обитает на Кубани.

    Выставка работ учащихся.

     



    Предварительный просмотр:

    Тема: «Домашние и дикие животные».

    Цели: дать представление о диких и домашних животных; показать разнообразие домашних животных, раскрыть их значение для человека.

    Оборудование: картинки, фотографии диких и домашних животных.

    План урока.

    1. Орг. момент.
    2. Введение в тему.

    - Давным-давно, когда люди жили ещё в пещерах, им не хватало защитников от хищных зверей, трудно было добывать пищу. Человек догадался приручить некоторых диких животных.

     -Как вы думаете, каких животных приручил древний человек?

    - Что им дали эти животные?

    - Чем домашние животные отличаются от диких?

    - Каких домашних животных люди разводят сейчас?

    - К домашним животным относятся не только звери. Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках:

    Явился в жёлтой шубке:

    Прощайте две скорлупки. Цыплёнок, утёнок.

    С хвостом, а не зверь,

    С перьями, а не птица. Рыба.

    Домовитая хозяйка

    Пролетела над лужайкой,

    Похлопочет над цветком –

    Он поделится медком. Пчела.

    - Значит, домашние животные это ещё и птицы, рыбы, насекомые. Разводят ли этих домашних животных на Кубани?

    - Кто из вас был на таких фермах, расскажите о них.

        2. Игра «Отгадай детёныша».

    Учитель называет взрослое животное, а ученики – его детёныша.

    Свинья – поросёнок.

    Корова – телёнок.

    Утка – утёнок.

    Лошадь – жеребёнок.

    Кошка – котёнок и т.д.

    - Послушайте (прочитайте) стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова «Кошкин щенок».

    Был у кошки сын приёмный,

    Не котёнок, а щенок,

    Очень милый, очень скромный, очень ласковый сынок.

    Без воды и без мочала

    Кошка сына умывала.

    Вместо губки, вместо мыла

    Язычком щеночка мыла.

    Быстро лижет язычком

    Шею, спинку и бочок.

    Кошка-мать – животное

    Очень чистоплотное.

    Но подрос

    Сынок приёмный,

    И теперь он пёс

    Огромный.

    Бедной маме не под силу

    Мыть лохматого верзилу.

    На громадные бока

    Не хватает языка.

    Чтобы вымыть шею сыну,

    Надо влезть ему на спину.

    - Ох, - вздохнула кошка-мать,-

    Трудно сына умывать!

    Сам плескайся и купайся,

    Сам без мамы умывайся!

    Сын купается в реке.

    Мама дремлет на песке.

    - Как вы думаете, бывает ли дружба у котов с собаками? Может ли кошка воспитать щенка?

    1. Животный мир леса.

    - Животный мир леса очень разнообразен. Сначала скажите, приносят ли пользу дождевые черви?

    - Большую роль в жизни леса играют  насекомые, одни приносят пользу, другие – вред. Очень полезны для леса муравьи. Там, где есть муравейники, вредным насекомым приходится плохо.

    - Большую пользу приносят и птицы. Что они делают для защиты леса?

    - К полезным для леса птицам относятся синицы, дятлы, скворцы. Кукушки, сойки и другие птицы.

       Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Дятлы уничтожают короедов. Кукушки уничтожают волосатых гусениц.

    - Какую пользу приносят ещё птицы для леса?

    - Птицы, которые питаются семенами лесных растений, способствуют их распространению. Разносят птицы семена калины, шиповника, жёлуди, семена хвойных деревьев.

    - Какие звери обитают в лесах нашего края? Что вы можете рассказать о них?

       4. Итог урока. 

    - Расскажите о своём домашнем питомце.

    Викторина загадок «Домашние животные».

    1. У порога плачет,

          Коготки прячет,

         Тихо в комнату войдёт,

         Замурлычет, запоёт. Кошка.

    1. Посреди двора

    Стоит копна,

    Спереди – вилы,

    Сзади – метла. Корова.

    1. Он в мундире ярком,

    Шпоры для красы.

    Днём он – забияка,

    Поутру – часы. Петух.

    1. По лужку он важно бродит,

    Из воды сухим выходит,

    Носит красные ботинки,

    Дарит мягкие перинки. Гусь.

    1. С бородой, а не старик,

    С рогами, а не бык.

    Не  конь, а брыкается,

    Доят, а не корова,

    С пухом, а не птица,

    Лыко дерёт,

    А лаптей не плетёт. Коза.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Домашние и дикие животные».

    Цели урока: дать детям представление о животных живого уголка; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

    Оборудование: картинки, фотографии диких и домашних животных.

    План урока.

    1. Орг.момент.
    2. Повторение пройденного.

    Задание 1.

    Учащиеся делятся на две команды.  Первая команда называет диких животных, а вторая – домашних.

          Задание 2.

    Учитель называет домашнее животное, учащиеся – что от них получает человек.

    Корова – молоко, сыр, творог. Куры – яйца, перо, мясо. Пчёлы – мёд, воск. Овцы – шерсть, мясо.

          Задание 3.

    Учитель называет животное, учащиеся – его жилище.

    Медведь- берлога. Корова – хлев. Куры – курятник. Кони – конюшня. Лиса – нора. Белка – дупло.

    1. Знакомство с животными живого уголка.

