«Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования»
презентация к уроку на тему

Попова Людмила Владимировна

Презентация

«Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования» + комментарии к ней

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам LEGO- конструирования Воспитатель: Попова Л.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД №62» г. Каменск-Уральский, 2015

Слайд 2

Слайд Мы живем в эпоху, когда любая сфера деятельности человека так или иначе связана с инновационными программируемыми устройствами. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Вопросы подготовки квалифицированных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. По статистике, талантливых (одаренных) людей около 2,5%. Для эффективного развития социально-экономической сферы необходимо минимум 20%. Их надо кропотливо формировать уже с дошкольного возраста. В связи с этим, разработчиками ФГОС конструирование рассматривается как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей.

Слайд 3

Термин « конструирование » ( от латинского слова « соnstruerе » ) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Слайд 4

Слайд техническое ( все виды конструкторов и крупногабаритных блоков ) творческое (из бумаги и природного материала) Типы конструирования

Слайд 5

Слайд Классификация видов конструирования По материалам (из строительных наборов, конструкторов, природного материала, бросового материала , бумаги и картона) По характеру деятельности (индивидуальное, коллективное) По содержанию (реалистическое, стилизованное, абстрактное) По назначению (практическое, художественно-эстетическое) По способу крепления деталей (плоскостное, вертикальное, объемное)

Слайд 6

Слайд Формы конструктивной деятельности Каркасное конструирование По замыслу По образцу По условиям По теме По схемам и чертежам (детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, показывают способы их воспроизведения) (позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее .) (задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся) (детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения) (конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции) (из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов)

Слайд 7

Слайд Развитие дошкольника средствами конструирования: образное мышление, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, воображение, творческие способности, память, концентрация внимания

Слайд 8

Слайд Почему именно LEGO -технология? Легоконструирование позволяет организовать интеграцию нескольких образовательных областей (познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое) Работа с LEGO конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру. Он безопасен для детей и имеет привлекательную окраску, а многообразие форм и размеров базовых и специальных деталей позволяет создавать разнообразные конструкции. LEGO обладает большим диапазоном возможностей. Это универсальный способ развития мыслительной деятельности дошкольников . Данный вид деятельности позволяет развивать детскую инициативу, фантазию, стремление достичь результата. Дети учатся новым способам сборки, работе по схеме, чертежам, фотографиям.

Слайд 9

Слайд И почему именно в возрасте 3-4 лет? Согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов именно с 3 лет у детей начинает формироваться способность к использованию в мышлении модельных образов. Что, впоследствии, становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям лучше усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач.

Слайд 10

Слайд Организация предметно-развивающей среды

Слайд 11

Слайд Развитие предметно-развивающей среды

Слайд 12

Слайд Развитие предметно-развивающей среды Создание картотеки схем и чертежей для LEGO- конструирования в соответствии с возрастными особенностями детей

Слайд 13

Слайд Организация занятий

Слайд 14

Слайд

Слайд 15

Слайд

Слайд 16

Слайд

Слайд 17

Слайд



Предварительный просмотр:

Комментарии к презентации

«Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования»

Мы живем в эпоху, когда робототехника стала одним из приоритетных направлений любой отрасли, будь-то машиностроение, здравоохранение, военная промышленность или любая другая сфера деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования.

Вопросы подготовки квалифицированных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. В Свердловской области разработана и реализуется государственная программа «Уральская инженерная школа». Она основана на сотрудничестве образовательных организаций всех уровней и производственных предприятий.

По статистике, талантливых (одаренных) людей всегда было, есть и будет около 2,5%. При таком количестве эффективность всех государственных «мероприятий» будет достаточно низка. Для эффективного развития социально-экономической сферы жизненно необходимо минимум 20%. Их надо кропотливо формировать уже с дошкольного возраста. В связи с этим, разработчиками ФГОС конструирование рассматривается как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, полученный ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Давайте, чуть более подробно остановимся на конструировании вообще, рассмотрим его типы и виды. Термин «конструирование» (от латинского слова «соnstruerе») означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Выделяют два типа конструирования: техническое (все виды конструкторов и крупногабаритных блоков) и творческое (бумага и природный материал).

На современные этапе существует множество видов конструирования, которые можно классифицировать по следующим основаниям:

  • По материалам:
  1. Из строительных наборов (использование геометрических тел, кубов, цилиндров, призм и др. для создания построек). В условиях дошкольного образования используются напольный и настольный строительный материал
  2. Из конструкторов (использование деревянных, пластмассовых, металлических наборов для создания конструкций, отличающихся способом крепления деталей). Дети осваивают новые способы соединения, создают разнообразные статические и динамические конструкции
  3. Из природного материала (создание игрушек, поделок из шишек, скорлупы орехов, семечек, веточек и других материалов). Главным условием отбора природного материала являются его выразительность и характерность
  4. Из бросового материала (создание поделок из коробок, баночек, бутылок, пакетов и других материалов, т.е. придание «второй жизни», эстетическое оформление бросового материала)
  5. Из бумаги и картона (использование различных сортов бумаги и картона для создания выкроек поделок, игрушек, аппликации из геометрических фигур)
  6. Оригами является частью конструирования из бумаги, но отличается особым способом сложения
  7. Объемное бумажно-картонное моделирование (использование бумаги и картона для создания объемных конструкций для игровой деятельности: изготовление мебели для кукол, зданий и т.д.)
  • По характеру деятельности:
  1. Индивидуальное конструирование
  2. Коллективное конструирование
  • По содержанию:
  1. Реалистичное конструирование (максимально приближено к передаваемому образу, т.е. внешнему виду)
  2. Стилизованное конструирование (имеет упрощенную, доступную форму, напоминает внешним видом передаваемый образ, нет точности копирования образа)
  3. Абстрактное конструирование (конструкция не всегда передает точность образа, но имеет индивидуальную характеристику)
  • По назначению:
  1. Практическое назначение
  2. Художественно-эстетическое назначение
  • По способу крепления деталей:
  1. Плоскостное (горизонтальное)
  2. Вертикальное
  3. Объемное

