Стажировка по ОВЗ
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Печенева Наталья Владимировна

Данный материал содержит отчёт по стажировке  и презентацию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стажировка804.95 КБ
Microsoft Office document icon отчёт стажировка114 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ООО «Столичный учебный центр» ОТЧЕТ о прохождении стажировки (педагогической практики) Печеневой Натальи Владимировны, слушателя-практиканта курсов профессиональной переподготовки Курс профессиональной переподготовки «ОВЗ: Теория и методика организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (300 часов) , проходившего педагогическую практику в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении " Решотинская средняя школа №10 имени Героя Советского Союза В.В.Женченко ", пос.Нижняя Пойма в 1б классе в период с 05.03.2018 по 13.03.2018 года. Руководитель практики: заместитель директора по УВР Соколова М.В. Руководитель ОО Дэр Ю.В.

Слайд 2

Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута»

Слайд 3

Индивидуальный реабилитационный маршрут – ц еленаправленно проектируемая дифференцированная программа, система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Цель создания индивидуального реабилитационного маршрута: максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Слайд 4

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – ф изическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 5

Педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ Мальчик обучается в данном образовательном учреждении с 1 сентября 2017 года. До поступления в школу посещал детский сад. На основании заключения ПМПК с 13 ноября 2017 года находится на индивидуальном очно-заочном обучении. У ребёнка не сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала. Мальчик абсолютно не воспринимает учебный материал. На уроках русского языка с большим трудом прописывает (копирует) элементы букв и буквы в прописи на печатной основе. Самостоятельно писать и выполнять задания не может, постоянно требуется помощь учителя. Мальчик не понимает, не усваивает, что такое буквы, звуки, не понимает отличие гласных от согласных звуков, не различает твёрдые и мягкие согласные звуки, не может делить слова на слоги, составлять схему слова, выделять ударный слог в слове, не может определить количество слов в предложении.

Слайд 6

На уроках математики не может посчитать в пределах 10, назвать предыдущее и последующее число, соседей числа. Не знает состав чисел первого десятка, не понимает, что такое геометрические фигуры, их названия и отличия, не умеет читать математические выражения. У ребёнка далеко недостаточный объем знаний и представлений об окружающем мире. Мальчик не знает что такое Родина, малая Родина, не знает названия нашей страны, её столицу и символику, не знает сведения о себе, родственные связи. Не понимает, не знает что такое Луна, планеты, созвездия. С трудом распределяет предметы на группы по цвету, форме, размеру. На уроках технологии всегда требует повышенного контроля, приходится забирать ножницы, т.к. с ними он играет, а клей, пластилин и краски он ест. Самостоятельно выполнить работу ребёнок не может, начинает всё рвать и плакать. Рисовать на заданную тему не может. Рисует человечков, чаще всего однотипных.

Слайд 7

Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. Мальчик не понимает смысл многих слов обиходного значения, простые инструкции, состоящие из одного звена. Отмечается наличие очень бедного словарного запаса, одним или двумя словами он объясняет свои желания или потребности, а иногда показывает жестами. Ученик испытывает значительные трудности в составлении даже простых разговорных предложений. Речь невнятная, поэтому в общении встречает удивление и непонимание сверстников. Учебная деятельность на очень низком уровне. Познавательные интересы в учебной сфере не сформированы вообще. Мальчик не овладевает программным материалом, обнаруживаются не сформированные основные не только учебные умения и навыки, но и простейшие навыки самообслуживания и уходу за собой. Воспроизведение учебной информации (текстов, содержания задач) нулевое. Слабо развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев далеко не совершенны, плохо держит ручку. На замечания реагирует агрессивно, кричит, мычит, может встать и выйти из класса.

Слайд 10

Форма обучения – индивидуальное обучение . Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающихся по адаптированной образовательной программе лёгкой степени умственной отсталости (нарушение интеллекта ): а) Организация пространства Здание школы и прилегающая территория соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. Имеется беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры образовательной организации. В помещениях школы предусмотрено специальное оборудование, которое позволяет оптимизировать образовательный процесс, присмотр за обучающимся, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.

