Пояснительная записка "Я - исследователь" 2класс
рабочая программа (2 класс) на тему

       Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я -  исследователь» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p-z_yunyy_issledovatel.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

       Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я -  исследователь» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:

1Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2.Примерная основная образовательная программа (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

3.Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».

5.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"

7.Основная образовательная  программа  начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.

8.Положение о рабочих программах лицея.

9. Авторская программа А. И. Савенкова «Я -  исследователь»

      Основная цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

      Программа курса «Я -  исследователь» ориентирована на обучающихся начальной школы.

2. Место курса в плане внеурочной деятельности лицея

     В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс во 2 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

       Рабочая программа  курса  «Я- исследователь» соответствует общеинтеллектуальному  направлению  внеурочной деятельности.

3.Общая характеристика курса

       Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что исследовательская деятельность является средством освоения действительности, способствует развитию умения работать с информацией, формированию исследовательского стиля мышления.     

Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

  •  развивать познавательные потребности младших школьников;
  •  развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

4.Результаты освоения курса

Личностные результаты.

 У учащегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
  •  интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  •  ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  •  способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

            Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  •  выраженной познавательной мотивации;
  •  устойчивого интереса к новым способам познания;
  •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
  •  морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  •  планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  •  адекватно воспринимать оценку учителя;
  •  различать способ и результат действия;
  •  оценивать свои действия на уровне ретро - оценки;
  •  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  •  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Учащийся получит возможность научиться: 

  • проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи

Познавательные УУД.

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  •  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  •  высказываться в устной и письменной формах;
  •  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  •  владеть основами смыслового чтения текста;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  •  осуществлять синтез (целое из частей);
  •  проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  •  устанавливать причинно - следственные связи;
  •  строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку);
  •  подводить под понятие;
  •  устанавливать аналогии;
  •  оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  •  видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  •  фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
  •  оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  •  использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  •  учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  контролировать действия партнера;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

Учащийся  получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  •  аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
  • взаимодействии;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  Воспитательные результаты могут быть распределены по трем уровням.

            Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

            Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

          Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде

5.Содержание курса

Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включает три раздела.

1.«Тренинг». Приобретение учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

 2.«Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных     исследований и выполнение творческих проектов.

3. «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

  1. «Тренинг» (17ч.)

Тема «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема «Эксперимент _ познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тема «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Тема «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированyости и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

2.«Исследовательская  практика» (11ч.)

Тема  «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема  «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема  «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема  «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

 3. «Мониторинг» (6ч.)

 Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Анализ исследовательской деятельности»

Тема «Защита собственных исследовательских работ»

Тема «Участие в научно-практической конференции   лицея»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Тематический план

Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I

четверть (9 часов)

Научные исследования и наша жизнь

1

1

Научные исследования и наша жизнь

1

1

Наблюдение и наблюдательность

1

1

 Эксперимент – познание в действии

1

1

Гипотезы и провокационные идеи

1

1

Анализ и синтез

1

1

Как давать определения понятиям.

1

1

Как давать определения понятиям

1

1

Наблюдение и экспериментирование

1

1

II четверть

(7 часов)

Основные логические операции

1

1

Гипотезы и способы их конструирования

1

1

Искусство задавать вопросы

1

1

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

1

 Ассоциации и аналогии

1

1

Суждения, умозаключения, выводы

1

1

Искусство делать сообщения  о результатах исследовательской деятельности.

1

1

III

четверть

(9 часов)

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

1

1

Как выбрать тему собственного исследования

1

1

Коллективная игра – исследование

1

1

Коллективная игра – исследование

1

1

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований..

1

1

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований..

1

1

Индивидуальная работа по  проведению  исследований.

1

1

Индивидуальная работа по  проведению  исследований.

1

1

Индивидуальная работа по  проведению  исследований.

1

1

IV

четверть

(9 часов)

Семинар

1

1

Семинар

Коллективная игра «Вопросы и ответы».

1

1

Мини  конференция по итогам собственных исследований.

1

1

Мини  конференция по итогам собственных исследований.

1

1

Анализ исследовательской деятельности.

1

1

Защита собственных исследовательских работ.

1

1

Защита собственных исследовательских работ.

1

1

Участие в научно-практической конференции  лицея.

1

1

Итого

34ч.

17ч.

17ч.

6. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

 Савенков А.И Программа «Я – исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Рабочая тетрадь

для обучающихся

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Методическое  пособие с поурочными разработками

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Список  используемой литературы

1.Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

6 -8 лет.  - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

2. Развитие логического мышления. 6-7 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

7. Основные формы занятий.

Занятия могут проводиться в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)  исследовательская деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований.

 Исследовательская  деятельность предусматривает поиск необходимой  информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей

РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры _______________________

Протокол № 1

от «_____» ___________2016г.

Заведующий кафедрой

________/_________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по ВВВР

_________/___________

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № _______________

от « ____» __________2016г.

Директор

______________ Т.В.Кисель

Рабочая программа  

курса внеурочной деятельности

«Я -  исследователь»

на   2016-2017  учебный год

Учитель Бачкало Екатерина Петровна

Класс:  2 В

Количество часов по программе: 34

Количество часов в неделю: 1

г.Сургут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....