Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
рабочая программа (3 класс) на тему

Клюева Татьяна Юрьевна

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий природный мир

Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета:

Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Занятий по окружающему природному миру формируют у обучающихся представления о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Целью обучения по предмету «Окружающий природный мир» является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основные задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа по предмету «Окружающий природный мир» включает разделы: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Темы уроков по предмету «Окружающий природный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «Речь и альтернативная коммуникация», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

на 2017\18 учебный год

1 четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1,2

Диагностика.

2

Свойства воды и песка. Действия с ними.

3

Растительный мир. Дерево.

1

Изучение нового материала

Обследование руками макета дерева. Ученик рассматривает художественное изображение дерева. Строение дерева: ствол, корень, ветки, листья. Ученик с помощью учителя пробует найти различные компоненты дерева. Прослушивание потешек про дерево с выполнением действий.

4

Растительный мир. Клен. Кленовый лист.

1

Изучение нового материала

Обследование пальцами рук кленового листа, кленовой ветки, «носиков». Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Исследование «носиков» клена. Упражнение «Покажи кленовый лист». Работа с рельефным изображением.

5

Временные представления. Изменения, происходящие в природе осенью. Признаки осени.

1

Комбинированный

Понятие осень, листопад. Обследование пальцами рук листьев различных деревьев. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Аппликация «Осеннее дерево». Слушание мелодии А.Вивальди Времена года. Упражнение «Листопад» - ученик пробует выполнить сам, при необходимости учитель помогает. Прослушивание потешки «Дует ветер нам в лицо» с последующим выполнением действий.

6,7

Животный мир. Домашние животные: кошка.

2

Комбинированный

Обследование игрушки кошки. Ребенок с помощью учителя показывает «части тела» кошки. Слушание голоса кошки, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением кошки. Игра «Как умывается кошка». Упражнение «Спрячь кошку в ее домик.» Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про кошку с выполнением действий под музыку.

8

Резервный урок.

1

        

II четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Растительный мир. Дуб. Дубовый лист.

1

Изучение нового материала

Обследование пальцами рук листочка дуба. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Упражнение «Покажи лист дуба». Работа с художественным изображением. Обследование пальцами рук желудя. Упражнение «Возьми желудь».

2

Растительный мир. Береза. Березовый лист.

1

Изучение нового материала

Обследование пальцами рук листочка березы и бересты. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Упражнение «Покажи лист березы». Работа с художественным изображением. Обследование пальцами рук «сережек» березы. Аппликация «Береза» с использованием природного материала – бересты.

3,4

Животный мир. Домашние животные: собака.

2

Комбинированный

Обследование игрушки собаки. Ребенок с помощью учителя показывает «части тела» собаки. Слушание голоса собаки, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением собаки. Упражнение «Спрячь собаку в ее домик.» Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про собаку с выполнением действий под музыку.

5

Растительный мир. Плодовые деревья. Яблоня.

1

Изучение нового материала

Обследование яблока: пальцами рук, по запаху, по вкусу, по форме. Ученик пробует зафиксировать взгляд на яблоке. Работа с художественным изображениями. Съедобные и несъедобные части яблока. Ученик пробует узнать яблоко по вкусу. Обследование ветки яблони. Ученик пробует сопоставить художественное изображение с предметом.

6

Растительный мир. Плодовые деревья. Пальма.

1

Изучение нового материала

Обследование грозди бананов пальцами рук. Ученик пробует зафиксировать взгляд на яблоке. Съедобные и несъедобные части банана. Ученик пробует узнать банан по вкусу. Работа с художественным изображениями. Ученик пробует сопоставить рельефное изображение с предметом. Обследование макета пальмы пальцами рук.

7

Временные представления. Изменения, происходящие в природе зимой. Признаки зимы.

1

Комбинированный

Понятие зима, снег. Обследование пальцами рук снега, льда. Работа с рельефным изображением снежинки. Ученик при помощи учителя вырезает снежинку из бумаги. Работа с художественным материалом по зимней тематике.

8

Резервный урок.