Слайд 11

б) Организация временного режима обучения Временной режим образования обучающегося установлен в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимся 35 минут . в) Организация учебного места обучающегося Рабочее / учебное место обучающегося создано с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитывались возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организовано учебное место для проведения индивидуальной формы обучения. В помещении класса созданы специальные зоны для отдыха и проведения свободного времени.

Слайд 12

В связи с особенностью восприятия данного обучающегося используется большой объем наглядного (графического) материала, которое размещено в поле зрения ребёнка: магнитная доска, сменные стенды, интерактивная доска, ноутбук и т.д. Предусмотрены мобильные учебные места в соответствующих помещениях для формирования навыков самообслуживания: одевание / раздевание, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. г ) Технические средства обучения Чтобы ребенку получить адаптированный доступ к образованию используются технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, проектор, мультимедиа, различные тренажеры, которые дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающегося, способствуют мотивации к учебной деятельности, позволяют получить результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.

Слайд 13

д ) Специальный учебный и дидактический материал Для развития вербальной (речевой) коммуникации используются: • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), • электронные средства (ноутбук). Для освоения содержательной области «Математика» используется разнообразный дидактический материал в виде: • предметов различной формы, величины, цвета; • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.; • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; • программное обеспечение для ноутбука, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений; • УМК Кирилла и Мефодия . Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов

Слайд 14

Для освоения практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества используются инструменты (ножницы, кисточки и др.), позволяющие ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий, большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). На занятиях музыкой обучающимся используется оснащение актового зала с воспроизводящим, звукоусиливающим оборудованием. Для обеспечения обучающимся возможности физического самосовершенствования используется оснащение физкультурного зала, в котором предусмотрено специальное адаптированное ( ассистивное ) оборудование (тренажеры ).

Слайд 15

Потребность обучающегося в специализированном сопровождении образовательного процесса Для обучающегося характерны следующие специфические образовательные потребности: • раннее получение специальной помощи средствами образования; • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; • обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Слайд 16

• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Слайд 17

Описание специализированных педагогических технологии, применимых к обучающемуся Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ ) Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся В своей практике я использую следующие типы урока для умственно отсталых детей: - урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация); - урок практических занятий, отработка полученных знаний (УМК Кирилла и Мефодия ); - урок проверки усвоенных знаний (компьютерные тренажёры); - комбинированные уроки. Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике с обучающимся я использую те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей. Словесные: - метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов); - метод иллюстраций (презентаций, слайдов); - интернет ресурсы; - интерактивная доска.

Слайд 18

Наглядные : - объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски; - рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске). Практические: - упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса) - устные упражнения и письменные упражнения; - практические работы (использование тренажёров). Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала . Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик, имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Слайд 19

Принципы здоровьесберегающих технологий 1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. В своей работе с учащимся стараюсь создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении, создаю ситуацию успеха. 2 . Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях учреждения. Провожу беседы по укреплению и сохранению здоровья («Азбука здорового питания», «Режим дня», «Правила закаливания») 3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. Провожу физминутки , гимнастику для глаз, дыхательная гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастика для развития кистей рук, упражнения на релаксацию.

Слайд 20

Игровые технологии Работая с ребёнком с нарушением интеллекта, пришла к выводу, что в обучении такого ребёнка обязательно необходимо использовать игровые технологии. Игры проводим в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда ребёнок сам придумывает встречи с животными. Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.

Слайд 21

Планируемые результаты коррекционной работы Результатом коррекции развития учащегося может считаться не столько успешное освоение им основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в техникуме, своих нуждах и правах в организации обучения; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - овладение навыками коммуникации; - дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; - осмысление своего социального окружения и освоение соответствующей возрасту системы ценностей.