    - Человек дома разводит таких животных как канарейка, аквариумные рыбки, черепахи, хомячки. Для чего?

    - У кого дома живут такие питомцы? Расскажите о них.

    - Главное правило для тех, кто хочет завести домашнего друга – узнай о нём побольше. Прочитай, расспроси взрослых. Ещё нужно спросить разрешение родителей.

    - Послушайте (прочитайте) стихотворение С. Михалкова «Зяблик».

     Хотел иметь я птичку

    И денег накопил,

    И вот на птичьем рынке

    Я зяблика купил.

    Сидел мой зяблик в клетке

    И зёрнышки клевал,

    И, как в лесу, на ветке

    Всё пел и распевал.

    Ребята заходили

    На зяблика смотреть,

    И каждому хотелось

    Такого же иметь.

    Я с зябликом возился,

    Хоть было много дел.

    А через две недели

    Певец мне надоел.

    Однажды я за город

    Уехал на три дня,

    И он, на это время,

    Остался без меня.

    Когда же из деревни

    Вернулся я домой –

    Лежал в пустой кормушке

    Голодный Зяблик мой.

    Я спас его от смерти –

    Я выходил его

    И выпустил на волю

    Живое существо.

    Хотят ко дню рожденья

    Мне подарить щенка,

    Но я сказал: «Не надо!

    Я не готов пока!»

    - Легко ли быть большим другом для маленького?

    - У кого есть аквариумные рыбки? Расскажите о них.

    - Самыми простыми рыбками для начинающих будут обыкновенные караси или золотые рыбки, ещё вуалехврсты, телескопы. Хорошо чувствуют себя в аквариуме экзотические рыбки – меченосцы, гуппи, сомики, макроподы.

    - Этих рыбок называют экзотическими, потому что завезли их из разных частей света.

    - Попугайчики – очень красивые птички. Они много щебечут, могут подражать человеческой речи.

    - Черепах при хорошем уходе тоже можно держать дома. Едят они червей, мясо, головастиков, рыбу.

    - Морские свинки завезли  из Америки. Любимое лакомство – овощи и фрукты, зерно.

    - Самыми распространёнными домашними животными остаются кошки и собаки.

    Родоначальником большинства пород собак был волк. Сейчас насчитывается более 400 пород собак. Собака охраняет дом, защищает человека, помогает пасти стадо, охотиться на зверя.

    - Кошки были приручены человеком 4000 лет назад. Сейчас насчитывается около 60 пород кошек.  Если собаку легко дрессировать, то кошки не любят этого. Они предпочитают делать то, что им нравится.  Все кошки – замечательные охотники. У них мягкие лапки, но очень острые когти. Они большие чистюли. Очень любят умывать себя. Как кошки умываются?

        4. Загадочный зверь.

    - Диким животным края мы посвятили несколько уроков. С какими животными мы познакомились? Что узнали о них?

    - Сегодня мы поговорим об одном удивительном зверьке. Послушайте Рассказ Николая Ивановича Сладкова « Загадочный зверь».

             Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

             И слышу я голосок:

    - Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!

     Я подумал и твёрдо сказал:

     - Дятел!

     - Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!

    - Ага! Ты птица осоед!

    - Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

    - Гусениц и личинок любят дрозды.

    - А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

    - Тогда ты, наверное, лесная мышь.

    - И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!

    - Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

    - То мышка, то кошка! И совсем не угадал.

    - Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.

    - Покажусь. Только признай себя побеждённым.

    - Рано! – ответил я.

    - Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

    - Может, ты цапля?

    - Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

    - Похоже, что ты куница.

    - Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

            Я рассердился и крикнул:

    - Скорей всего, ты – свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

    - Сдаёшься? – спросил голосок.

            Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я…белку!

    - Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не одни орешки.

    - Чем же питается белка?

    - Как называют таких зверей? (всеядные).

    - Назовите ещё всеядного зверя, который обитает в заповеднике. Медведь.

    - Чем он питается?

        5. Итог урока.

    Творческая работа.

    Нарисовать домашнего питомца.

    Выставка работ учащихся.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Красная книга Кубани».

    Цели урока: познакомить с Красной книгой Кубани, расширить и углубить знание детей о животных и растениях свое        й местности, воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: Красная книга Кубани, рисунки, фотографии редких растений и животных, карандаши, альбомы.

    План урока.

    1. Орг.момент.

    2. Введение в тему урока.

    - Когда-то людям казалось, что животных и растений на Земле несчитано и они никогда не переведутся. Да и теперь многие продолжают думать, что природа всё вынесет и вытерпит. Вырубают и выжигают леса, распахивают степи, убивают  животных ради забавы. В результате такого варварского отношения к природе многие виды животных  и растений совсем  исчезли. А численность других так сократилась, что если их не охранять, то они тоже исчезнут.

      Чтобы трагедии не случилось, была создана Красная книга. Почему Красная?

    - Красный цвет – сигнал запрета. Красная книга есть у каждой страны. В России такие книги есть и у каждого региона. Сегодня мы познакомимся с Красной книгой Кубани.

    3. Редкие растения Кубани.

    Колокольчик. Колокольчиков много. Одни растут на лугах, другие - в горах, лесах. Цветки всегда синего, голубого или фиолетового цвета. Они находятся под охраной.

    Подснежник.

    -Кто встречал подснежники? Почему их так называют?

    - Послушайте (прочитайте) сказку про подснежник.

       Бродила старуха Зима по Земле и не хотела пускать Весну на порог. Она позвала своих верных слуг – Северный Ветер и Стужу Лютую. Приказала им старуха спрятать Солнце за тучами, напугать цветы и травы под снегом, чтобы не росли, не цвели. Один только подснежник не испугался их. Он протянул лепестки к Солнцу и позвал его. Вместе с Солнцем пришла Весна и тёплый Ветерок. Они дружно прогнали Зиму, смели весь снег, разогнали тучи.

       Так маленький цветок не испугался грозного врага. И теперь радует нас каждую весну своим ранним цветением.

       Лотос орехоносный. Многолетнее земноводное травянистое растение. Он растёт в заводях, где илистое дно, а глубина не более2 метров. У него крупные листья, а цветки очень душистые. Лотос цветёт летом. Он может образовать даже заросли. Размножению лотоса мешает осушение рек, пасущийся скот, который поедает жирные корневища и сочные листья и побеги. Люди тоже безжалостно уничтожают лотос.

       Пионы. Эти пышные красивые цветы украшают сады, парки все лето. В благоприятных условиях они могут жить до 100 лет. А их дикие родственники значительно меньше и выглядят скромнее. Зато обладают целебными свойствами. На Кубани растёт пион тонколистный. У него ярко-розовые или красные цветки. Зацветает пион на 4-5 году.  

       Ландыш. В листьях ландыша прячутся стебельки с цветочками белого цвета. Когда ландыш отцветает,  появляются красные горошины.

       Из стебельков получают эфирные масла. Поэтому аромат многих духов похож на аромат ландыша.

       Но он может стать и опасным для человека и животного.

       Ландыш живёт 21 год, а цветёт всего 2 -3 раза.

    Тис. Его называют за окраску древесины красным деревом. Он живёт до 1500 лет. Он находится под охраной на Кубани.

    Самшит растёт очень медленно – 1см 1 мм в год. Живёт 500 лет. На Кубани растёт на Черноморском побережье. Тоже охраняется.

       Под охраной находятся два красивых цветка: цикламен и зимовник кавказский. Эти цветы зацветают рано весной. Люди рвут их на букеты, луковицы цикламена используют на лекарство. Из-за вырубки лесов места обитания этих цветов сокращаются.

    4. Редкие животные Кубани.

    - Самыми маленькими животными являютя насекомые. Среди них есть такие, которые находятся под охраной.

    Бронзовка гладкая. Жук величиной с пчелу, но более широкий и плотный. Усики у него жёлтые, голова и спина золотисто-изумрудные, а брюшко красное. Бронзовка любит посещать плодовые деревья и дубы, из которых вытекает сок, встречается на цветах. Личинки живут в трухлявых пнях.

    Быстрянка русская. Эта маленькая шустрая рыбка любит большие чистые реки. Плавает стайками у самой поверхности, где быстрое течение. Она медленно растёт и вырастает всего 8 – 12 см. раньше такая рыбка в изобилии водилась в водах реки Кубань. Теперь её почти не осталось.

    Вырезуб обитает в реках, впадающих в Чёрное и Азовское моря. Он достигает в длину 70 см, а весит до 80 кг. Легко своими зубами раздавливает раковины.

      Пока на реках  не было плотин, ему жилось очень хорошо. Запертому в таких реках вырезубу живётся неважно: он вырождается и мельчает. А кое-где совсем исчез.

    Дозорщик-император. У этого вида стрекоз длинное зеленоватое тело. Глаза крупные сине-зелёные. Размах крыльав до 10 см. на ногах шипы. При полёте, когда дозор охотится, они служат ловушкой. Ни одно насекомое не может из них вырваться. Эти стрекозы – настоящие хищники. Личинки стрекоз поедают в воде головастиков и мальков рыб. Они подкарауливают добычу в засаде. Плавают как реактивные снарядики.

    Жук-олень. Очень редкий в наших лесах. Любит обитать в дубовых лесах. Был так назван из-за челюстей, похожих на оленьи рога. Когда возле ранки с соком дуба появляется несколько самцов, они устраивают драку, пуская в ход челюсти.

    Беркут. Гнездится в лесах, в горах. Пары у беркута образуются на всю жизнь. Гнёзда огромные из веток и сучьев в диаметре до 3 м, а в высоту – до 2 метров. Едят они зайцев, лисиц, сусликов, гусей.

    Кавказская выдра. Длина тела 50-60см, весит 6-10кг. У выдры вытянутое, гибкое тело. Живёт по берегам рек, озёр. Устраивает норы, входные отверстия которых находятся под водой. Питается рыбой, полёвками, лягушками, даже утками.

    5. Правила поведения в природе.

    - Давайте вместе составим правила поведения в природе.

    Следить за чистотой природы. Не оставлять мусор после прогулок.

    Вести себя тихо и незаметно.

    Беречь и охранять растительный мир.

    Не загрязнять водоёмы.

    Соблюдать правила разведения костров.

    Беречь животный мир.

    6. Итог урока.

    Вместе с учениками составляем и рисуем экологические знаки, например: не ломай ветки, не трогай диких животных, не рви цветы и т.д.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Особенности труда и быта жителей родного края».

    Цели урока: дать представление о сельскохозяйственном труде и работе на некоторых производствах края; воспитывать уважение к любой профессии людей.

