Работа в рамках "Школа эффективного родителя"
материал на тему

Трушкова Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Учите ребенка выражать эмоции мимикой и жестикуляцией

У зрячих детей мимика формируется по подражанию взрослым. А ребенок с нарушением зрения не видит того, что происходит на лицах у родителей в той или иной ситуации, поэтому мимика у него обычно маловыразительная или вовсе отсутствует. Первая улыбка как у зрячего, так и у слепого малыша естественным путем появляется примерно в два месяца. Если у него не возникнет ассоциации улыбки с положительными эмоциями, то улыбка и другая мимика могут исчезнуть с лица ребенка и их придется «восстанавливать» на занятиях у тифлопедагога, а это процесс достаточно сложный.

Давайте ребенку с нарушением зрения «посмотреть» ваше лицо с помощью рук, когда оно отражает разные эмоции. Помогите ему внимательно обследовать его. Объясните, в каких ситуациях на лице возникает подобная мимика. Тактильное обследование лица взрослого является для слепого ребенка единственным способом узнать, как проявляются эмоции на лице человека. Но нужно следить за тем, чтобы малыш понимал, что трогать лицо можно только по обоюдному согласию того, кто хочет посмотреть, и того, у кого хотят посмотреть.

Проблемы с мимикой могут быть и у слепых детей, имеющих форменное (предметное) зрение, а также у слабовидящих детей. Ребенок может зрительно различать людей, и поэтому может показаться, что он видит достаточно хорошо. Но на самом деле он не видит на расстоянии мимику людей, направление взгляда и т. д. Для таких детей лицо человека выглядит как набор темных пятен. Поэтому детям с плохим зрением тоже нужно давать возможность тактильно осмотреть проявление различных эмоций на лице, особенно, если вы заметили, что у ребенка скупая, маловыразительная мимика или она вообще отсутствует.

У детей — инвалидов по зрению часто возникают трудности и в использовании жестов. Только подумайте, сколько информации мы сами выражаем жестами и сколько получаем информации от жестов людей! Это покачивание головой в знак согласия или отказа, взмах рукой в знак приветствия или прощания, пожимание плечами, поднятый большой палец, демонстрирование кулака и многие другие жесты.

Важно формировать у ребенка даже такой навык, как поворот головы и лица в сторону человека, с которым он разговаривает. На это надо специально обращать внимание малыша. Также нужно приучать его во время выполнения практических действий поворачивать лицо и немного наклонять голову к рукам. Помните, что для адаптации в социуме ребенок с нарушением зрения должен уметь вести себя так, как ведут себя зрячие люди. Иначе он будет выглядеть нелепо, особенно для людей, которые никогда не сталкивались с инвалидами по зрению.

Поэтому приучать детей к жестикуляции нужно с раннего возраста, чтобы она стала для них совершенно естественной и непринужденной. Высшим уровнем владения жестами и мимикой является их свободное использование в ходе общения. Кстати, зрячих детей тоже специально обучают жестам: «Бабушка пошла в магазин. Помаши бабушке ручкой». После таких тренировок ребенок начинает сам использовать жесты. Отличие в том, что зрячий ребенок может овладевать различными жестами, подражая взрослым, а слепого ребенка нужно этому специально обучать.

Например, положите руки ребенка себе на плечи и покажите ему, как вы пожимаете плечами, когда говорите «не знаю». Обучать жестам можно специально в свободное время, но лучше непосредственно тогда, когда этот жест применим, чтобы ребенок понимал, когда уместно его использовать. Вы можете показать ребенку жесты, а потом, когда возникнет подходящая ситуация, напомнить ему жест и попросить продемонстрировать движение. Отрабатывать жесты и мимику можно во время ролевых игр с ребенком.

В детских садах и школах есть специальные (коррекционные) занятия под названием «Мимика и пантомимика». На этих занятиях тифлопедагоги специально занимаются развитием мимики и жестикуляции. Но не следует полностью полагаться только на эти занятия и думать, что в школе ребенка всему научат. Корректировать навыки всегда сложнее, чем вовремя их формировать. Помните, что для ребенка родители являются очень важными учителями.



