Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Батина Надежда Александровна
    Направленность программы – научно-познавательная и художественно-­эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Екимовичская средняя школа»

    Рославльского района Смоленской области.  

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    _____________

    Данилова Л.А.

    Протокол № 1

    От «___»_______

     2016г.

    «Согласовано»

    Заместитель

    директора по УВР

    _____________

    Мишина В.Е.

    «___» ________

    2016г.

    «Утверждаю»

    Директор школы

    _____________

    Тарасенко С.В.

    Приказ № ____

    От «___»_______

     2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

    внеурочной деятельности

    научнопознавательного и 

    художественно­эстетического

    направления.

    РОСТ

    (развитие, общение, самоанализ, творчество)

    2 класс

    2016-2017 учебный год

    Составила

    учитель начальных классов

    Батина Надежда Александровна

    высшая квалификационная                    

                        категория        

    с. Екимовичи


    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Рост» для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

    • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
    • Областной закон от 31.10.2013 г.  № 122-ЗС «Об образовании в Смоленской области» (ред. От 08.07.2015г.);
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009

    № З73;

    • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
    • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189
    • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Екимовичская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
    • План внеурочной деятельности МБОУ «Екимовичкая средняя школа» на 2016-2017 учебный год
    • Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов (Е.Г.Коннова)

    Направленность программы – научнопознавательная и художественно­эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

    Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

    Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

    Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.

    Цели курса

    • создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
    • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

    Задачи курса

    1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.

    2. Формирование положительной «Я-концепции».

    3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.

    4. Развитие навыков рефлексивных действий.

    5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно­прикладного творчества.

    6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

    2. Ожидаемые результаты:

    — улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

    — развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

    — укрепление здоровья школьников.

    Планируемые личностные результаты

    Самоопределение:

    — готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    — внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

    — принятие образа «хорошего ученика»;

    — самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

    — начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

    Смыслообразование:

    — мотивация любой деятельности (социальная, учебнопознавательная и внешняя);

    — самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

    — эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Нравственноэтическая ориентация:

    — уважительное отношение к иному мнению;

    — навыки сотрудничества в разных ситуациях;

    — эстетические потребности, ценности и чувства.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • предвосхищать результат.
    • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
    • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
    • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

    Коммуникативные УУД:

    • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
    • предлагать помощь и сотрудничество; 
    • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Познавательные УУД:

    • ставить и формулировать проблемы;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
    • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
    • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
    • установление причинно-следственных связей;

    Формы подведения итогов реализации программы

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

    Особенностями этой системы являются:

    — комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

    — использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

    1. Содержание учебной программы

    Во втором классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

    Основные виды заданий:

    — динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная гимнастика;

    — познавательно­логические;

    — коммуникативные.

    Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный навык сценического мастерства.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.

    Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

    В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов — языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.

    Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение школьников предлагается гимнастика для глаз.

    Познавательнологические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

    Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

    Формы занятий могут быть разнообразными — групповые, индивидуальные (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.

    Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

    1. Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Содержание занятия. Развиваемые способности.

    Дата

    1.

    Вводный урок. Игры на развитие внимания и воображения..

    1

    Выявление уровня развития восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления.

    2.

    Учимся концентрировать внимание и выдвигать гипотезы.

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие умения выдвигать гипотезы

    3.

    Развиваем аналитические способности, умение видеть проблему.

    1

    Развитие аналитических способностей. Развитие мышления. Развитие умения видеть проблему.

    4.

    Учимся концентрировать внимание и классифицировать.

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать.

    5.

    Тренировка умения ставить вопросы.

    1

    Совершенствование мыслительных операций.

    6.

    Изготовление поделок из бумаги: бабочка и «звёздочки счастья»

    1

    Практическая работа.

    7.

    Изготовление композиций из бабочек и звёздочек.

    1

    Творческая работа по изготовлению композиций из бабочек и звёздочек.

    8.

    Воображение и умение классифицировать.

    1

    Совершенствование воображения. Развитие умения классифицировать.

    9.

    Учимся выдвигать гипотезы.

    1

    Развитие аналитических способностей. Развитие умения выдвигать гипотезы

    10.

    Главное – увидеть проблему.

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие умения видеть проблему.

    11.

    Парная игра «Бери – раз, два или три».