    Оборудование: фотографии, картинки полей и некоторых предприятий края; различные предметы из дерева, фарфора, хлебобулочные изделия; этикетки товаров, произведённых в крае, карта полезных ископаемых.

    План урока.

    1. Орг.момент.
    2. Сельское хозяйство и животноводство.

    - Кубань – важнейший сельскохозяйственный регион страны. Не случайно её называют житницей России.

     - Что выращивают в нашем крае на полях?

    - В садах?

    - На полях растут зерновые культуры и овощи. В садах - фруктовые деревья и виноград.

    Рассматриваем фотографии полей и садов.

    - Кто трудится на полях, чтобы вырос хлеб?

    - Послушайте (прочитайте) рассказ «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского.

       В детский сад пришли два новичка – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:

    - Где работает твоя мама?

    - А разве ты не догадался? – удивился Коля. – Она же пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек – мама его вылечит. А твоя мама где работает?

    - А ты не знаешь? – сказал Толя. – Она же пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.

    - И врач? – спросил Коля.

    - И врач, - ответил Толя.

    Обсуждение прочитанного.

    - Все продукты питания производят на специальных предприятиях. Это называется пищевой промышленностью. Что производят в крае? (макаронные изделия, хлебобулочные изделия, мясные продукты, консервы, полодоовощные консервы.)

    - В крае также развито животноводство. Кого выращивают на фермах Кубани?

    - Есть ли у нас в районе такие фермы? Кого выращивают на них?

    Вывод: тёплый климат, плодородные почвы привлекали людей давным-давно. Люди селились по берегам рек, разделывали почву, сажали плодовые деревья, культурные растения (овощи).

    1. Промышленность на Кубани.

    - Какие полезные ископаемые добывают в крае?

    - Что производят из добываемых продуктов?

    Показать на карте места добычи полезных ископаемых.

    - В крае добывают нефть, газ. Заготавливают древесину, производят цемент, фарфоровые изделия.

    - Посмотрите на изделия из дерева и фарфора. Это всё сделано в крае.

       4. Курортное дело и туризм.

    - Кубань – край курортов и туризма. По берегам двух морей и в предгорьях действуют детские оздоровительные лагеря, санатории, дома отдыха.

    - Кто из вас летом отдыхал на побережье? Расскажите про свой отдых.

     -Уже давно люди у подножья гор находили странные источники с водой необычного вкуса. Она излечивала от многих болезней, и её назвали живой водой. Около этих источников сейчас построены санатории. В них люди лечатся и отдыхают.

       5. Итог урока.

    - Почему Кубань называют житницей России?

    - Что добывают и производят в крае?

    - Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят вред. Как вредят природе карьеры? Вырубка леса?

    - Ещё надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей. Поэтому к любой вещи надо относится бережно.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Особенности труда и быта жителей родного края».

    Цели: познакомить учащихся с транспортной, строительной промышленностью края; показать значимость и необходимость любого труда.

    Оборудование: фотографии, картинки с изображением людей разных профессий, картинки с различными видами транспорта, игрушечные машины, альбомы, карандаши.

    План урока.

    1. Орг.момент.
    2. Виды транспорта.

    - Какой бывает транспорт?

    - В нашем крае развиты все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный.

    Рассмотреть картинки, фотографии видов транспорта.

    - Через станцию Белореченская проходит железнодорожная дорога, по которой можно попасть в любой город страны, имеющий железнодорожное сообщение.

    - Все населённые пункты связаны между собой шоссейными дорогами. Есть дороги простые, по которым вас везут в школу, вы ездите в гости, а родители – на работу. Но есть дороги, которые называются автомагистралями. Это дороги, соединяющие Краснодарский край с другими регионами, областями. Таких дорог в крае две: Дон и Кавказ.

    - Какими морями омывается наш край?

    - По морям тоже есть сообщение – морские пути. Самым большим портом в крае считается Новороссийский. Через него происходит сообщение с другими странами.

    - Через реки Кубань и Протоку ходят суда. Такой вид транспорта называется речным.

    - Какой самый быстрый вид транспорта? (Воздушный.)

    - В городах Краснодар, Анапа, Адлер самые большие аэропорты края.

    - Что перевозят воздушным транспортом?

       - Отгадайте загадки:

    1) Спозаранку за окошком

    Стук, и звон, и кутерьма.

    По прямым стальным дорожкам

    Ходят красные дома. (Трамвай).

    2) Словно рубанок землю строгаю,

    Делать дороги я помогаю.

    Где новостройки – всюду внимание

    Славной машине

    С трудным названием. (Бульдозер).

    3) Плывёт белый гусь-

    Брюхо деревянное,

    Крыло полотняное. (Яхта).

    4) Для этого коня еда –

    Бензин, масло и вода.

    На лугу он не пасётся,

    По дороге он несётся. (Машина).

    5) Я зашёл в зелёный дом,

    Больше суток пробыл в нём.

    Оказался этот дом

    В дальнем городе другом. (поезд).

    6) Летит птица-небылица,

    А внутри народ сидит,

    Меж собою говорит. (самолёт).

    1. Строительство.

    - Отгадайте загадку:

    Стоит бычище,

    Проклёваны бочища. (дом).

    - Как называется профессия человека, который строит дома?

