Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ДЦП
статья на тему

Никитина  Елена  Викторовна

     В  статье  описывается  материально-техническое обеспечение образовательного  процесса  детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialno-tehnicheskoe_obespechenie_uchebnogo_protsessa.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материально-техническое обеспечение образовательного  процесса  детей с ДЦП

Общая  

характеристика

ДЦП

        

Характеристика ДЦП

       При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений, которые могут быть единичными или сочетанными.    

       Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами:

  • напряжение мышц;
  • спастическое сокращение мышц;
  • разнообразные движения непроизвольного характера;
  • нарушения походки; ограниченная подвижность.

       Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности.

       Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, дыхания, трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении.

       Детский церебральный паралич не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным - оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани.

     

Формы  ДЦП

      Спастическая  диплегия

       Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

       Гемиплегическая форма

       Спастическая   гемиплегия,   гемипарез        характеризуется односторон- ним   нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются эпилептические приступы.

      Двойная гемиплегия

       Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук затрудняет самообслуживание и простую трудовую деятельность.

       Гиперкинетическая форма

       Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония, дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Такие дети благополучно заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности.

       Атонически-астатическая форма

       Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и моз-жечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП отмечается снижение интеллекта.

       Вывод: Диагностировать конкретную форму ДЦП может только врач-специалист. Особенно важно организовать взаимодействие педагогов, врачей и родителей для составления реабилитационной карты ребёнка, его индивидуальной программы обучения и развития.

Особенности  интеллектуальной  деятельности  детей  с  ДЦП

1  группа

       Более  выражено  недоразвитие  корковых  функций  по  сравнению  со  степенью  снижения  интеллекта. Выражены  церебрастенические  нарушения. Характерные  нарушения  в  проявлениях  функционально-динамических  нарушений  работы  мозга:

       -повышенная  психическая  истощаемость  (церебрастения)  проявляется  по-разному  (заторможенность  или  двигательное  беспокойство - обычно  к  концу  уроков,  во  второй  половине  дня);

       -инертность  психической  деятельности  (стереотипность  действий,  затруднена  переключаемость);

       -замедленность  всех  психических  процессов  (восприятия,  памяти,  мышления  и  пр.).

       Несмотря  на  функционально-динамическую  ослабленность,  интеллект  считается  в  норме  более  чем  у  50 %  учащихся.  Они  хорошо  усваивают  массовую  программу  при  соблюдении  принципа  щадящих  условий (охранительного  режима).  

2  группа

        Неравномерность  психического  дефекта  с  преимущественным  нарушением  целенаправленной  деятельности,  поведения,  эмоционально-волевой  сферы.

       Характерные  проявления  ЗПР  при  ДЦП  (кроме  тех,  что  в  первой  группе):

       -малый  запас  знаний  и  представлений  об  окружающем  мире;  специфическая  обедненность    и   недиффиренцированность  понятий - при  относительной  сохранности  отвлеченного  мышления;

      -несформированность  умственных  действий  и  возможность  использования  помощи  со  стороны.

       ЗПР  носит  вторичный  (побочный)  характер,  поэтому  есть  все  возможности  к  активной  коррекции  мыслительной  деятельности  данной  группы  детей  (активное  формирование  психических  функций,  побуждение  их  к  развитию).

       3  группа

       Дети  с  интеллектуальной  неполноценностью  (более  10 %0  при  ДЦП).

В  данном  случае  наряду  с  органическими  поражениями  двигательных  зон  имеется  органическое  поражение  всей  коры  головного  мозга,  а  именно:

       -к  инертности  нервных  процессов  (замедленность,  застойность,  сниженная  переключаемость);

       -к  слабости  замыкательной  функции  коры  головного  мозга  (трудно  вырабатываются  новые  рефлексы,  снижение  памяти,  забывчивость);

       -к  ограниченности  восприятия  нового  (порционность,  дозированность  восприятия  материала);

       -к  снижению  активности  психики  (побуждение  извне  к  познавательной  деятельности).

       

       Общее  для  всех  групп:

       1  Неравномерный  характер  психического  развития  при  ДЦП  (мозаичность:  одни  сферы  развиты,  другие - нет).

       2  Трудности  в  формировании  психических  функций  сочетаются  с  задержкой  формирования  ряда  высших  корковых  функций.

       3  Нарушение  деятельности.