    1

    Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бери – раз, два или три».

    12.

    Будь внимателен!

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать.

    13.

    Изготовление новогодних гирлянд.

    1

    Практическая работа.

    Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги.

    14.

    Изготовление новогодних украшений из бумаги.

    1

    Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги.

    15.

    Учимся ставить вопросы.

    1

    Развитие аналитических способностей и умения ставить вопросы.

    16.

    Совершенствование мыслительных операций.

    1

    Развитие умения классифицировать.

    17.

    Различные точки зрения на проблему.

    1

    Развитие мышления. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения.

    18.

    Парная игра «Зачеркни квадрат».

    1

    Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни квадрат».

    19.

    Умею высказывать гипотезы.

    1

    Совершенствование мыслительных операций. Тренировка умения высказывать гипотезы.

    20.

    Знакомство с комбинаторными задачами

    1

    Умение определять понятия.

    21.

    Изготовление коробочек для подарков без клея.

    1

    Практическая работа.

    22.

    Изготовление корзинки для подарков.

    1

    Творческая работа

    23.

    Парная игра на поле.

    1

    Развитие коммуникативных навыков в парной игре на поле для игры в бриджит.

    24.

    Умею определять понятия.

    1

    Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

    25.

    Командная игра.

    1

    Развитие коммуникативных навыков в командной игре.

    26.

    Классификация понятий.

    1

    Развитие мышления. Развитие умения классифицировать.

    27.

    Тренировка умения высказывать гипотезы.

    1

    Развитие аналитических способностей.

    28.

    Тренировка умения работать с информацией.

    1

    Развитие коммуникативных навыков в парной игре «окружение».

    29.

    Танграм – работа по конструированию.

    1

    Развитие коммуникативных навыков в командной игре.

    30.

    Тренировка умения высказывать гипотезы.

    1

    Развитие аналитических способностей.

    31.

    Тренировка умения видеть проблему.

    1

    Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения.

    32.

    Тренировка умения работать с информацией.

    1

    Развитие мышления. Развитие аналитических способностей.

    33.

    Развитие воображения.

    Тренировка умения удерживать различные точки зрения,

    34

    Подведение итогов.

    1

    Выявление уровня развития восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления на конец года.

    ИТОГО:

    34 ч

    Материально-техническое обеспечение

    —примерная рабочая программа курса;

    — поурочные разработки для учителя: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности. 2-й класс. Пособие для учителей и родителей / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д: Легион, 2014».

    — рабочие тетради для ученика: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Индивидуальная тетрадь школьника: учебное пособие / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д : Легион, 2014».

    — материалы для оформления и детского творчества;

    — наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.

    6. Список литературы

    1.  Коннова Е.Г., РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Индивидуальная тетрадь школьника. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

    2. Коннова Е.Г., РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Пособие для учителей и родителей. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

    3. Биран В. П. «Великое счастье — хорошо видеть» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stimed.net/node/40

    4. Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. — М.: Речь, 2011.

    5. Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.yventamed.ru/avetisov.html

    6. Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. — М.: Ридерз Дайджест, 2006.

    7. Детские уроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.babylessons.ru/igragolovolomkatangram/

    8. Дмитриева В. 1000 игр, загадок, конкурсов. — М.: АСТ, Сова, 2008.

    9. Домашний handmade. Идеи со всего мира. Упаковки с выкройками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hmhome.ru/2011/02/13/upakovkis-vykrojkami/

    10. Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. — Минск: Харвест, 2007.

    11. Перельман Я. И. Весёлые задачки и головоломки. — М.: АСТ, 2010.

    12. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Дом Фёдорова, 2011.

    13. Степанов В. А. Кошкины друзья. Учебник для малышей. — М.: Фламинго, 2007.

    14. Тридцать три пирога / Сост. М. Булатов. — М.: Дет. лит., 1988.

    15. Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. — М.: Ридерз Дайджест, 2008.

    16. Чуковский К. И. От двух до пяти. — М.: Педагогика, 1990.

    Видео-, аудиоматериалы:

    Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

    Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

    Цифровые ресурсы:

     Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

    Оборудование:

    ПК.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

    Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

    Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

    Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет

    Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1 «И» класса (вариант 2)

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Данная программа ориентирована ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука общения»

             Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формировани...