    - Строители возводят не только дома, но и мосты, заводы, фабрики, строят дороги.

    Игра «Строители».

    Трое учащихся выходят к доске. На столе учителя лежат карточки с названиями строительных материалов, машин и названия профессий. Карточки перемешаны. На скорость дети должны выбрать только свои карточки.

       Строительные материалы: кирпичи, песок, цемент, доски, шифер.

       Машины: самосвалы, экскаватор, бульдозер, автопогрузчик, автокран.

       Строители: каменщики, маляры, плотники, сварщики, кровельщики.

    1. Другие профессии.

    - Прочитайте (послушайте) стихотворение «Чем пахнут ремёсла».

    У каждого дела

    Запах особый:

    В булочной пахнет

    Тестом и сдобой.

    Мимо столярной

    Идёшь мастерской-

    Стружкою пахнет

    И свежей доской.

    Пахнет маляр

    Скипидаром и краской.

    Пахнет стекольщик

    Оконной замазкой.

    Куртка шофёра

    Пахнет бензином.

    Блузка рабочего-

    Маслом машинным.

    Пахнет кондитер

    Орехом мускатным.

    Доктор в халате-

    Лекарством приятным.

    Рыхлой землёю,

    Полем и лугом

    Пахнет крестьянин,

    Идущий за плугом.

    Рыбой и морем

    Пахнет рыбак.

    Только бездельник

    Не пахнет никак!

    - Какие ещё профессии вы знаете? Чем полезны они?

    - Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова « Дело было вечером».

    С лесенки ответил Вова:

    - Мама – лётчик?

    Что ж такого!

    Вот у Коли, например,

    Мама – милиционер.

    А у Толи и у Веры

    Обе мамы – инженеры.

    А у Лёвы мама – повар.

    Мама – лётчик?

    Что ж такого!

    - Всех важней, - сказала Ната, -

    Мама вагоновожатый,

    Потому что до Зацепы

    Водит мама два прицепа.

    И спросила Нина тихо:

    - Разве плохо быть портнихой?

    Кто трусы ребятам шьёт?

    Ну конечно, не пилот.

    Лётчик водит самолёты –

    Это очень хорошо.

    Повар делает компоты –

    Это тоже хорошо.

    Доктор лечит нас от кори,

    Есть учительница в школе.

    - Расскажите, кем работают ваши родители?

       5. Итог урока.

    Творческая мастерская.

    Конкурс рисунков « Кем я хочу стать».

    Выставка работ.



    Предварительный просмотр:

    Тема: «Населённые пункты Краснодарского края».

    Цели: познакомить с населёнными пунктами Краснодарского края, учить рассказывать о своём крае, воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

    Оборудование: физическая карта края, бумажные флажки на магнитах, фотографии городов и других населённых пунктов края.

    План урока.

    1. Орг. Момент.
    2. Введение в тему урока.

    - Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему краю.

    Дети читают стихотворение С.Михалкова «Весёлый турист».

    Крутыми тропинками в горы,

    Вдоль быстрых и медленных рек,

    Минуя большие озёра,

    Весёлый шагал человек.

    Он встретить в пути не боялся

    Ни змей, ни быков, ни собак,

    А если встречал, то смеялся

    И сам приговаривал так:

    - Я вышел из комнаты тесной,

    И весело дышится мне.

    Всё видеть, всё знать интересно,

    И вот я хожу по стране.

    Он шёл без ружья и без палки

    Высокой зелёной травой.

    Летали кукушки да галки

    Над самой его головой.

    Он слышал и зверя и птицу,

    В колючие лазил кусты.

    Он трогал руками пшеницу,

    Чудесные нюхал цветы.

    И окна в домах открывали,

    Услышав – он мимо идёт,

    И люди ему подпевали

    В квартирах, в садах, у ворот.

    И весело хлопали дверью,

    И вдруг покидали свой дом.

    И самые хищные звери

    Им были в пути нипочём.

    «Нам путь незнакомый не страшен,

    Мы смело пройдём ледники.

    С весёлою песенкой нашей

    Любые подъёмы легки».

    - Сначала путь пройдёт по некоторым городам Кубани.

       3. Населённые пункты Краснодарского края.

    - Назовите столицу Кубани.

    - Краснодар раньше носил название Екатеринодар в честь императрицы Екатерины Второй, которая разрешила запорожским казакам переселиться из Украины на Кубань для защиты южных рубежей России.

       Сейчас Краснодар является административным центром края. Поэтому на карте над названием города прикрепим флажок Кубани.

    - На севере края находится город Ейск. Имя городу дала река Ея. Ейск служит местом отдыха, особенно в летнее время. Здесь находятся базы отдыха, санатории, турбазы. Азовское море менее солёное, чем Чёрное, дно песчаное, ровное. Поэтому его пляжи любят дети.

    - Найдите на карте город Белореченск. Далеко ли от него Ейск.

    - Какой же город-курорт ближе всех к нам?

    - Туапсе расположен на берегу чёрного моря, окружён Главным Кавказским хребтом.

    - Кто из вас отдыхал в этом городе? Расскажите о нём, что вам понравилось?

    - Сейчас мы поиграем. Каждую профессию, распространённую в Туапсе, вы должны охарактеризовать.