Конструктивная деятельность осуществляется по следующим формам: по образцу; по условиям; по замыслу, по теме, каркасное конструирование, конструирование по простейшим чертежам и схемам. Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Это вид конструирования, в котором  из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.

При организации любого вида конструирования необходимо учитывать этапы развития конструктивной деятельности:

- подготовительный (стадия манипулирования, идентификации и конструктивного экспериментирования)

- творческое конструирование (элементарное моделирование, подражание и копирование, свободное конструирование и конструктивное фантазирование.)

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения, навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с объемными геометрическими формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представление о симметрии, равновесии, пропорции.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника. На занятиях развивается образное мышление, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, воображение, творческие способности, память, концентрация внимания. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

С введение новых государственных образовательных стандартов дошкольное образование стало первой ступенью образования вообще. Это требует от воспитателей обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие малышей в режиме игры. Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в своей работе приоритетным направлением я определила легоконструирование.

Почему именно лего-технология? И почему именно в возрасте 3-4 лет? Во-первых, работа с лего конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру. Материалы, из которых изготавливается конструктор, безопасны для детей и имеют привлекательную окраску, а многообразие форм и размеров базовых и специальных деталей позволяет создавать разнообразные конструкции. Во-вторых, легоконструирование позволяет организовать интеграцию нескольких образовательных областей:

  • Познавательное развитие (техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего конструктора)
  • Речевое развитие (формирование монологической и диалогической речи в процессе конструирования, развитие словарного запаса)
  • Художественно-эстетическое развитие (творческое конструирование – создание замысла из деталей лего)
  • Физическое развитие (координация движений, крупной и мелкой моторики обеих рук).

В-третьих, конструктивно-игровое средство лего обладает рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов. Прежде всего, большим диапазоном возможностей. Это универсальный способ развития мыслительной деятельности дошкольников. В процессе манипулирования с деталями конструктора лего у малышей формируются умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Данный вид деятельности позволяет развивать детскую инициативу, фантазию, стремление достичь результата. Создавая собственные конструкции, дети учатся новым способам сборки, работе по схеме, чертежам, фотографиям. Развитие  именно таких  качеств требует от воспитателей ФГОС.

В-четвертых, согласно исследованиям отечественных и зарубежных психологов именно с 3 лет у детей начинает формироваться способность к использованию в мышлении модельных образов. Что, впоследствии, становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям лучше усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом ими пользуются.

Дабы не упустить этот сензитивный период в развитии детей, я предложила родителям легоконструирование. На первом родительском собрании в этом учебном году, было принято единогласное решение. Изучив методическую литературу по легоконструированию в детском саду, познакомившись с опытом коллег из Нижнего Тагила, я разработала программу для занятий с детьми. Но все мы прекрасно понимаем, что без специально организованной предметно-развивающей среды формирование вышеуказанных качеств в должной степени не произойдет. Проведя анализ имеющегося оборудования, я пришла к выводу, что для занятий по легоконструированию необходимо приобрести конструкторы лего в достаточном количестве, разработать схемы для конструирования. У нас уже имеется конструктор с крупными блоками (аналог лего дупло) в достаточном количестве, по этому, посоветовавшись с родителями, мы остановили свой выбор на базовых наборах лего классик. Недавно родители приобрели 2 таких набора (около 1600 деталей различного цвета и формы).

В соответствии с возрастными особенностями детей, крупноблочный конструктор  (аналог лего) размещен в пластиковых контейнерах на полках и находится в свободном доступе. Конструктор лего классик, пока используется только на занятиях, под непосредственным наблюдением воспитателя, т.к. содержит мелкие детали. Игры с крупноблочным конструктором происходят непосредственно на ковре, рядом с полками, на которых размещен конструктор. Работа с классическим лего осуществляется за столами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет

опыт работы с детьми по интеллектуальному развитию с помощью игр: "Блоки Дьёнеша", "Сложи узор", "Уникуб" Никитина, "Палочки Кюизенера"...

Программа интеллектуального развития детей младшего школьного возраста "Эрудит" МОУ «СОШ №24»

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на  основе  формирования   у   ребенка    умений   управлять    ...

Проектная технология как способ управления интеллектуальным развитием детей

Представленная методическая разработка занятия младших школьников на тему «Проектная технология  как способ управления умственным развитием детей» может быть полезной для преподавателей...

Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей

Особенности  данного  проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей  младшего школьного  возраста»...