Предварительный просмотр:

Тренинг

Обучение слепых аутичных детей коммуникации при помощи языка жестов

Наш тренинг по синхронной коммуникации состоит из четырех последовательных этапов, каждый из которых адаптирован к потребностям ребенка и его возможностям.  Основные этапы включают в себя следующее:

а) В неформальной, игровой среде мы помогаем ребенку сформировать  понятие о связи жеста и слова. Обучение идет в натуральной среде, все слова подаются в контексте их употребления. При обучении ребенку  демонстрируют необходимый жест и при этом  произносят соответствующее ему слово. Расчет идет на то, что ребенок сможет «увидеть» наш жест и самостоятельно воспроизвести его (так же мы полагаем, что он/она владеет навыками понимания речи). На начальных этапах тренинга мы иногда вынуждены «складывать» из пальцев ребенка необходимый жест, после того, как продемонстрируем его сами. Правда, в одном случае ребенок сумел сымитировать первые жесты, и нам удалось ограничиться только демонстрацией, не прибегая к полной физической подсказке.

б) После окончания первого этапа мы попытаемся  проверить у ребенка  навыки рецептивной речи. Для этого будем просить его продемонстрировать  понимание изученных жестов, указывая, или выбирая необходимый предмет, или демонстрируя определенные действия (для глаголов). Здесь мы полностью полагаемся на способность ребенка «читать» наши жесты.

с) Так же мы просим ребенка «назвать» объект при помощи нужного жеста, или слова, и сопровождающего его жеста.

д) И последний этап, то, к чему мы в конечном итоге стремимся,  представляет собой создание ситуаций, мотивирующих ребенка к самостоятельной коммуникации при помощи жестов, слов, или того и другого. Или, в случае неудачи, поиск других ситуаций, внешних и внутренних стимулов, способных побудить ребенка к  коммуникации при помощи соответствующих жестов. Само собой, любые спонтанные вокализации при обучении коммуникации так же поощряются.

Основные модальности (подсказки), используемые при обучении языку жестов слепых и зрячих аутичных детей.

Категории речи.

Стимул-реакция.

Модальности.

Модальности для слепых.

Рецептивная.

Жест для восприятия или демонстрации.

Слово для восприятия или произнесения.

Визуальная. 

Аудтиторная.

Визуальная и аудиторная.

Тактильно-кинестетическая.Аудиторная.

Тактильно-кинестетическая и аудиторная.

Репродуктивная.

Жест для имитации.

Складывание руки ребенка в жест.

Визуальная

Визуальная и тактильно-кинестетическая

 

Тактильно-кинестетическая. _____

 

Elicited = вызванная, обусловленная.

Объект, который ребенок может попросить жестом. Словесное обращение, на которое ребенок может отреагировать.Объект и словесное обращение.

Визуальная

Аудиторная

Визуальная и аудиторная.

Аудиторная.

Аудиторная и тактильно-кинестетическая.

Спонтанная.

Визуальный, тактильно-кинестетический, или аудиторный 

контекст, который может вызвать обращение при помощи жеста. 

Визуальная.

Тактильно-кинестетическая.

Аудиторная.

 

Тактильно-Кинестетическая.

Аудиторная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...

Статья из опыта работы. "Мастер-класс - эффективная форма объединения и обучения учителей"

              В статье рассказывается о мастер-классе, как  одной из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в ...

Протоколы МО. Планы работы МО специалистов школы КУ "НОСШ". Протоколы "Школы эффективного родителя".

Здесь представлены планы работы школьного методического объединения специалистов коррекционно-развивающей направленности казенного учреждения ХМАО-Югры "Нижневартовской общеобразовательной санато...

Школа эффективного родителя "Играют дети - играем вместе"

В данной презентации приведены примеры игр, в которые можно легко и непринужденно играть со своими детьми дома....

Программа дополнительного образования взрослых "Школа эффективного родителя"

laquo;Школа эффективного родителя» создается для оказания психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Цель ее функционирования заключается в сохранении семьи для особого реб...

Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"

Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....