    - Что делают нефтяники? …

    Судоремонтники…

    Железнодорожники…

    Портовики…

    Строители…

    - В период Великой Отечественной войны Туапсе подвергался налётам фашистской авиации. Жестокие бои были и в горах Туапсинского района. Именно  наступление наших войск помогло в дальнейшем освобождении Новороссийска.

    - Кто из вас был в Городе Новороссийске? Чем он прославился на века?

    Прекрасны наши города,

    И я любви своей не скрою,

    А над одним из них  - Звезда

    За подвиг города-героя.

                                  К. Обойщиков.

    - В России всего 7 городов могут называться городами-героями. Новороссийску присвоено это почётное звание.

    - Сейчас Новороссийск – крупный город. Его называют морскими воротами Кубани. На больших и малых судах в другие города и за границу отправляют отсюда цемент, станки, лес, пшеницу и другие грузы.

    - Анапа – самый солнечный курорт Черноморского побережья. Его ещё называют детским курортом. Море там тёплое, мелкое, а пляжи песчаные.

    - В Анапе находится археологический музей-заповедник «Горгиппия». Так называли этот город тысячи лет назад. В музее можно увидеть, как жили тогда люди.

    - Вблизи Анапы растут виноградники, которые тоже любят солнце и тепло.

    - Вернёмся вниз к югу края. Перед нами город будующих Олимпийских игр. Как он называется?

    - Какой удивительный этот город! Даже летом в горах на Красной поляне лежит снег, а внизу плещется тёплое море. Кто из вас отдыхал в Сочи? Расскажите о нём.

    - Чтобы из нашего района попасть на Черноморское побережье, нужно проехать город Горячий ключ. Где вы встречали это название?

    -Это наш город-сосед. Чтобы поправить своё здоровье лечебной водой, многие жители отправляются именно в Горячий Ключ. Но, кроме неё, в городе расположено много других предприятий. Спросите у родителей, знают ли они о Горячеключевской мебельной фабрике, или о добыче там нефти и газа?

    - Наше путешествие теперь продолжится по суше. Мы отправимся в Армавир. Хотя  он расположен на берегу реки Кубани, суда там не ходят. В районе Армавира растут красивые леса, как и в нашем районе. Армавир – город-сад. В нём много парков, где жители высаживают огромное количество деревьев. Это крупный промышленный город: здесь находится много заводов, комбинатов. Проходит железная дорога.

    - Следующий большой город – Тихорецк. Здесь тоже проходит железная дорога. Но можно проехать и на автомобиле по дороге, которая завершит путешествие в нашем крае и приведёт нас к границе Ростовской области.

       4. Другие населённые пункты Краснодарского края.

    - Вокруг крупных городов располагаются малые, станицы, посёлки, хутора.

    - Когда казаки высадились в будущем городе Екатеринодаре, вокруг него разместились 40 куреней. Позднее они превратились в станицы. Посмотрите на карту. Какие крупные станицы вы нашли?

    Дети самостоятельно находят, читают названия станиц.

    - Некоторые станицы по площади больше, чем наш город Белореченск, который тоже давно был станицей.

    - Если в городах много заводов и фабрик, то в сёлах жители занимаются выращиванием садов, животных, работают на полях.

    - Кто нашёл станицу Отрадненскую. Здесь выращивают овец. В станицах Брюховецкой и Староминской – птиц. Здесь есть молочно-мясные комбинаты, консервные заводы.

    - Кто из вас любит плов? А выращивают его в Северском районе и станице Северской.

    - Кто любит сахар? Из чего его делают?

    - Выращивают сахарную свёклу в станицах Каневской и Кавказской.

    - Станица Кущёвская и Динская занимаются садоводством.

    - Пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник сеют почти в каждом районе Кубани, в станицах, посёлках, хуторах. Не зря Кубань считают житницей России.

       5. Итог урока.

    Чтение и обсуждение сказки Лотышева И.П. и Сердечной В.В. «Кто лучше всех?».

    Кто лучше всех?

       Немало у матушки Кубани детей – городов и районов. Собрались они как-то вместе и заспорили, в каком из них людям жить лучше.

       Удалой, могучий Краснодар подкрутил густой ус и сказал:

    - Я самый главный город края. Стою на берегу Кубани, основан бравыми казаками для охраны русских земель. Со всей страны едут люди к морю по моим дорогам, а кто спешит – и на самолётах прилетает. Всего у меня много: и фабрик-заводов, и газет-журналов, и парков зелёных, и мест торговых. Да людей – почти миллион. Жители мои не жалуются : учатся  прилежно, работают усердно, отдыхают весело.

       Улыбнулся мускулистый, загорелый Сочи:

    - А моя слава не меньше. Да и по размерам я поболее вашего буду: протянулись мои земли вдоль моря на 145 километров! Всё лучшее я собрал: и море, и солнце, и леса, и горы, и чистый воздух, и целебные воды. В знаменитом моём дендрарии – растения со всех концов планеты. Есть у меня и чудо-дерево, дерево Дружбы, с побегами, привитыми известными людьми. Каждое лето со всей России едут ко мне люди. А главное – поручили мне дело великой важности: провести в 2014 году Олимпиаду.

       Стоявший по соседству кареглазый Туапсе тихо промолвил:

    - У каждого из нас своя стать. Жители мои и в войну выстояли, и сегодня усердно работают на заводах и фабриках. Мой порт хоть и небольшой, да деловой. И ко мне летом едут люди со всей России отдохнуть и здоровье поправить.