1

III четверть – 10 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Растительный мир. Плодовые деревья. Мандариновое дерево.

1

Изучение нового материала

Обследование веточки мандаринового дерева: пальцами рук, по запаху. Съедобные и несъедобные части мандарина. Ученик пробует узнать мандарин о по вкусу. Ученик пробует зафиксировать взгляд на мандарине. Работа с художественным изображением мандарина. Ученик пробует сопоставить художественное изображение с предметом.

2

Растительный мир. Плодовые деревья. Груша.

1

Изучение нового материала

Обследование груши: пальцами рук, по запаху. Ученик пробует зафиксировать взгляд на груше. Съедобные и несъедобные части груши. Ученик пробует узнать грушу о по вкусу. Работ с художественным изображениями. Ученик пробует сопоставить художественное изображение с предметом.

3,4

Животный мир. Домашние животные: свинья.

2

Комбинированный

Обследование игрушки свиньи. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у свиньи. Слушание голоса свиньи, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением свиньи. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь свинью в его домик.» Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про кошку с выполнением действий под музыку.

5,6

Растительный мир. Уход за комнатными растениями.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование пальцами рук цветка в горшке. Ученик пробует зафиксировать взгляд на цветке в горшке. Обследование листиков цветка, горшка. Строение цветка. Работа с художественным изображением цветка в горшке. Ученик с помощью учителя поливает цветок. Ученик с помощью учителя пробует протереть листочки цветка. Игра «Цветок растет». Обследование разных цветов по запаху. Ученик пробует с помощью учителя взять горшок двумя руками и переставить его на другое место. Аппликация «Цветок в горшке».

7

Временные представления. Изменения, происходящие в природе весной. Признаки весны.

1

Комбинированный

Природа просыпается. Ученик при помощи учителя обследует на веточке почки и молодые зарождающиеся листочки. Ученик пробует зафиксировать взгляд на веточке с молодыми побегами. Аппликация «Весеннее дерево». Игра «Улыбнемся солнышку» - ученик пробует улыбнуться когда учитель говорит про солнце.

8

Растительный мир. Ландыш.

1

Изучение нового материала

Обследование цвета по форме, размеру, запаху. Работа с художественным изображением. Ученик с помощью учителя собирает весенний букет и ставит его в вазу.

9,10

Резервный урок.

2

IV четверть – 8 занятий

N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1,2

Животный мир. Домашние животные: корова.

2

Комбинированный

Обследование игрушки коровы. Ребенок с помощью учителя показывает «части тела» коровы. Слушание голоса коровы, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением коровы. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь корову в ее домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про корову с выполнением действий под музыку.

3

Растительный мир. Ива. Ивовый лист.

1

Изучение нового материала

Обследование пальцами рук ивового листа, ивовой ветки. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Упражнение «Покажи ивовый лист». Работа с художественным изображением. Ученик пробует сопоставить художественное изображение и реальный предмет. Чтение детских стихотворений.

4

Растительный мир. Лист рябины. Рябина.

1

Изучение нового материала

Обследование пальцами рук ягодок рябины, листа. Упражнение «Покажи лист рябины». Работа с художественным изображением. Ученик пробует сопоставить художественное изображение и реальный предмет. Чтение детских стихотворений. Игра «Собери ягоды». Работа с пластилином «Гроздь рябины».

5

Животный мир. Кормление птиц.

1

Изучение нового материала

Чтение фрагмента сказки «Дюймовочка». Обследование птицы (игрушки) пальцами рук. Работа с художественным изображением. Обследование кормушки пальцами рук, рассматривание ее. Игра «Что едят птички». Ученик совместно с учителем пробует положить корм в кормушку для птичек.

6

Временные представления. Изменения, происходящие в природе летом. Признаки лета.

1

Комбинированный

Обследование летних ягод: клубника. Ученик выбирает холодную и теплую воду, горячий (в меру) и холодный камень – горячий на солнце нагрелся, холодный лежал в тени, без солнца. Ученик совместно с учителем надевает на себя панаму. Ученик пробует надеть панаму на куклу.

7,8

Резервный урок.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...