Статья "Формирование музыкальной культуры школьника"
статья на тему

Проценко Наталья Андреевна

В этой статье говорится о формировании музыкальной культуры школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_muzykalnoy_kultury_shkolnikastatya.docx15.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального  образования

Проценко Наталья Андреевна

«Формирование музыкальной культуры школьника»

« Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет», - сказал немецкий поэт Л. Тик. Музыка звучит повсюду.

Она звучит с экрана телевизора, с монитора Компьютера, на концертной эстраде и т.д.

Популярная музыка часто служит для развлечения, для отдыха. Классическая музыка звучит реже.  Но чаще всего её можно услышать на уроке музыки в школе, где ей придается большое значение. Урок музыки призван развивать детей, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Главное условие успешного обучения - заинтересованность детей, их живое эмоциональное отношение к музыкальному искусству. А интерес к музыкальному искусству является одним из главных показателей духовно- нравственной культуры человека. Музыка имеет возможность развивать пространственное и ассоциативное мышление, может стимулировать работу мозга. Она  развивает память, трудолюбие, терпение, может совершенствовать эмоции. Оказывает воздействие на психику и здоровье ребенка. Для урока музыки актуальной задачей является развитие музыкальной культуры школьников. Общее музыкальное образование имеет направленность на расширение музыкальных вкусов детей, творческого развития. Главной задачей является развитие восприятия музыкального произведения школьниками.  Научить  отличать  возвышенное от низменного, прекрасное от безобразного. Воспринимая музыку, человек всегда должен чувствовать  её красоту, возвышенность и совершенство. Также  на уроках важно обучение навыкам сольного  и хорового пения, обучение игре на музыкальных инструментах. Это способствует развитию музыкального слуха, общей музыкальности. Знания о музыке, её жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов расширяет кругозор и формирует вкус ребенка. Музыкальное образование в школе важно  для формирования музыкальной культуры школьников. Но музыкальное образование может проводиться не только в школе на уроках музыки. Это может быть телевидение, радиоэфиры, различные студии. Компьютерное пространство значительно и в полной мере расширяет по активности школьников. На уроках музыки информативно- коммуникативные технологии играют огромную роль. Икт на уроках музыки помогает расширять кругозор, учить добывать информацию, сформировывать интерес к предмету, помогает делать обучение ярким, запоминающимся, интересным.

Музыка - это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки: лад, ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.  Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения музыкальными инструментами.

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

В духовном развитии ребенка важнейшим средстовм выступает искусство, особенно музыка.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:

- формируется эмоциональная сфера;

- совершенствуется образное мышление;

- ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и в жизни.

В начальной школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности. Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы по приобщению младших школьников к ценностям народной музыкальной культуры

В статье рассматриваются основные пути (направления) по приобщению младших школьников к народной музыкальной культуре и основные формы работы с детьми в рамках работы этих направлений....

Народная музыка в творчестве русских композиторов как средство развития музыкальной культуры и патриотического воспитания школьников

Народная музыка в творчестве русских композиторов как средство развития музыкальной культуры и патриотического воспитания школьников....

Курсовая работа "Музыкальная грамотность как составная часть музыкальной культуры школьников"

Цель исследования- раскрыть роль и содержание музыкальной грамотности как части музыкальной культуры....

Внеурочная деятельность как фактор формирования музыкальной культуры младших школьников

   Вопрос о важности внеурочной музыкальной кружковой работы в школе сегодня актуален как никогда, так как именно в музыкальной деятельности младший школьник может познать свои возмож...

Статья на тему "Музыкальная культура у младших школьников"

Статья на тему "Музыкальная культура у младших школьников"...

Формирование музыкально-эстетической культуры школьников на уроке музыки средствами креативности

Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания. В данной работе рассмотрены и изложенны причины формирования музыкально-эстетической культуры школьников....