       Синеокий Новороссийск сдвинул на затылок матросскую бескозырку:

    - Эх, братцы! Немало среди вас городов морских, но никто того не пережил, что мне довелось. Ух, и воевали мы с фашистами! Защитники Малой Земли 225 дней удерживали этот важный рубеж, не пуская оккупантов. Мне даже почётное звание присвоили –            « Город-герой». А сейчас я работаю не покладая рук. Жители мои и цемент производят, и корабли ремонтируют. В порту – морские суда, всегда готовые к отплытию, с нефтью, цементом, зерном. За гостеприимство да широту души называют меня южными морскими воротами России.

       Армавир тряхнул кудрявым чубом:

    - А меня забыли? Ведь мою территорию населяют люди предприимчивые и умелые. Трудятся они на совесть: производят на заводах и фабриках вагоны и двигатели, станки и оборудование, делают резину и пластмассу. И отдыхать они умеют: старейшие на Кубани драматический театр и краеведческий музей никогда не пустуют. А уж сколько товаров перевозят по моим железным дорогам!

       Румяный, большеглазый Горячий Ключ сказал застенчиво:

    - И я людям помогаю. Мои целебные источники, заповедные уголки и чистый воздух улучшают здоровье людей. Чем бы ни страдал человек, после лечения в моих санаториях  болезни отступают. И таких людей тысячи!

       Засмеялась загорелая Анапа:

    - Все вы хороши, братишки. Но никого из вас так не любят дети. Сколько их летом приезжает поиграть на моих песчаных пляжах! Едут сюда семьи со всей России.

       Подоспел деловитый Тимашевский район:

    - А на моих заводах и фабриках для всего края готовят мясные и молочные изделия, конфеты, кофе и мороженое.

       Заговорил и Тихорецкий район:

    - Мои консервы известны не только в крае, но и по всей стране!

       Его перебил громкоголосый Ейский:

    - А уж сколько известных людей меня прославило!

       Зашумели и другие города и городки, районы и станицы, доказывая, что у них места самые красивые, а люди в них живут весёлые и трудолюбивые…

       Слушала-слушала их красавица Кубань, вдохнула полной грудью и сказала:

    - Что же вы спорите! Все вы мне ровно дороги, все ценны и хороши: и самый маленький хутор, и самый большой район, и небольшой городок. Везде жизнь по-своему интересна: и в предгорном Апшеронске, и в степном Кореновске, и в прибрежном Приморско-Ахтарске… Счастлива я, что все вы у меня есть. Всеми вами я любуюсь и горжусь!

       Затихли города и районы: поняли, что права матушка Кубань. Каждый из них по-своему богат и интересен. А нам, кубанцам, повезло жить на такой щедрой и красивой земле.



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Краснодар – столица Кубани».

    Цели: продолжить знакомить учащихся с историей малой Родины, познакомить с городом Краснодаром, воспитывать чувство патриотизма к  столице Кубани.

    Оборудование: карта Краснодарского края, план г.Краснодара, фотографии достопримечательностей Краснодара.

    План урока.

    1. Орг.момент.
    2. Знакомство с городом Краснодаром.

    Ученики рассказывают стихи:

    1. У реки Кубани

    Стал казак на камень:

    «Здесь нам, братцы, город начинать!»

    1. Краснодар – город ярких цветов,

    Город  южных тенистых садов,

    Среди вольных кубанских полей

    Нету города сердцу милей.

    - Послушайте рассказ «Быть здесь городу»:

       После переселения казаки начали обживать кубанские земли. Ими был основан город Екатеринодар. Тяжело пришлось казакам: и границу сторожи, и пашню возделывай, и для семьи хаты строй. Поэтому город строился медленно.

       Но уже в то время казаки задумались, как детей грамоте научить.

    - Как вы добираетесь до школы?

    - А ребятам того времени приходилось пешком брести по грязным улицам. Возле школы мыть ноги в лужах, вытирать лопухами и заходить в школу.

    - Очень интересна была речь казаков. Послушайте, как мама просит сына помочь ей.

    (слова можно написать на доске):

       Мыколка, возьмы хворостину, попасы гусей. Принысы из крыныцы воды, налый в цю цеберку, та хвирточку закрыть не забудь.

    - Почему сейчас так не говорят на Кубани?

    - Любили казаки и пословицы складывать:

    Не хвались, в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

    Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

    Кровь казачья не водица.

    - Отгадайте загадки про казаков:

    1) Крепка, звонка да отточена.

    Кого поцелцет, тот и с ног долой (сабля).

    2) На чужой спине едет, на своей - груз везёт (седло).

    3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается (подкова).

       -Шли годы. В городе появились трамваи, телефон.

       -Через много лет город переименовали в Краснодар. Сейчас  этот  красивый город – столица Краснодарского края. Здесь работает главный хозяин края и его помощники.Как называется человек, который правит краем? Здесь много фабрик, заводов, школ и учебных заведений, театров и музеев. Кто из вас был в цирке Краснодара? Что вам понравилось?

    - Во время Великой Отечественной войны город сильно пострадал. Фашисты убили в городе 13000 людей. Осталось много детей-сирот, люди лишились своих домов. После войны жители отстроили город заново.

