Программа внеурочной деятельности "От Руси до России" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Батаева Анастасия Викторовна

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_rusi_do_rossii_1_klass.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность – духовно–нравственное воспитание.

Актуальность (педагогическая целесообразность):

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

      Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей.

     

     Цель: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения младших школьников.

    Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

—        изучение православной религиозной традиции;

—        изучение истории христианства;

—        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—        изучение православной этики;

—        ознакомление с православным календарём;

—        знакомство с агиографией;

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с особенностями православного богослужения;

—        ознакомление с основными видами православного богослужения;

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—        воспитание патриотизма;

—        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—        оказание помощи учащимся в успешной социализации в отечественной культуре;

—        возрождение православных основ семьи;

—        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Краткая характеристика структуры программы

Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:

Часть I (начальная школа). «От Руси до России»

1.        «Мы и наша культура» для 1 класса.

2.        «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3.        «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

4.        «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—        учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

—        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе внеурочной деятельности «От Руси до России» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе занятий; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением  и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Содержание программы  «От Руси до России»

1 класс

 «Мы и наша культура» – 33 часа

Раздел 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.

        Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

        Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры.         Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Раздел 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 6 ч.

        Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

        Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

        Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

        Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

        Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

        Представление о единстве культуры России.

Раздел 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.

        Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

        Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

        Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

        Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

        Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

        Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Раздел 4. «НАША РОДИНА» – 12 ч.

        Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

        Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

        Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

        Поэты и художники России – о Москве.

        Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

        Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

        Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

        Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

        Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

        Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

        Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

        Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

Раздел 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.

        Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

        Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

        Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Раздел 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.

        Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.        Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

        Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).

Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников

По окончании изучения курса внеурочной деятельности  «От Руси до России» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области православной культуры, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание  Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать со справочной литературой для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе занятий путём устного опроса, обсуждения темы.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

—        не усвоивших элементарные знания;

—        усвоивших элементарные знания;

—        овладевших основным содержанием;

—        овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих.

На первом году обучения  необходимы словесные поощрения и только положительные оценки работы учащихся.

Тематическое планирование  занятий внеурочной деятельности           «От Руси до России» 1 класс

п/п

Тема

Всего часов

Теоретич.

Практич.

Раздел 1

КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ

3

3

1

Нерукотворная красота природы.  Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение.  Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

1

2

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры.

1

3

Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

1

Раздел 2

ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ

6

4

2

4

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

1

5

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

1

6

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

1

7

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

1

8

Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния

1

9

Представление о единстве культуры России.

1

Раздел 3

ВСЕГДА ЖИВОЕ

6

4

2

10

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре.

1

11

Иконы. Назначение иконы. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры.

1

12

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий».

1

13

Особенности внешнего устроения храма.

1

14

Общее представление о внутреннем устроении православного храма.

1

15

Представление о православном богослужении  как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

1

Раздел 4

НАША РОДИНА

12

9

3

16

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

1

17

Древнейшие города России.

1

18

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Поэты и художники России – о Москве.

1

19

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

1

20

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

1

21

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

1

22

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

1

23

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

1

24

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

1

25-27

Коллективный проект «Святые земли русской»

1

2

Раздел 5

СПАСИТЕЛЬ

3

3

28

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

1

29

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

1

30

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

1

Раздел 6

СЕМЬЯ

3

2

1

31

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре.

1

32

Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

1

33

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е, испр. М.: ОПК, 2005, 2007.

3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

Справочная литература

5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

Демонстрационные пособия для работы в классе

6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

начальной школы (1 часть программы)

1.        Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.

3.        Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

4.        Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. — М., 1990.

5.        Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

6.        Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. — М., 1891.

17.        Великие духовные пастыри России. — М.: Владос, 1999.

18.        Закон Божий. / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.

21.        Знаменитые колокола России. / Сост. Козлов В. Ф. — М.: Отечество — Крайрут, 1994.

22.        Колокола России. / Авт.- сост. Мишин В. В. — М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.

23.        Краткое объяснение всенощной, Литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвещения и молебнов. — М.: Вика, 1991.

24.        Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

25.        Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.

26.        Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

28.        Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

29.        Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в её таинствах, богослужениях, обрядах и требах. — М.: Отчий Дом, 1994.

30.        Русские монастыри. — М.: Очарованный странник, 1995.

31.        Святые земли Русской. / Сост. С. С. Бычков. — М.: Белый берег, 2002.

32.        Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) — СПб: САТИС, 2004.

33.        Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского (+ 48 слайдов). — Рига: Уходящие образы, 1991.

34.        Современное православное богослужение. — СПб., 1996.

35.        Толковая Библия. — Стокгольм, 1987.

36.        Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. — М., 1991.

37.        Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994.

38.        Христианство. Энциклопедический словарь. — М.: Большая энциклопедия, 1993.

39.        Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. — СПб.: САТИС, 2002.

40.        Яковлева Н. А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс

         В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального ...

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...