Разработка и реализация АООП
материал на тему

Фёдорова Ольга Владимировна

Информация может быть полезной педагогам, работающим с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение педагогов – психологов

Тема: Содержание деятельности педагога-психолога в реализации адаптированных образовательных программ с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дата проведения: 01.02.2018 г.

Выступление по теме: «К вопросу о реализации АОП с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 79 ФЗ «Об образовании в РФ».  Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Адаптированная образовательная программа

  • Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра) (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.
  • Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.

Адаптированная образовательная программа

  • АОП - единый документ, отражающий всю информацию о ребенке, определяющий

-специальные условия обучения

- общую стратегию и конкретные шаги педагогов и родителей в организации поддержки ребенка в освоении АООП, социальной интеграции и адаптации в социуме

  • Цель АОП - обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО, НОО (ООО), развитии и социальной адаптации

Способы адаптации образовательных программ (Джаней, Снелл, 2013)

1) Дополнения (дополнительные  цели обучения) (вариант 1,  вариант 2)       Цели ООП не меняются!  

• Коррекция познавательной сферы

• Коррекция поведения и др.
• Формирование навыков социального  взаимодействия


2) Упрощения  (упрощенные   цели обучения)  (вариант 3,  вариант 4)
• Снижение числа целей
• Снижение уровня сложности


3) Альтернативы (альтернативные  цели обучения) (вариант 4)
• Обучение функциональным навыкам
• Формирование жизненной компетенции

ВАРИАНТ 1, 2  Цели ООП не меняются!

Дополнительные цели обучения:

 -   Программа коррекционной работы (коррекционные  цели и задачи)

-   Адаптация оценки достижения,   планируемых результатов  

Форма оценки  

•возможность  адаптированного  ответа;

•адаптированные тесты;

•адаптированные контрольные работы и диктанты.  

Инструкции к  заданиям  также должны быть адаптированы.

Организационные условия  

  • увеличение времени;
  • изменение обстановки (отдельно от класса,  либо в классе с тьютором);  
  • особые приёмы организации процесса оценки достижений (наглядные опоры в виде алгоритма выполнения отдельных, наиболее сложных видов заданий и пр.).
  • в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребёнка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам.
  • Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК.
  • Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных организациях,  реализующих адаптированную образовательную программу и специальные образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией, рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.

Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации   АОП

Администрация  - функционал

Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ:

  •  финансовое обеспечение реализации АОП;
  •  внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
  • кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
  • обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
  • поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
  • организация мониторинга эффективности деятельности специалистов

Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог,  тьютор)

  • Разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана;
  • отслеживание динамики развития обучающегося;
  • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив;
  • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей

Учитель  

  • Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:
  • участие в разработке адаптированных образовательных программ;
  • разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
  • организация развивающей среды в классе;
  • формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;  
  • формирование у всех обучающихся учебной мотивации;
  • применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
  • адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
  • выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ

Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования

  • участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
  • помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ

Воспитатель  

Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:

  •  участие в разработке адаптированных образовательных программ;
  • разработка содержания образовательных  областей  с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка
  • организация развивающей среды в группе;
  • формирование у детей отношений сотрудничества, принятия ребенка с ОВЗ;  
  • применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
  • адаптация содержания дидактических и методических  материалов (заданий т.д.);
  • выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ

Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ   в образовательной организации

  1. Предварительный   этап

Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей

  1. Диагностический этап

-  Проведение комплексного обследования ребёнка педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем – дефектологом, педагогами

  • Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов развития
  1. Разработка

-  Проектирование АОП

-  Определение временных границ реализации АОП

-  Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)

  • Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)
  • Планирование форм  реализации разделов АОП
  • Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося
  • Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы

4. Реализация АОП

- Практическое применение АОП

- Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом;

- организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

-  организация мониторинга эффективности коррекционной работы

5. Анализ и коррекция

  • Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП

СТРУКТУРА    АОП

1. Общие сведения

Ф.И.О. ребенка, возраст,

класс,

фио родителей,

 фио педагога,  

фио специалистов сопровождения (логопед, психолог, дефектолог),

Заключение и рекомендации ПМПК

Основная программа класса

Форма обучения

Срок реализации АОП

Наличие инвалидности

2.  Заключение и рекомендации ПМП консилиума ОО

-  основные особенности ученика  по результатам  диагностики,

-  трудности формирования УУД,

 -  трудности формирования академических навыков в рамках предмета, (дефициты ребенка), их причины

- специфические условия, необходимых для освоения образовательной программы, развития и социальной адаптации для данного ребенка: временной режим,   организация  рабочего места,   пространства школы класса, вспомогательные средства-план урока, раздаточные материалы и др., технические средства,   спец дидактические материалы,   форма и условия оценки достижений

3. Освоение предметных областей

Конкретные задачи по предметам

4.  Формирование УУД    

-индивидуальные планируемые результаты УУД на период  

-результативность

 –исполнители

5. Коррекционно-развивающая область

- направления деятельность

-индивидуальные планируемые результаты УУД на период

-результативность          

-исполнители        

 - формы работы

6. Работа с родителями (законными представителями)

- направления деятельность

- планируемые результаты на период    

-формы работы  

-частота

Первый вариант (вариант 1)  предполагает, что обучающийся с  ОВЗ  получает образование, полностью соответствующее по итоговым  достижениям образованию сверстников, не имеющих ограничений по   возможностям здоровья и в те же сроки обучения.

Обязательные предметные   области учебного плана и основные задачи реализации содержания    предметных областей соответствуют ФГОС НОО для типично развивающихся сверстников.

В случае возникновения трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ  содержания АООП НОО педагог-дефектолог  может оперативно дополнить структуру программы коррекционной  работы соответствующим направлением работы. В итоге предметные   результаты, при правильно созданных специальных условиях, должны   соответствовать результатам других учеников класса.

Второй вариант (вариант 2) предполагает, что обучающийся с    ОВЗ получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, но в пролонгированные сроки. Обязательные предметные области учебного плана соответствуют требованиям ФГОС НОО для типично  развивающихся сверстников.

Основные задачи реализации содержания предметных областей могут быть адаптированы, растянуты во времени, дополнительно проработаны в отдельных коррекционных курсах, но в конечном итоге должны соответствовать результатам, сопоставимым по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья

Разработка и реализация адаптированных образовательных  программ  воспитанников с ОВЗ

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

  • Утвержден  Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
  • Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ  14 ноября 2013 года рег. № 30384

Основные принципы ФГОС дошкольного образования

  • Поддержка  разнообразия детства
  • Сохранение уникальности и самобытности  детства
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников)
  • Уважение личности ребенка
  • Реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры познавательной и исследовательской деятельности

Задачи дошкольного образования

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их  возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и  организационных форм дошкольного образования,
  • Формирование общей культуры личности детей,
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения  компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и  образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Поддержка разнообразия детства

  • Создание примерных АООП дошкольного образования
  • Разработка АОП  дошкольного образования для детей с ОВЗ
  • Создание доступной образовательной среды, включающей  предметно-пространственную

Индивидуализация дошкольного образования

Поддержка инициативы и самостоятельности детей путем содействия и сотрудничества с взрослыми и детьми (с участием родителей), построенной на основе индивидуализации и направленного на освоение  социокультурного опыта, формирование познавательных интересов и познавательных действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к составлению и реализации АООП НОО ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

     Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной за...

КАРТА индивидуального развития школьника и реализации АООП

КАРТАиндивидуального развития школьника и реализации АООП...

Карта индивидуального развития школьника и реализация АООП

Карта индивидуального развития школьника с умственной отсталостью....

КАРТА индивидуального развития школьника и реализации АООП

Индивидуальный маршрут учащегося 3 класса с тяжелым нарушением речи (ТНР 5.2)...

Создание условий для реализации АООП

Создание условий для реализации АООП...