О воспитании музыкой на уроках в начальной школе
статья на тему

Монашенко Екатерина Ивановна

Каким образом прививать детям любовь к музыке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vospitanii_muzykoy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx17.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О воспитании музыкой на уроках в начальной школе

 «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания, - писал В.А.Сухомлинский. Многолетний опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью и азбукой музыкальной культуры способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии - только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

 Белинский считал, что надо в раннем возрасте воспитывать у ребенка чувства и фантазию и для этого привлекать произведения искусства-- ведь ребенку "нужны образы, краски, звуки". Искусство помогает воспитать у детей восприимчивость к прекрасному.

Каким образом прививать детям любовь к музыке? Существует множество приемов, педагогических наработок и просто прекрасных идей для того, чтобы познакомить ребенка с миром музыки.

Рассмотрим, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае - непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения. Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение Слушая, например, пьесу П. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появится приятное переживание, которое ассоциируется с жизненными явлениями. 

При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слов.

 Важная роль в музыкальном воспитании отводится родителям. Они на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней:

* Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, начните его осваивать вместе со своим ребенком;

* Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) - совершенствуйте свой музыкальный вкус;

* Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;

* Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;

* И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.

У всех ли есть музыкальные способности?

Понимание важного значения музыки в воспитании детей является  самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы она придаст жизни, что высвободит, а что оттеснит в глубь сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Классическая музыка на уроках в начальной школе:опыт ее популяризации

Как сделать классическую музыку на уроке понятной и интересной?Какими педагогическими приемами можно увлечь детей на уроке?Изложенный опыт работы может подсказать ответы на эти вопросы....

Из опыта учителя музыки. Использование инновационных игровых технологий на уроках в начальной школе

Использование инновационных игровых технологий на уроках в начальной школе...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе начальной школы.

Тема: любовь и доброта сделают мир прекрасным ( на основе слушания балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и сказки Э. –Т. –А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).Уче...

Презентация "Воспитание духовности на уроках в начальной школе"

—Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты; строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших ...

Статья "Слушание музыки на уроках в начальной школе"

Слушание музыки как вид деятельности в обязательном порядке входит в содержание каждого урока. Следует заметить, что восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связано с жизнью, слуш...