Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
статья на тему

Марьинская Ольга Витальевна
Тема для самообразования, проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл детское экспериментирование35.87 КБ

Предварительный просмотр:

     Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира детьми старшего                            дошкольного возраста.

  Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой-начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

     При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований ( Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддъяков ).

      Поддъяков Н. Н. писал: " Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования".[1]

многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Осознанная необходимость развития у детей активной познавательно-исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений нашей работы в рамках программы

 « Детство» является изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения в своей практической деятельности.


Определение экспериментирования.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.

Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

"Современный словарь иностранных слов" (1994) содержит такое определение: эксперимент - это "

  1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
  2. . вообще опыт, попытка осуществить что-либо".

"Большая Советская энциклопедия" добавляет: "Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов".

"Эксперимент ... - планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении" ("Краткая философская энциклопедия", 1994).

"Эксперимент ... чувственно- предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова — опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.". "Советский энциклопедический словарь" (1997);

Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины "опыт" и "эксперимент" являются синонимами: "Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения" (БСЭ, 1974). Однако в широком понимании "опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений" ("Советский энциклопедический словарь", 1987).

В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.

Итак, как и большинство слов русского языка, "экспериментирование" является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.

 Особенность детского экспериментирования как метода обучения и развития ребенка.

Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование". Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений[2].

  1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
  3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование[3]. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
  2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования.
  3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
  4. Наконец; фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции[4]. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

     Классификация детских экспериментов.

              Эксперименты классифицируются по разным принципам.[5]7

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
  • По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т. д.
  • По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • По количеству детей: индивидуальные; групповые; коллективные.
  • По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.
  • ПО продолжительности;кратковременные (5-15 мин.); длительные (свыше 15 мин.).
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные или циклические.
  • По месту в цикле: первичные;повторные; заключительные и итоговые.
  • По характеру мыслительных операций: констатирующие ( позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями ); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  • По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые ( дети не знают заранее, каков  будет результат); решение экспериментальных задач.
  • По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.

 Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

                                                                                                                                                                                                                                                                  Возрастные особенности экспериментирования.

Исходной  формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. Например, ребенок получает сведения, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, что одни вещи бьются, другие — нет, и одновременно он познает реакции окружающих его близких на его действия.

В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Данному периоду можно, вслед И.П. Павлову, дать назвать "Что такое?". Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми, он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период — любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности[6]: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Ивановой А.И. и ее коллегами на основе выделения в детском эксперименте сменяющих друг друга этапов предложена схема становления данных этапов в каждом возрастном периоде[7]. Они также придерживаются точки зрения, что развитие деятельности детского  экспериментирования начинается с раннего возраста и имеет свои возрастные особенности на каждом возрастном этапе, проходя путь от простого к сложному[8].

 Особенности организации детской деятельности - экспериментирование.

Основой организации детского экспериментирования является следующая система дидактических принципов.

  • Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов. Необходимо учитывать, что ребенок имеет право на ошибку, целесообразно позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред — ни объекту наблюдений, ни ребенку). Такой методический прием сделает знания детей более реальными и осознанными.
  • Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное  "открытие" его детьми.
  • Принцип минимакса или посильной трудности обучения – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
  • Принцип систематичности и последовательности - работа детей строится по принципу "от простого к сложному".
  • Принцип научности – при организации экспериментальной деятельности мы приобщаем детей к посильной исследовательской деятельности. Воспитатель ориентирует детей на усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания.
  • Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. Основным средством поиска, направленного на получение информации от предмета, при экспериментировании являются практически преобразующие действия с данным объектом. Поддъяков А.И. указывает, что в соответствии со степенью вариативности воздействий на обследуемый объект  дошкольник раскрывает большую или меньшую часть содержания последнего. Чем более разнообразны воздействия, тем больше вероятность, что предмет раскроется во всем многообразии своих особенностей, и наоборот — стереотипность действий может не позволить ребенку раскрыть всю полноту и многообразие содержания объекта.
  • Принцип творчества – процесс экспериментирования сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей -  детям обладающим "исследовательской жилкой", необходимо создавать условия для исследований, например, помогая организовать их свободную деятельность в уголке экспериментирования.
  • Принцип связи с жизнью - в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Целесообразно соотносить проведенные эксперименты с жизненным опытом ребенка. Например, в нашей практике мы экспериментальным путем установили, что воздух может быть сильным, и одновременно мы предлагаем детям подумать, когда они чувствовали силу воздуха, или в каких ситуациях человек может использовать это свойство воздуха.
  • Принцип взаимосвязи с другими видами деятельности детей -  в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, что указывает на взаимосвязь с математическим развитием. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

 Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование  имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Рассмотрим некоторые особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предположения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления,  и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с  увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место — почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

  Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

  • действие показывает педагог;
  • действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.  При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: "Не навреди". При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Итак, анализ теоретической психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:

  • Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
  • Оно является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
  • Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
  •  Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
  • Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов, и имеет свои возрастные особенности развития.
  • Детское экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

                                                                                        

 


[1]        Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997.

        № 1.С.6.

                                                                                         3

[2]         Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996.

[3]         Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.

[4]         Иванова А.И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.

[5]        Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений-М.:ТЦ Сфера, 2003.

                                                                                              8  

[6]         Познаем, исследуем, развиваемся (из опыта работы детского сада № 66 г. Владимира) / под редакцией Л.Н. Прохоровой. –Владимир: ВОИУУ, 2002.

[7]         Иванова А.И.  Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

[8]         См. приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ

Дети не выбирают развивающую их среду, они живут в той, что выстроили для них взрослые. Маленькому ребенку мир представляется хаосом неопознанных вещей. Подрастая, он исследуют свой мир и многое узнае...

Моделирование как метод познания окружающего мира.

Моделирование как метод познания окружающего мира.Здравствуйте!За время работы в педагогической деятельности  я строю  отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и...

Интегрированный урок как средство познания окружающего мира в условиях реализации ФГОС

Интегрированный урок  как  средство познания окружающего мира          в условиях реализации ФГОСГолева Л.М.МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»...

Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников....

Экология как сфера познания окружающего мира младших школьников.

Младший школьный возраст является важным этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируется экологические представления, являющиеся основной систематических знаний о...

Значения экскурсий в природу как метода формирования здорового образа жизни и исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Из опыта работы по формированию здорового образа и исследовательских умений во время экскурсий в природу....