Предварительный просмотр:

ООО «Столичный учебный центр»

ОТЧЕТ

о прохождении стажировки

(педагогической практики)

Печеневой Натальи Владимировны,

слушателя-практиканта

курсов профессиональной переподготовки

Курс профессиональной переподготовки «ОВЗ: Теория и методика организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (300 часов),

проходившего педагогическую практику в

муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Решотинская средняя школа №10 имени Героя Советского Союза В.В.Женченко", пос.Нижняя Пойма

 в  классе

в период с 05.03.2018 по 13.03.2018 года.

Руководитель практики:

заместитель директора по УВР     __________    /Соколова М.В./

Руководитель ОО                                                        МП            

   /Дэр Ю.В./

                                                                                                                                                                                         подпись  ___________                                                    

Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута».

  1. Период стажировки: с 05 по 13 марта 2018 года.

  1. Образовательная организация: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Решотинская средняя школа №10 имени Героя Советского Союза В.В.Женченко", пос.Нижняя Пойма .

  1. Общая педагогическая характеристика обучающегося  с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации, в которой проводилась стажировка.

   Мальчик обучается в данном образовательном учреждении с 1 сентября 2017 года. До поступления в школу посещал детский сад. На основании заключения ПМПК с 13 ноября 2017 года находится на индивидуальном очно-заочном обучении.

   У ребёнка не сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала. Мальчик абсолютно не воспринимает учебный материал. На уроках русского языка с большим трудом прописывает (копирует) элементы букв и буквы в прописи на печатной основе. Самостоятельно писать и выполнять задания не может, постоянно требуется помощь учителя. Мальчик не понимает, не усваивает, что такое буквы, звуки, не понимает отличие гласных от согласных звуков, не различает твёрдые и мягкие согласные звуки, не может делить слова на слоги, составлять схему слова, выделять ударный слог в слове, не может определить количество слов в предложении.

   На уроках математики не может посчитать в пределах 10, назвать предыдущее и последующее число, соседей числа. Не знает состав чисел первого десятка, не понимает, что такое геометрические фигуры, их названия и отличия, не умеет читать математические выражения.

   У ребёнка далеко недостаточный объем знаний и представлений об окружающем мире. Мальчик не знает что такое Родина, малая Родина, не знает названия нашей страны, её столицу и символику, не знает сведения о себе, родственные связи. Не понимает, не знает что такое Луна, планеты, созвездия. С трудом распределяет предметы на группы по цвету, форме, размеру. На уроках технологии всегда требует повышенного контроля, приходится забирать ножницы, т.к. с ними он играет, а клей, пластилин и краски он ест.  

   Самостоятельно выполнить работу ребёнок не может, начинает всё рвать  и плакать. Рисовать на заданную тему не может. Рисует человечков, чаще всего однотипных.

   Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. Мальчик не понимает смысл многих слов обиходного значения, простые инструкции, состоящие из одного звена. Отмечается наличие очень бедного словарного запаса, одним или двумя словами он объясняет свои желания или потребности, а иногда показывает жестами. Ученик испытывает значительные трудности в составлении даже простых разговорных предложений. Речь невнятная, поэтому в общении встречает удивление и непонимание сверстников.

   Учебная деятельность на очень низком уровне. Познавательные интересы в учебной сфере не сформированы вообще. Мальчик не овладевает программным материалом, обнаруживаются не сформированные основные не только учебные умения и навыки, но и простейшие навыки самообслуживания и уходу за собой. Воспроизведение учебной информации (текстов, содержания задач) нулевое.

    Слабо развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев далеко не совершенны, плохо держит ручку.

    На замечания реагирует агрессивно, кричит, мычит, может встать и выйти из класса.

 

  1. График и режим учебного процесса.

