Как подготовить современный урок
статья на тему

Самойлова Ирина Диллюсовна

В статье рассказывается о том, каким должен быть современный урок. Условия организации урока. Требования и техника проведения урока. Как построить современный урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержания, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1.      Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.

2.      Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.

3.      Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.).

4.      Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.

5.      Деятельностный подход в обучении.

6.      Изменение соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе.

7.      Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

8.      Оптимизация содержания обучения.

9.      Комплексный подход к организации учебного процесса.

10. Совершенная структура урока.

11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.

13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

14. Оперативная обратная связь.

15. высокий, но посильный темп урока.

16. Эмоциональный подъем на уроке.

17. Наличие НОТ учителя и ученика.

18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Социально-педагогические

1.      Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.

2.      Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией

3.      Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное классное помещение).

4.      Наличие благоприятного  психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.    

Психолого-дидактические

1.      Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-познавательного процесса.

2.      Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.

3.      Наличие достаточного уровня сформированности мотивов обучения,  обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

4.      Применение активных форм и методов обучения.

5.      Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.

6.      Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.

7.      Научная организация педагогического труда, труда ученика.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся – завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

Как же построить современный урок? 

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 

           I.     Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

–      чётко определить и сформулировать для себя его тему;

–      определить место темы в учебном курсе;

–      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

–      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

         II.     Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.

Современный преподаватель:

 -       Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения,     -       Руководствуется принципами организации современного урока,

 -       Создаёт условия для благоприятного микроклимата на уроке,

 -       Использует на уроке разноуровневое обучение,

-       Учит работать самостоятельно,

 -       Организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению. Новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам обучения, дал возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет давать современный урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Каким должен быть современный урок — решать каждому учителю лично, но на сегодняшний день по ФГОС преподаватель обязан не просто развивать ЗУН (или используя современную терминологию УУД), но и воспитывать, развивать в ребенке Личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить современных детей к успешному обучению в школе

Статья о том, на что обратить внимание родителям будущих первоклассников. Как подготовить ребёнка физически и психологически к школе....

Мастер-класс по теме: "Как подготовить конкурсный урок"

Данная презентация будет полезна для тех учителей, которые готовятся принять участие в конкурсах педагогического мастерства....

Как правильно подготовиться к уроку

Чтобы подготовить  пофессионально урок, можно воспользоваться предлпгпемой таблицей на примере урока "Числовые выражения. 2 класс."...

Как подготовиться к уроку английского языка

Советы родителям по подготовке ребенка к уроку английского языка...

Методическое пособие для начинающих преподавателей «Как подготовить открытый урок»

При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. В данном методическом пособии, предназначенном для преподавателей, разрабатываю...

Памятка как подготовиться к уроку внеклассного чтения

Памятка как подготовиться к уроку внеклассного чтения...

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...