       4  Аномальное  формирование  личностных  проявлений.  Формирование  личности  детей  с  ДЦП  происходит  в  сложных  условиях.  Личность  формируется  на  патологически  измененной  "почве"  в  виде  церебрально  органической  недостаточности.  Большая  роль принадлежит  также  реакции  личности  на  свой  дефект  (физическую  неполноценность),  реакции  окружающих  (условия  воспитания - по  типу  "Кумира",  по  типу  "Золушки")

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в классах для  детей  с  ДЦП

Архитектурная среда

Внеучебное пространство

Учебное пространство

• специально приспособленное для проезда здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления);

• приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);

• адаптированные туалеты

• расположение парт с возможностью  проезда  коляски

• зона для релаксации

 

    Архитектурная среда

       Для получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия.    

       Первое условие — это необходимость моделирования специальной предметно-развивающей среды, которая определяет интенсивность воздействия окружающего мира на ребенка и обеспечивает его комфортное и безопасное жизненное пространство. Пространственная и предметная организация среды облегчает адаптацию ребенка к изменяющимся обстоятельствам жизни и создает оптимальные для него условия усвоения образовательных программ и технологий.

      Вход в школу 

      Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу. Пандус должен быть достаточно пологим  и  отвечать  следующим требованиям: уклон пандуса (соотношение высоты подъема пандуса (H) к длине протекции наклонного участка пандуса (L)) не

должен превышать 12 градусов. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Его высота должна быть не менее 5 см. Поручни устанавливаются по обеим сторонам пандуса на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов — 50 см. Удобнее всего поручни круглого сечения с диаметром не менее 3 и не более 5 см. Длина поручней должна быть больше длины пандуса на 30 см с каждой стороны пандуса.

       Вдоль коридоров должны  быть  сделаны   поручни по всему периметру, чтобы ребенок, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе.

     

Медицинское сопровождение

       Цель образовательного учреждения: Создание в образовательном учреждении специальной коррекционно-развивающей и здоровьесберегающей среды с целью повышения качества и доступности  образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Цель медицинского отделения на базе образовательного учреждения: проведение лечебно-оздоровительных мероприятий без отрыва учащихся от учебного процесса, снижение общей заболеваемости и уменьшение числа пропусков по болезни и по проведению курсов лечения основного заболевания на базах городских учреждений;

       Так как хронические заболевания у детей являются врождёнными или полученными в раннем детском возрасте, и находятся в состоянии сформировавшегося дефекта, задача – за счёт проводимых лечебных и оздоровительных мероприятий в учреждении без отрыва от учебного процесса, не допустить ухудшения в состоянии здоровья детей, добиться стойкой ремиссии.

        Учитывая большое количество детей с патологией опорно-двигательного аппарата, которая затрудняет лечение в амбулаторных условиях, и наличие у ребёнка сразу нескольких хронических заболеваний, лечебно-профилактическая и противорецедивная терапия должна быть постоянной и  комплексной.

В состав мед. блока входят:

- кабинет врача;

- кабинет заведующей медицинским отделением;

- приемная;

- процедурный кабинет;

- прививочный кабинет;

- две боксированные палаты;

- физиотерапевтический кабинет;

- кабинет теплолечения;

- кабинет электросна;

- кабинет энтеральной оксигенотерапии.

- кабинет окулиста

- ингаляторий.

       В набор лечебно-оздоровительного комплекса входят: наблюдение врачей-специалистов: педиатра, невролога, офтальмолога, психиатра, лечебный массаж, физиотерапевтическое лечение, теплолечение (озокерит – парафин); медикаментозная терапия; аппаратное плеоптическое и ортоптическое лечение зрения.

Организация питания

       Правильное и сбалансированное питание с достаточным поступлением пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. От характера питания зависит состояние костной ткани, связочного аппарата, «мышечного корсета» ребенка.

       Для организации питания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо предусмотреть несколько аспектов:

-оздоровительный компонент: предусматривает составление меню с витаминизацией и составление индивидуального меню для детей-аллергиков с исключением и заменой продуктов, а также для детей с эндокринными заболеваниями;

-психологический компонент связан с созданием комфортных условий  приема пищи:

-сервировка стола;

-организация проезда коляски к столу;

-использование специальных столовых приборов, помогающих детям с ДЦП принимать пищу;

-помощь взрослого (педагога, родителя) во время приема ребенком пищи;

-формирование доброжелательного общения детей.

