ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
статья по теме

Дети не выбирают развивающую их среду, они живут в той, что выстроили для них взрослые. Маленькому ребенку мир представляется хаосом неопознанных вещей. Подрастая, он исследуют свой мир и многое узнает о нем, проявляя при этом безграничное любопытство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yasaveevoy_d.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИМ  ШКОЛЬНИКОМ

Ясавеева Д. М.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №125» г. Казань

Дети не выбирают развивающую их среду, они живут в той, что выстроили для них взрослые. Маленькому ребенку мир представляется хаосом неопознанных вещей. Подрастая, он исследуют свой мир и многое узнает о нем, проявляя при этом безграничное любопытство. Для того чтобы свободно передвигаться как в доме, так и на улице, ребенок испытывает потребность в предметах, которые он мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых. И поскольку малыш познает мир главным образом посредством органов чувств и эмоции, переходя от одного уровня сложности познания к другому, то ему нужна окружающая среда, соответствующая потребностям его развития, и материалы, с помощью которых познание окружающего мира будет осуществляться естественно и без особых усилий. Энергия предметов и материалов источает материализованное чувство. В упорядоченной среде ребенок выстраивает мир в себе и перестает бороться со взрослыми, приобретает свой жизненный опыт, накапливает внутреннюю энергию самозащиты и самосовершенствования. Мы знаем, что ребенок изначально духовен, отсюда и следует то, какой должна быть атмосфера и окружающие ребенка люди.

Физическое совершенствование также тесно взаимосвязано с настроением и организацией окружающей ребенка среды, оно осуществляется успешно благодаря следующему:

 -ребенок исследует мир в собственном темпе;

 -занимается тем, что его интересует;

 -во время познания мира постоянно совершенствует моторику, координацию   движений.

Исходя из этого, в упорядоченной развивающей среде, через действие с предметами и материалами, через общение с окружающими людьми, через общение с самим собой происходит резкий скачок в интеллектуальном развитии ребенка.

Януш Корчак в своей книге «Как любить детей» говорил: «Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера». [3, С.25].  Он увидел потребность детей к подражанию, превращению и преображению. Любить детей - значит непременно играть с ними. Многие ученые считают, что в игре присутствуют элементы театра. «Театральное искусство начинается у детей с игры в куклы и затем переходит в импровизацию», такую мысль высказал С.Т. Шацкий. Неиссякаемый источник детских игр - внутреннее ощущение радости бытия. Ребенок получает наслаждение от самой роли быть человеком играющим. И вот наступает момент, когда игрушки приобретают способность «оживать». Они перестают быть игрушками вообще, так как получают имена, обретают голос. Персонажи животных, которым дали голос, - очеловечиваются, приобретают свой характер. Игра обретает новый стимул, рождаются самые разные сюжеты, продлевая в игре жизнь. Процесс « оживления» - эффект с сильным нравственным зарядом. Одушевление, лежащее в основе кукольного театра, помогает ребенку проникнуться сочувствием ко всему живому. Каждый кукольный спектакль - богатейшая сокровищница, из которой можно черпать все, что необходимо для игры.

Мы многое говорим о гармоничном воспитании школьников, так вот кукольный театр - это лучшее поле для него. Ребенок учится тренировать свое поведение, учится главному - общению. Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся. Знакомство с позицией актёра – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий». Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы  над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.              

Главная цель в работе с кукольным театром: дать учащимся более углубленные знания по изучаемым в начальной школе предметам.                    Научить детей красиво говорить, выразительно и технично читать, научить правильно передавать мысли и чувства героев спектаклей, художественных произведений, развивать творчество, фантазию. Научить детей правильно слушать и воспринимать музыку, любить изобразительное искусство и понимать его, быть дружными, раскованными, непринужденными в работе, научить правильному общению друг с другом. Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

При работе с детьми через кукольный театр расширяются и углубляются связи с родителями, которые невольно живут вместе с классом. Совместно обсуждаются сценарии к спектаклям, делаются куклы, декорации, присутствуют на театральных постановках. А это очень сближает учителя, детей и родителей.

Безусловно, внеурочная работа с детьми по театральному искусству положительно сказывается в главном - в прочном усвоении коммуникативных компетентностей. Дети разговаривают, бегло и выразительно читают, анализируют прочитанные литературные произведения, с уважением относятся к учителям, друг к другу.

Список литературы:

1. Андрианова-Голицина И.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

2. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

3. Корчак Я. Как любить ребенка: Издательство «Книга», 1980.

4.Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.

5. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как метод познания окружающего мира.

Моделирование как метод познания окружающего мира.Здравствуйте!За время работы в педагогической деятельности  я строю  отношения с детьми на основе личностно-ориентированного подхода и...

Интегрированный урок как средство познания окружающего мира в условиях реализации ФГОС

Интегрированный урок  как  средство познания окружающего мира          в условиях реализации ФГОСГолева Л.М.МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»...

Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников....

Экология как сфера познания окружающего мира младших школьников.

Младший школьный возраст является важным этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируется экологические представления, являющиеся основной систематических знаний о...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в познании окружающего мира (Квиллинг)»

Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Природа – это ...

Театральное искусство как средство эстетического воспитания детей

Эстетическое воспитание детей средствами театральной деятельности...