Формирующее оценивание.
статья по теме

Формирующее оценивание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formiruyushchee_otsenivanie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

  1. стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  
  2. диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  
  3. проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
  4. формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  
  5. мощный мотив учебной деятельности учащихся;  
  6. изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Что требуется: разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

  • устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
  • позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
  • позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.

Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат. 

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования,
  • в центре внимания то, как ученики приобретают знания,
  • является ключевым профессиональным навыком педагога
  • обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,
  • развивает способность к самооценке и взаимооценке,
  • отражает все образовательные достижения
  • должна быть постоянным элементом урока

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык
  • сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

  • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);
  • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
  • критерии известны учащимся заранее;
  • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
  • критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей 
  • оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание проекта "Мир добрых волшебников"

Оценивание  деятельности в проекте  признан эффективнейшим методом обучения при деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания. Организация такого оценивания  показана в данной...

Эффективная организация проекта через формирующее оценивание

Что  поможет учителю замотивировать участников будущего проекта к деятельности? Что поможет организовать самостоятельную работу в проекте и правильно её скорректировать и оценить? Метод формирующ...

Формирующее оценивание в начальной школе

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...