   Специальное оборудование для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 

Специальное оборудование

Внеучебное пространство

Учебное пространство

• средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трех-колесный велосипед (с мотором и без него);

• средства,  облегчающие  самообслуживание детей  (специальные  тарелки,  чашки,  ложки);

• оборудование сенсорной  комнаты  для  релаксации;

• микроавтобус с подъемником

• специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно- гигиеническим требованиям и особенностям детей;

• тренажеры для развития манипулятивных  функций рук;

• средства, помогающие разговаривать, писать, читать, говорить по телефону;

• зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор);

• оборудование класса муль-тимедийным проектором, компью-тером

       В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для детей с церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом:

• специально приспособленное здание (пандусы; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления);

• специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть недостаточную координированность и устойчивость детей). В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов, необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и расположить на них различные валики, подушечки и т. п.;

• средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и без него); автомобиль, приспособленный для инвалида (управление, подъемник для посадки), подъемники для пересаживания и др.;

• ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;

• специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей;

• средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

• тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

• приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны);

• адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов;

• средства, помогающие разговаривать, писать, читать говорить по телефону; приборы коммуникации; средства альтернативной коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если есть зрительные нарушения);

• компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных;

• подъемники, велотренажеры, коврики;

• зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор);

• оборудование сенсорной комнаты для релаксации;

• оборудование класса мультимедийным проектором, компьютерами;

• микроавтобус с подъемником

Вспомогательные приспособления для детей с ДЦП

       Ребёнку с детским церебральным параличом во всех сферах его жизни нередко  требуются специальные приспособления. Даже для того, чтобы ребенок мог просто сидеть и стоять, ему необходима адаптированная мебель.

       Конкретные приспособления применяются исходя из типа паралича и степени нарушения координации, равновесия и моторики.

 

Приспособления  для  мобильности  детей  с  ДЦП

Костыли

Трость

Сиденье  

Ходунки

Параподиум

Инвалидные  кресла

Ортопедическая  обувь

Приспособления  для  развития  детей  с  ДЦП

Туторы

        

Вертикализатор

        

Велосипед для детей с ДЦП

        

Мебель

Тренажеры

       В случае с детьми с ДЦП к тренажерам можно отнести и ходунки, и вертикализаторы, и  параподиум        любое приспособление, позволяющее малышу проявлять активность. 

       Тренажеры в классическом понимании в основном устроены по принципу велотренажеров.

       Самыми  продвинутыми  являются  модели  с  электроприводом,  благодаря   которому  педали крутит сам тренажер, но при этом сохраняется положительный эффект физической активности - укрепляются и расслабляются мышцы.

Приспособления  для  развития  мелкой  моторики

Гигиенические  приспособления  для детей  с  ДЦП

Приспособления  на  посуду  и  столовые  приборы

 

Кресла-сиденья для ванны

       Кресло-сиденье для ванны помогает родителям купать ребёнка. Каркас выполнен из алюминия. сиденье - из влагостойкого материала.            Кресло-сиденье оснащено фиксирующими ремнями, позволяющими безопасно разместить ребёнка, и имеет регулировку угла наклона, чтобы поза была удобной.

Кресла-туалеты

       Кресло-туалет избавляет родителей от необходимости переносить ребёнка из кресла в туалетную комнату. Оно представляет собой кресло со съемным санитарным устройством и полным набором ремней и упоров для фиксации ребёнка.

Список  литературы

1.        Абкович А. Я. Изучение уровня готовности образовательных учреждений разного типа к обучению детей с церебральным параличом // Коррекц. педагогика. - 2014. - № 4.

2. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с

отклонениями в развитии.  М.: Астрель, 2008  

4.        1. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским  церебральным параличом. М., Альфа. 2000.

5.        Левченко И. Ю. Современные проблемы организации обучения детей с церебральным параличом // Коррекц. педагогика. - 2014. - № 1.

6.        Рекомендации для руководителей ОО по созданию специальных образовательных условия для детей с ОВЗ // Здоровье детей. - 2014. - № 10. - С. 46-50, № 12.  

7.        Родак Е. В. Школа комфортного обучения / Е. В. Родак, В. П. Русецкая // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. - 2009. - № 3.  

8.        Симонова Т. Н. Специальные психолого-педагогического условия воспитания и обучения детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекц. педагогика. - 2008. - № 1.

9.        Симонова Т. Н. Специальные психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекц. педагогика. - 2008. - № 4.

10.     Иллюстративный  материал – сеть  Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объекты и средства материально - технического обеспечения по учебным предметам начальной школы

Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования....

Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)

Описание учебно- методического  и материально – технического  обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)...

Материально-техническое обеспечение ФГОС НОО.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная инновационная образовательная система представляет собой систему разнообразных образовательных ресу...

Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета

Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета...

Материально-техническое обеспечение кабинета начальных классов

Материально-техническое обеспечение кабинета начальных классов...