Рабочая программа ОРКСЭ , модуль "Основы светской этики" (июнь 2018 г.)
рабочая программа (4 класс) по теме

Мельникова Юлия  Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_modul_ose.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»

Рассмотрено на                 Принято на                        Утверждаю  

методическом совете        педагогическом совете     директор

протокол №___             протокол №__                    _______Граховская Г.Г.

«__» ________2018г        «__» ________2018г          «__»_________2018г

                        

                                          РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по основам религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы светской этики»)

                              для 4-х классов на 2017 – 2018 учебный год

                                    (34 часа)

Авторской учебной программы М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы  светской этики».  4 класс.  Москва «Русское слово»,  2012.

Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики:  4 класс» для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. – 4-е изд. – М.; ООО «Русское слово – учебник», 2017

                                                        Составила:

                                                        учитель начальных классов

                                                        Мельникова Юлия Валерьевна

                                               Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:  авторской учебной программы  М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы  светской этики».  4 класс.  Москва «Русское слово»,  2012.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.

 Из 34 часов 7 часов отводится на подготовку и защиту творческих проектов.  

I.Планируемые результаты освоения учебной программы   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» к концу

4-го года обучения

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- Формирование семейных ценностей;

- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,

справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»

(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– излагать своё мнение по поводу значения светской культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия светской этики, ее особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– устанавливать взаимосвязи между определённой светской  культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: 
знать/понимать:
 
основные понятия светской этики; 

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

уметь: 

описывать различные явления светских традиций; 

устанавливать взаимосвязь между светской этикой и поведением людей; 
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества; 
соотносить нравственные формы поведения с нормами светской этики; 
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; 

готовить сообщения по выбранным темам

II. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики».

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Модуль «Основы светской этики».

Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.

Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики

Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи

Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты

Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.

Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе

Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов

Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России

Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России

Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника

Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи 

Семейные традиции.

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание

 Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет 

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. 

Праздники народов России.

Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести

Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины 

Итоговое повторение. Основные знания и умения по этике и этикету

III.Тематическое планирование

Содержание

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики.

30

Россия – Родина моя

2

Этика и этикет. 

2

Вежливость.

2

Добро и зло

2

Дружба и порядочность.

2

Честность и искренность.

2

 Гордость и гордыня.

2

Обычаи и обряды русского народа.

2

Терпение и труд.

2

Семья.

2

Семейные традиции.

2

 Сердце матери.

2

Правила твоей жизни.

2

 Праздники народов России.

2

Защитники Отечества.

2

3

Духовные традиции многонационального народа России. (Итоговое повторение)

3

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам светской этике

[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике"  модуль "Основы светской этики".      Модуль «Основы  светской э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы

    Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...

Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.

Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...

Рабочая программа по основам светской этики

Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой...

Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с  Федеральным государстве...

Рабочая программа ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ модуль "Светская этика"...