             Недельный учебный план

начального общего образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

 1 класс

(очно-заочное обучение)

Образовательные области

Количество часов

Очное обучение

Интегрированное обучение

Заочное

обучение

Всего

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

1.3.Речевая практика

2

2

1

1

2

3

3

2

2.Математика

2.1.Математика

2

1

3

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

1

1

2

4. Искусство

4.1. Музыка

4.2. Рисование

1

1

1

2

1

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

2

1

3

6. Технология

6.1. Ручной труд

1

1

2

Итого

8

6

7

21

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

6

Внеурочная деятельность:

4

Расписание занятий с учащимся 1б класса

интегр – очное обучение в классе

инд – индивидуальное обучение

заочн – заочное обучение дома

ДНИ НЕДЕЛИ

Понедельник

ручной труд (интегр)                  

чтение (инд)

русский язык (инд)

речевая практика (заочн)

ЛОГОПЕД - 13.45

Вторник

математика (инд)

мир природы и человека (инд)

физическая культура (интегр)

русский язык (заоч)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ – 13.45

Среда

русский язык (инд)

чтение (инд)

музыка (интегр)

математика  (заоч)

речевая практика (заочн)

ПСИХОЛОГ – 13.45

Четверг

мир природы и человека (интегр)

физическая культура (интегр)

чтение (заоч)

музыка (заоч)

МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК – 13.45

Пятница

математика (инд)

ручной труд (инд)                  

рисование (интегр)

физическая культура (заоч)

ЛОГОПЕД – 13.45

  1. Форма обучения: индивидуальное обучение.

  1. Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающихся по адаптированной образовательной программе лёгкой степени умственной отсталости (нарушение интеллекта).

а) Организация пространства. Здание школы и прилегающая территория соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. Имеется беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры образовательной организации. В помещениях школы предусмотрено специальное оборудование, которое позволяет оптимизировать образовательный процесс, присмотр за обучающимся, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.

б)   Организация временного режима обучения. Временной режим образования обучающегося установлен в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

      Учебный день включает в себя специально организованные занятия /

уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных

ритуалов. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимся 35 минут.

в)  Организация учебного места обучающегося. Рабочее / учебное место обучающегося создано с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

      При организации учебного места учитывались возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных  условий  обучения  организовано  учебное  место  для проведения  индивидуальной формы обучения. В помещении класса созданы специальные зоны для отдыха и проведения свободного времени.

      В связи с особенностью  восприятия  данного обучающегося используется  большой объем наглядного (графического) материала, которое размещено в поле зрения ребёнка: магнитная доска, сменные стенды, интерактивная доска, ноутбук и т.д.

      Предусмотрены мобильные учебные места в соответствующих помещениях для формирования навыков самообслуживания: одевание / раздевание, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной

деятельности согласно распорядку дня.

г)   Технические средства обучения. 

Чтобы ребенку получить адаптированный доступ к образованию используются технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, проектор, мультимедиа, различные тренажеры, которые дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающегося, способствуют мотивации к учебной деятельности, позволяют получить результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.

д)   Специальный учебный и дидактический материал. Для развития вербальной (речевой) коммуникации используются:

• алфавитные доски  (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для  

  «глобального чтения»),

• электронные средства (ноутбук).

     Для освоения содержательной области «Математика» используется разнообразный дидактический материал в виде:

• предметов различной формы, величины, цвета;

• изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

• оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;

• программное обеспечение для ноутбука, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений;

• УМК Кирилла и Мефодия.

     Формирование  доступных  представлений  о  мире  и  практики взаимодействия с окружающим миром  происходит  с  использованием  традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет  ресурсов  и  печатных  материалов

          Для освоения практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества используются инструменты (ножницы, кисточки и др.), позволяющие ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий, большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).

     На занятиях музыкой обучающимся используется оснащение актового зала с  воспроизводящим, звукоусиливающим оборудованием.

    Для обеспечения  обучающимся  возможности  физического самосовершенствования используется оснащение физкультурного зала, в котором предусмотрено специальное адаптированное (ассистивное) оборудование (тренажеры).