    - Как называется главная улица Краснодара?

    - Красная – красивая улица. Вдоль тротуаров растут платаны, акация, тополя. Здесь стоит памятник « 200 лет Кубанскому казачьему войску».

       3. Экологическая прогулка по городу Краснодару.

    - Более 200 лет назад на месте Краснодара стоял дубовый лес. На севере были степи.

    - Какие животные обитают в наших лесах?

    - Кроме перечисленных вами животных, в то давнее время  в дубовом лесу были куропатки, перепела, беркуты, степные орлы, журавли-красавки. Фазаны, дикие козы, кабаны.

    - Но если лес был так красив и богат, почему казаки решили строить лес именно здесь?

    - Прежде всего, по военным соображениям, для защиты южных рубежей это было удобное место.

    - А вот какая легенда существует о появлении дубового леса. Жил-был князь у бжедугов. Они населяли те места задолго до переселения казаков. Он приказал собирать жёлуди и разбрасывать и по аулам. Для чего нужен был лес?

    - Казаки для строительства хат и изготовления посуды тоже использовали глину и древесину. Но зря лес не рубили. Тогда относились к нему намного бережнее, чем сейчас.

    - Город рос и теперь его пришлось озеленять. Так был основан дендрарий – место, где растут различные деревья, кустарники, цветы из разных уголков земли. В нём выращивают много саженцев для озеленения парков Краснодара и других городов.

    - Какие деревья растут в парках в нашем городе?

    - В городе Краснодаре тоже растут дубы, каштаны, акации, тополя. Тополя ещё сажают вдоль дорог, чтобы они очищали и увлажняли воздух.

    - Ещё в Краснодаре есть неоценимое богатство – артезианская вода – это подземные источники с чистой и вкусной водой.

    - Откуда поступает вода к нам в дома?

    - У казаков раньше не было водопроводов. Где же они брали воду?

    Не засыпайте старые колодцы.

    Они, питаясь силой родников,

    Вливали бодрость в силы казаков.

    Поили, не скупясь, землепроходцев.

    - Вода из рек Кубань и Карасун тоже была пригодна для питья. Женщины стирали в их водах бельё, дети купались вместе с лошадьми. Можно ли сейчас пить воду из рек? Почему?

    - Давайте подумаем, как можно сделать город  Краснодар и край чище и уютнее?

    Не вырубать деревья, охранять в парках птиц, кормить их зимой, высаживать новые деревья, не сорить.

    4.Итог урока.

    Придумать рассказ «Какой город будет, когда я стану взрослым».



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Красная книга Кубани».

    Цели урока: познакомить с Красной книгой Кубани, расширить и углубить знание детей о животных и растениях свое        й местности, воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: Красная книга Кубани, рисунки, фотографии редких растений и животных, карандаши, альбомы.

    План урока.

    1. Орг.момент.

    2. Введение в тему урока.

    - Когда-то людям казалось, что животных и растений на Земле несчитано и они никогда не переведутся. Да и теперь многие продолжают думать, что природа всё вынесет и вытерпит. Вырубают и выжигают леса, распахивают степи, убивают  животных ради забавы. В результате такого варварского отношения к природе многие виды животных  и растений совсем  исчезли. А численность других так сократилась, что если их не охранять, то они тоже исчезнут.

      Чтобы трагедии не случилось, была создана Красная книга. Почему Красная?

    - Красный цвет – сигнал запрета. Красная книга есть у каждой страны. В России такие книги есть и у каждого региона. Сегодня мы познакомимся с Красной книгой Кубани.

    3. Редкие растения Кубани.

    Колокольчик. Колокольчиков много. Одни растут на лугах, другие - в горах, лесах. Цветки всегда синего, голубого или фиолетового цвета. Они находятся под охраной.

    Подснежник.

    -Кто встречал подснежники? Почему их так называют?

    - Послушайте (прочитайте) сказку про подснежник.

       Бродила старуха Зима по Земле и не хотела пускать Весну на порог. Она позвала своих верных слуг – Северный Ветер и Стужу Лютую. Приказала им старуха спрятать Солнце за тучами, напугать цветы и травы под снегом, чтобы не росли, не цвели. Один только подснежник не испугался их. Он протянул лепестки к Солнцу и позвал его. Вместе с Солнцем пришла Весна и тёплый Ветерок. Они дружно прогнали Зиму, смели весь снег, разогнали тучи.

       Так маленький цветок не испугался грозного врага. И теперь радует нас каждую весну своим ранним цветением.

       Лотос орехоносный. Многолетнее земноводное травянистое растение. Он растёт в заводях, где илистое дно, а глубина не более2 метров. У него крупные листья, а цветки очень душистые. Лотос цветёт летом. Он может образовать даже заросли. Размножению лотоса мешает осушение рек, пасущийся скот, который поедает жирные корневища и сочные листья и побеги. Люди тоже безжалостно уничтожают лотос.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Как сформировать интерес у учащихся к изучению истории своего края?  Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках Кубановедения заинтересовать ребенка и вызвать интерес к из...

    Урок кубановедения в начальной школе.

    Этот урок можно проводить по теме "Кубань многонациональная"....

    Уроки по кубановедению для начальной школы

    Уроки по  кубановедения   в соответствии ФГОС...

    Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.

    В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...

    #кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе

    В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...