"Формирование навыков беглого чтения"
методическая разработка на тему
Выступление на МО."Формирование навыков беглого чтения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 478.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения.
Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
П о мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Овладение звуко-буквенными обозначениями На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
Послоговое чтение анализ, синтез, оперативная память, устойчивость , переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи .
Ступень синтетического чтения Высокая степень развития внимания, памяти , мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка .
Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов произносимых в минуту. Правильность чтения выступает как условие обеспечения восприятия слова в пределах его лексического значения Беглость . Правильность
Правильность чтения – основа беглости, а беглость в сочетании с правильностью – основа сознательности чтения. Выразительность чтения неосуществима при недостаточном развитии хотя бы одного из трёх других качеств.
Таким образом , чтение – это не простое присоединение слов и частей читаемого текста друг к другу, а схватывание целых отрезков текста, характер которых определяется смыслом читаемого.
Беглость чтения зависит от биологических (генетических) качеств личности: от темперамента, быстроты реакции , качества зрения и слуха. Нормальной беглостью является темп, который соответствует темпу обычной устной речи ребёнка.
карандаш К Р Н Д Ш … ТОДИ ….. ПРЕ … … СКОГО …ЗЫК… методика преподавания русского языка.
Замедленный темп чтения – враг понимания .
М едленное чтение приводит к тому, что чем больше дети учатся, тем больше они тупеют. Они обречены на зубрёжку, ненависть к учебному труду . В.А.Сухомлинский
Медленное чтение приводит к тому, что чем больше дети учатся, тем больше они тупеют. Они обречены на зубрёжку, ненависть к учебному труду. В.А.Сухомлинский.
Важнейшим условием формирования навыка чтения является опережающее формирование поля зрения При слоговом чтении увеличивать поле зрения до слова, при переходе на чтение целыми словами – до словосочетания и предложения. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок схватывал за одно движение глаза на первых порах слог, затем слово. Достичь этого можно только через создание банка « зрительных образов слов».
Следует как можно быстрее переводить ребёнка на чтение целыми словами, ибо слово является единицей восприятия текста. При обучении чтению необходимо учитывать генетические особенности ребёнка .
Факторы, тормозящие развитие беглости чтения и приемы их устранения 1. Неразвитость артикуляции Скороговорки . Чайные чашки в печали, Звеня и бренча, застучали. На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по два гроша.
во-первых, показать подбор дыхания и правильное его расходование при чтении предложения так, чтобы следующий вдох соответствовал паузе в конце предложения. во-вторых, использовать долгоговорки . Возле горки на пригорке встали 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка … (и так досчитывается до 33-х) Первоклассник должен на одном дыхании «насчитывать» 15 Егорок. Четвероклассник – 33 . . 2. Неритмичность дыхания
3. Трудные слова Слово выписывается на доску, делится на слоги вертикальными чертами, прочитывается по слогам, затем целым словом . Чтение слова с плаката, который демонстрируется в течение 1-2 секунд . В этом случае мобилизуется зрительная память, и слово схватывается за одно движение глаза, как буква. Чтение слов с указкой. Слово печатается на доске, учитель прочитывает, одновременно ведя указкой, и показывает, где можно сделать остановку.
а) Выщипывание буквы из листа мягкой, рыхлой бумаги. б) Вычёркивание изученной буквы из текста. в) Чтение прямого слога с транспаранта, наборного полотна, слоговой таблицы, буквенной матрицы. г) Слого - буквенный анализ слов, который присутствует практически на каждом этапе каждого урока д ) Сопоставление букв по внешнему виду е) Сопоставление напечатанного слова и изображение предмета, обозначаемого этим словом. ж) Чтение слога с транспаранта и договаривание его до слова. . . 4. Слоговое чтение
. . 5. Чтение вслух без отработки чтения про себя Показ образца чтения. Заучивание на память . Развитие объёма зрительного восприятия, развитие зоркости, периферического зрения. Осмысленное скоростное списывание .
. . 6. Зрительные диктанты Демонстрируется карточка со словом или предложением, дети прочитывают его, а затем записывают. Демонстрируются несколько карточек со словами или несколькими предложениями, а потом записывается весь блок.
. . 7. Чтение по «верхам» На плакате записывается слово (предложение) и закрывается нижняя часть записи. Далее работают так, как при проведении обычного зрительного диктанта.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/05/picture-7638.jpg)
Формирование навыка беглого, выразительного ,осознанного чтения
Презентация содержит основные тезисы выступления на методическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/01/picture-4334-1685621429.jpg)
«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....
Формирование у учащихся младших школьников навыков беглого чтения
Рекомендации родителям первоклассников для работы по увеличению скорости чтения детей и формированию у них интереса к чтению....
Пути формирования навыка беглого чтения
В статье представлен материал, который может быть полезен для работы по формированию у младших школьников навыка беглого чтения....
Формирование навыков беглого чтения у младших школьников
Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает в...