  1. Потребность обучающихся в зависимости от того, или иного вида расстройств, в специализированном сопровождении образовательного процесса (социальный работник, медицинский работник, инструктор ЛФК, педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель логопед, тьютор). Указать необходимых специалистов, отметить время их посещения в расписании!!! 

Для обучающегося характерны следующие специфические образовательные потребности:

•         раннее получение специальной помощи средствами образования;

• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

• научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

• систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

• обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• использование преимущественно позитивных средств  стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

•        развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

•        специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

  1. Описание конкретных специализированных педагогических  технологии, применимых к конкретным обучающимся в целях эффективного усвоения учебно-практического материала (школа), формирования устойчивых профессиональных навыков и умений (профессиональная подготовка).

У детей с нарушением интеллекта сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

 Целью коррекционного обучения и воспитания  детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

-   дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;

- воспитать  такие  личностные качества  как:  честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;

-   подготовить  детей  к  реабилитации в обществе.

Для реализации поставленных целей и задач обучения   необходимо  применение различных методов, приёмов  и педагогических технологий.  Среди  многообразия современных образовательных технологий  я    выбрала и хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют  лучшему усвоению и запоминанию учебного  материала обучающимися с умственной отсталостью.

Педагогические технологии:

  1. Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ).

Для   детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся

В своей практике я использую следующие  типы  урока для умственно отсталых детей:

-  урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);

- урок  практических занятий, отработка полученных знаний  (УМК Кирилла и Мефодия);

-  урок проверки  усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);

-  комбинированные уроки.

Приступая к  обучению детей с нарушением интеллекта,  я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности.  Из многообразия методов в своей педагогической практике с обучающимся я использую  те методы, которые, по моему  мнению,  наиболее полно решают задачи развития детей.

Словесные:

- метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);

- метод  иллюстраций (презентаций, слайдов);

- интернет ресурсы;

- интерактивная доска.

Наглядные:

- объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;

- рассказ (по слайдам, презентациям и  интерактивной доске).

Практические:

- упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)

- устные упражнения и  письменные упражнения;

- практические работы (использование тренажёров).

Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению  пройденного материала.

2.   Здоровьесберегающие технологии

 Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих  методик,  имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Принципы     здоровьесберегающих технологий:

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

В своей работе с учащимся стараюсь создать  атмосферу доброжелательности,  вселить веру  в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении, создаю ситуацию успеха.  

2. Развитие двигательной активности.

Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях  учреждения.   Провожу беседы по укреплению и сохранению здоровья («Азбука здорового питания», «Режим дня», «Правила закаливания»)

 3. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. Провожу  физминутки, гимнастику для глаз,  дыхательная гимнастику,  пальчиковую гимнастику, гимнастика для развития кистей рук, упражнения на релаксацию.

3. Игровые  технологии

Работая с ребёнком с нарушением интеллекта,  пришла к выводу, что в обучении такого ребёнка обязательно необходимо использовать игровые технологии.  

Игры проводим   в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по  зоопарку»), фантазий, когда ребёнок  сам придумывает встречи с животными.

   Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки,  коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут  в дальнейшей успешной адаптации  в современном обществе.

  1. Планируемые результаты коррекционной работы

         Результатом коррекции развития учащегося может считаться не столько

     успешное освоение им основной образовательной программы, сколько освоение

     жизненно значимых компетенций:

     - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и

     ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать

     в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и

     созданию специальных условий для пребывания в техникуме, своих нуждах и

     правах в организации обучения;

     - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной

     жизни;

     - овладение навыками коммуникации;

     - дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной

     организации;

     - осмысление своего социального окружения и освоение соответствующей

     возрасту системы ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Участие в стажировке

Стажировка по программе ФГБОУ ДО "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" "ФГБОУ ДО "ФЦДО" г. Москва...