Главные вкладки

    Текущее оценивание на уроке- пространство совместной деятельности учителя и ученика
    статья на тему

    Василевская Ольга Ивановна

    Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_v_orel.docx86.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Текущее оценивание на уроке- пространство
    совместной    деятельности учителя и ученика

    Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.  

    Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

    Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

    Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

    Основной задачей и критерием оценки выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом

    Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач. Учитель же использует результаты оценивания для дальнейшего планирования своей индивидуальной работы с детьми, не забывая о том, что оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, а не личные качества ребенка.

     Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое оценивание и тематическое, промежуточное и итоговое оценивание.

    Текущее оценивание включает:

    1. Входной контроль (стартовая работа)

    Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

    Так, в 1 классе, практически на первой неделе обучения у нас проводится педагогическая диагностика оценивания стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе по рабочей тетради для первоклассников «Школьный старт» под редакцией М. Р. Битяновой.
    Количество баллов и результат выполнения каждого задания заносится в таблицу:

    Количество
    баллов

    Критерии

    2 балла

    Задание выполнено полностью или допущена 1 ошибка

    1 балл

    Допущены 2-3 ошибки

    0 баллов

    Допущено более трех ошибок или задание не выполнено

    Полученный балл за выполнение всех заданий у каждого учащего класса фиксируется в сводной таблице.

    № п/п

    Ф. И.

    обучающихся

    Инструментальная готовность

    Личностная готовность

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    ∑-1

    16

    17

    ∑-2

    1

    Иванов

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    0

    2

    26

    Б

    2

    1

    3

    Б

    2

    Петров

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    27

    Б

    2

    0

    2

    Б

    3

    Сидоров

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    1

    0

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    26

    Б

    2

    0

    2

    Б

    Данное оценивание дает возможность видеть мне – как учителю на каких учеников обратить в дальнейшем внимание при обучении, выстроить индивидуальную работу.

    1. Диагностическая работа.

    Она направлена на проверку умения выполнять различные операции в рамках данной учебной задачи. Результаты фиксируются в листе умений.

     К конкретной работе учителем разрабатывается оценочный лист, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность и приобретали привычку к самооценке и взаимному оцениванию при работе в парах, группах.        Так , например, мной был составлен оценочный лист  к  диагностической  работе по русскому языку  в 4 классе по теме
                        «Части речи. Имя существительное»

                                  Критерии

    Моя оценка

    Оценка
    учителя

    ББаллы

    1.Умение определять  части  речи                    

    2

    2.Умение определять род и число имен существительных

    3

    3.Умение определять падеж имени существительного

    2

    4.Умение определять склонение  имен существительных

    2

    5.Умение осуществлять выбор буквы в безударном падежном окончании имен существительных

    3

    6.Умение осуществлять анализ слова как части речи

    3

    Всего баллов


    3. Проверочная работа.
    Осуществляет контроль  за уровнем освоения предметных способов действия. Предполагает задания разного уровня сложности для обязательного выполнения. Задания оцениваются по уровням и определяется степень овладения способами учебного действия.

                 4.Итоговая проверочная работа.

    В нее включены основные темы учебного года. Задания разного уровня сложности. Проверяются предметные и метапредметные результаты. Оценивание осуществляется путем выставления баллов отдельно по уровням. Сравниваются результаты стартовой и итоговой работы.

    Все перечисленные выше виды оценивания помогают учителю видеть достижения учащихся, их личностный рост, планировать групповую и индивидуальную работу с отдельными учениками.

         Но оценивание предполагает и обратную связь. Ученику оно дает информацию о том, насколько он продвинулся вперед или показывает его слабые стороны, для того, чтобы он мог обратить на это особое внимание, развивает самоконтроль.  А учитель получает информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей. Оценивание позволяет ориентировать ученика на успех и создает условия для развития самооценки. Психолог и педагог А. Н. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать и рассматривать в комплексе.

    Что такое самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.  

    Самооценка помогает детям определить границы своего знания-  незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени, поэтому должна начинается с 1 класса. Существует несколько методик формирующих самооценку. Я хочу остановиться лишь на тех, которые использую для своей работы учителя. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек.

     Цветовые дорожки позволяют ученику1 класса, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.  

     Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;

     жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался;

      зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с эти справлюсь.  

    Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

    Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.  

    Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещё один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.  

    Линеечки, пятиуровневая шкала. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Это может быть три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетрадей ученики чертят 3 отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы.

             Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.  

    Во 2 и 3 классах используются следующие методики.

    Методика: «Радуга», похожая на методику «Светофор». Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают зеленым  цветом, с одной ошибкой – желтым цветом, 3 и более ошибок – красным цветом.         Эффективно         используется         на обобщающих уроках.

               Методика: «Древо творчества». Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

                    Методика: «Мы – вместе» «Оценочный лист» 
    Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

               Перед уроком детям выдается карточка, в верхней  1 строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания,  в 3 – оценка учителя.
    При использовании данной методики особое внимание уделяется выбора заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

    А в 4 классе на
     этапе «Рефлексия»  учитель использует ряд стратегий.
    Стратегия «Две звезды, 1 желание» . 
    Важна для  
    самооценки и  взаимного оценивания при работе в парах, группах.
    Э
    тот вид работы позволяет  видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и говорить о «плюсах» в работе. Это оценивание может быть  письменным, устным, коллективным и индивидуальным. 
    Рефлексия."Две звезды ,одно желание" :

                          2 звезды– учащиеся  пишут  что понравилось

                          1 желание – учащиеся  пишут свои предложения к уроку
                         и как их можно реализовать.

    Стратегия «От кулака до пяти пальцев»:

    • все пять пальцев подняты, если вы абсолютно уверены, что добились поставленных целей;
    • три пальца, если Вы чувствуете, что частично добились успеха в поставленных целях, но стоит еще поработать над этой темой;
    • кулак, если вы считаете, что не добились никакого успеха в поставленной задаче.

    Закончи  предложения:

    1.На уроке  для меня было важно  …

    2.На уроке мне было сложно …..

    3.Сегодня я научился

    4.На уроке у меня получилось  …

    5.Чтобы не допускать ошибок , я повторю…

    Следует отметить, что при использовании данных методик , после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

    • осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;
    • адекватное и осознанное отношение к оцениванию его учителем;
    • в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности.
    • умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я»;
    • повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

    Таким образом, подводя итог вышесказанному, в результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину. Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

    Хочу закончить своё выступление словами австрийской писательницы, драматурга Мари Фон Эбнер Эшенбах, которые заставляют задуматься о настоящем предназначении учителя:

    «Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе».

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий отчет учителя начальных классов по теме: "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика".

    План.1.     Теоретические исследования в области стимулирования с целью повышения эффективности урока.2.     Метод ассоциативного образа на ур...

    Эффективность урока- стимул к успеху учителя и ученика.

    Презентация выступления поможет вам использовать материал для работы в школе....

    Стимул к успеху учителя и ученика на уроке в условиях внедрения ФГОС

    Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому.Главной  целью в моей работе становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать ...

    Эффективный урок - стимул к успешности учителя и ученика

    Выступление на педагогическом совете...

    Научная статья: "Работа учителя и учеников на уроках чтения"

        После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызыва...

    Мастер-класс «Текущее оценивание коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»

    Мастер-класс «Текущее оценивание  коммуникативных и регулятивных УУД на уроке»...