Эссэ "Я - учитель основ православной культуры"
материал на тему

Волкова Анна Александровна

Мотивы выбора учительской прфессии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учитель года Кубани» в 2018 году

(основы православной культуры)

«Я – учитель основ православной культуры»

С самого детства я мечтала стать учителем начальных классов. Помню,  как в те времена собирала детей с улицы  у себя дома, открывала дверцу шкафа (на ней было удобно писать мелом), брала в руки книжку и начинала изображать учителя. Что-то им рассказывала, показывала, как пишутся буквы и цифры, вызывала к «доске», ставила оценки. Мне это очень нравилось. Дети, которых я учила, были младше меня. Я тогда училась, кажется, в четвёртом классе. Вскоре эта игра стала любимой игрой и у моих младших друзей. Они уже стали приходить ко мне в гости с тетрадками и ручками, заранее  зная, во что мы будем играть.

Шло время, я взрослела. Менялись мои увлечения, ценности в жизни, но желание стать учителем оставалось неизменным.

Безусловно,  в выборе профессии огромную роль сыграла моя первая учительница, Стыценко Нина Ивановна. Она для меня была и учитель, и воспитатель, и наставник и помощник, защитник и вдохновитель, который помог мне приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помогла  раскрыть и проявить мои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью.

Я, не отступая от своей мечты, поступила в колледж, затем в институт и получила специальность, которая позволила мне стать учителем начальных классов.

Профессия учитель начальных классов  для меня – это особая специальность, перед которой выдвигаются достаточно большие требования и задачи. Только она, по моему мнению,  решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка.

Мне, как молодому специалисту, учителю начальных классов, спустя год работы в школе,  предложили  вести новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который,  исходя из выбора родителей учащихся в моей школе,  преподавался по модулю «Основы православной культуры» в четвёртых классах.  Спустя год, я поняла, что, так как в настоящее время очень большая ответственность ложится на плечи учителя по гражданско-патриотическому и духовному воспитанию детей, то изучение этого предмета играет важную роль в этом процессе.

Введение во всех общеобразовательных школах страны комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стало

большим шагом  в работе по воспитанию и формированию духовно-нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения на христианских ценностях.

Вспомним об  отношении Бога к детям православии:

- Бог говорит, что дети – это наследие и оружие царства Божьего;
- дети - благословение. Бог заповедал, чтобы Земля наполнялась детьми;
- Царство Небесное приготовлено для детей;
- Бог принимает ребенка таким, какой он есть;
- каждый из детей настолько ценен в глазах Божьих, что Иисус умер за него.

Но, к сожалению, отношение мира и его влияние на детей подчас совсем иное. Да, родители хотят видеть своих детей счастливыми. Но мирская система ценностей учит, что чем больше есть у человека, тем счастливее он, и родители покупают множество игрушек и конфет, чтобы дети были счастливы, при этом роль няньки выполняет телевизор или компьютер. Современная молодёжь, в большинстве своём, предпочитает книгам компьютеры, классической литературе – фантастику и боевики; учёбе, работе и служению – игры и праздность.

В беседе с детьми о материальных и духовных ценностях на уроках ОПК, обычно приводится огромное количество примеров ценностей материальных. Это «крутые» машины, золото, деньги и т.п. А вот с духовными - сложнее. Только после подсказки учителя дети называют такие понятия, как дружба, любовь, семья.

Знакомя детей с православной культурой, мы формируем самые лучшие качества, как бы закладывая фундамент доброты, основанный на других ценностях - христианских, таких как:  любовь к Богу, любовь к ближним, заповеди Божьи, Таинства Церковные, молитва, семья, христианские традиции и обычаи.

В последние годы, к сожалению,  утеряны многие ценности семейной педагогики, и семья не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны это объясняется социальными переворотами и экономическими трудностями, с другой - безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять внимание их маленькой, но очень важной жизни.

Школьная программа сегодня предусматривает различные семейные проекты, конкурсы, создание портфолио, которые, в большинстве своём, заставляют родителей уделять внимание своим детям, заниматься с ними.

Святитель Тихон Задонский особо подчеркивал, что образованием и воспитанием детей, необходимо заниматься в самом раннем возрасте. Именно поэтому я выбрала профессию учителя начальных классов, а позже и учителя основ православной культуры. Ведь учитель – это человек, от которого во многом зависят судьбы его воспитанников.

        Итак, моя мечта сбылась, я работаю в школе учителем начальных классов, преподавателем модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКСЭ. Главным принципом своей деятельности считаю построение демократических отношений между учителями и учениками, своим классом, старшими и младшими школьниками, родителями учащихся. Считаю, что только в доброжелательной атмосфере может полностью реализовать свой потенциал талантливый педагог и раскрыться любой, даже самый «слабый» ученик.

        Чтобы научить детей грамотно писать, быстро считать и жить по общечеловеческим правилам, приходится тратить много времени, сил и энергии. В материалах одного из интернет-сайтов, я наткнулась на размышления по поводу учительской профессии, они меня очень заинтересовали. Там говорилось о том, что рабочий день учителя по эмоциональному напряжению походит, пожалуй, на сумасшедший день главного диспетчера какого-нибудь сильно перегруженного международного аэропорта в тяжелых метеоусловиях (… то взлет, то посадка, то снег, то дожди…). Такой диспетчер до зубов вооружен сложнейшей техникой, которая помогает в его работе, учитель же может полагаться только на самого себя. А по точности подхода к делу, ювелирности и индивидуальности работу учителя можно сравнить с тончайшей работой скальпеля нейрохирурга: небольшая неточность и исправить положение уже невозможно… Но у хирурга есть возможность сотни раз промоделировать ситуацию, до мельчайших подробностей проработать ее, а душу ребенка никакому моделированию подвергнуть нельзя. Учителю тысячи раз приходится искать все новые и новые подходы, молниеносно принимать стратегические и тактические решения, тонко подбирать ключики к умам и сердцам учеников.

Я задумалась, и вспомнила слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь», и решила, что если хочешь стать действительно хорошим педагогом, то нужно следовать этому правилу, но не умом, а сердцем.

Несомненно, в профессии учителя есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести: общение с детьми, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: стрессовые ситуации, недостаток времени на свою собственную семью, порой упадок сил. Поэтому соглашусь с высказыванием "учитель - это не профессия, учитель - это призвание». От этой профессии зависит столько всего! Сто раз слышала истории, что человек выбрал свою профессию, потому что был учитель, который заинтересовал его в этом предмете. То же самое случилось и в моей жизни.

В Древней Греции педагогом называли раба, в обязанности которого входило водить ребенка в школу. Но я считаю, что призвание учителя состоит в том, чтобы вести ребенка по жизни...

Учитель начальных классов, преподаватель курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» МАОУ СОШ № 1 Волкова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с учебным материалом на уроках Основ Православной Культуры.

Презентация в помощь учителям дла организации работы с учебной статьёй....

Методическая разработка урока основ православной культуры

Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса  первого года обучения основам православной культуры с использованием   методического  пособия  Л. Л. Шевчен...

Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках кружка основ православной культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....

Реализация основ православной культуры в учебном процессе.

Данный материал используется для выступления на педсовете с целью знакомства с новым предметом....

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

ЭССЕ на тему: «Я – учитель основ православной культуры»

ЭССЕ на тему: «Я – учитель основ православной культуры»...

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры.

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры....