Представление опыта
статья на тему

Борисова Елена Александровна

Развитие позноавательных способностей младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_igoshina.docx498.33 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ «Средняя школа №32»

городского  округа  Саранск   Республики Мордовия

Игошиной Елены Александровны

«Развитие познавательной деятельности младшего школьника».

Актуальность и перспективность опыта

Проблемы развития познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр. 

Познавательная активность заставляет искать и находить решение  проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её  формированием и развитием у учащихся, мною  были изучены и проанализированы  условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника:

  • обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы,

т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

  • исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
  • комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
  • обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
  • обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
  • эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога     (создание доброжелательного эмоционального фона  в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);
  • стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
  • на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
  • организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

Цель: 

Определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию познавательной деятельности младшего школьника.

Проблема исследования опыта: 

Каковы пути и условия в выработке основных форм и методов, влияющих на развитие познавательной деятельности младшего школьника.

Объекты исследования опыта:

Задачи:

 1.  Изучить литературу по вышеуказанной теме.

2.  Определить  наиболее  целесообразные  методы  и  приёмы  работы, способствующие развитию познавательной деятельности младшего школьника.

3.  Разработать комплекс мероприятий направленных на развитие познавательной деятельности младшего школьника.

 Теоретическая база опыта

Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена.  Так, например,  Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский,  Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.Современные отечественные педагоги  и психологи Занков Л.В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.

Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир детей только к учению. Необходимо, обучая, формировать ребенка прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

С первого дня обучения важно изучить характер и поведение ребенка. Как он сходится со своими сверстниками? Умеет ли запоминать задания, ладить с незнакомыми людьми? Детям младшего школьного возраста трудно привыкать к жестким рамкам школьной жизни, когда приходится быстро переходить от одного вида занятий к другому. Учителю необходимо помочь таким обучающимся справиться с растерянностью, несобранностью, поэтому нужно научить ребенка пользоваться расписанием уроков, уметь читать и правильно выполнять задания к упражнениям.

Очень часто говорят: “Он совсем не умеет учиться”. Ничего удивительного, ведь он только начинает свою трудовую деятельность, поэтому учитель, разнообразя виды работ на уроке, должен помочь ученику переключаться с одного вида работ на другой, внимательно и старательно работать весь урок. Для этого необходима похвала:“Молодец, ты пишешь, или решаешь лучше, чем неделю назад” или “Как ты повзрослел, став школьником”. Это прибавит ребенку уверенности в себе. Не стоит упрекать его за неважный результат. Похвалите за старание и только потом объясните, как важно доводить дело до конца. Не следует в погоне за лучшими отметками увеличивать объем знаний. Ребенок будет уставать, а его интерес к учебе снижаться.

Работая с детьми, не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребенком, не нужно выплескивать на него тысячи слов порицания, не нужно давить на его волю, закомплексовывать.

Человеческое отношение к ребенку – это не баловство и попустительство, а ежедневный труд, осознанный, целенаправленный, исключающий жесткость, труд, развивающий в ребенке чувство радости перед школой, чтобы школа стала прочной основой в его жизни.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности, среди которых ведущими являются мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества, а это значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих возможностей.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.

При развитии способностей у учащихся необходимо учитывать, что немаловажную роль играет упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений”, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на 1 % - вдохновение, а на99 % - потение”.

Развивая, нельзя принуждать. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. Кроме этого необходимо активизировать жизненную позицию ребенка.

Это пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающиеся на воображение. Воображение - это источник творчества.

Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают их своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение.

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

 Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать  и оценивать учебные действия и их результат.    Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем  информационном  мире  принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких  условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности:  интеллектуальную,  личностную, социальную.

         Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убедили меня в том, что наиболее конструктивным решением является создание  психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».

Методы развития познавательной активности

1. Анкетирование,наблюдение.
Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся.  Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Анкета «Почему я учусь?» (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании  учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата. 2.      Самостоятельная работа.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. 
Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью я использую в своей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа.  Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
 Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.
На своих уроках, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели. 
3.      Исследовательская и проектная деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
    В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает,  а проведение учебных исследований с младшими школьниками  это  особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.  Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе,  обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.
  Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,  критического и творческого мышления,
 умений ориентироваться в информационном пространстве.   Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
1) самостоятельному, критическому мышлению,
2)принимать самостоятельные аргументированные решения,
3)размышлять, опираясь на знание фактов,  делать обоснованные выводы
4) учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
 4.     Игровая деятельность.
 Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
Создание игровой  атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет зевающих на уроке.
Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
5.     Интеграция.
Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
 Интеграция – процесс  сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 
6.    Проблемное обучение.
Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
         Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

Технология опыта

        Глубоко изучая методологические основы познавательной деятельности     учащихся, я поставила перед собой

Цель: решение проблемы по развитию познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

Причиной этого явилось  наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Мною были намечены следующие задачи:

1)Формировать положительную мотивацию учения

2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка

3)Развивать  личностный потенциал учащихся

4)Формировать  умение самостоятельно добывать знания.

5)Создать условия для реализации творческого потенциала  учеников.

Что же я, как учитель,  должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная  активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка  интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас  на протяжении всей его жизни?

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

В своей работе с целью развития познавательной активности младшего   школьника я использую средства, представленные в  схеме

сканирование0003

Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.

1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие.  Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения

 2.  Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе я использую и другие технологии. Я часто обращаюсь к игровой технологии, ведущим методом которой является игра.  Ведь переход от игровой деятельности, которая является основной в дошкольном возрасте, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету ­дидактическая игра. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

На уроках математики необходимо использовать игровые задания, направленные на развитие внимания, воображения и т. д. Так, например, задания на развитие внимания:

     1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?

     2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?

     3. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?

    В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат».

                                         Занимательные задачки

            На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

            У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

            У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

            Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?

            Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).

          Дети очень любят разгадывать ребусы. Так можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в ребусах.

     - Для формирования навыков орфографии использую следующие игры:

I. «Куда причалят лодки?»

II. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I 

рыбка

вьюга

чулок

II 

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

  III . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород 

парк 

море 

школа 

столовая 

зоопарк 

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

IV . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил 

ански 

кьоинк 


лыжи 

санки

коньки 

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например: 

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

V. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА 

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА 

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Используя  игровые формы на уроках, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе.

Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там  раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют  более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Хочу быть учителем», «Играем в больничку», «Отправляемся путешествовать…»,  «Знаем правила движения», «Играем в сказки» и т.д.

Для развития познавательного интереса у учащихся использую разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное зрительное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями  учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. 

На своих уроках я стараюсь не терять связь с другими предметами. Например, обращаю внимание на правописание тех или иных слов не только на уроках русского языка, но и на уроках математики (при решении задач), чтения (при составлении плана рассказа). Или же даю интересные сведения из жизни животных не только на уроках  окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка.  

Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения я провожу и нетрадиционные уроки:

1)урок-КВН: «КВМ - Клуб Веселых Математиков», «Что за прелесть эти сказки ... » (по чтению) и др.;

2) уpoк - соревнование. Такие уроки я провожу при обобщении материала. Это может быть «Брейн - ринг» по математике, «Своя игра» на уроках чтения или же «Что? Где? Когда?» на ознакомлении с окружающим миром;

3) урок-экскурсия: «В гости к осени», «В гости к зиме» (ознакомление с окружающим миром), «Математика вокруг нас» (математика) и др.;

4) урок-путешествие. Это может быть путешествие в любую хорошо известную детям сказку «Колобок», «Царевна – лягушка», или борьба со Змеем Горынычем, Бармалеем и т.д., где дети должны выполнить, какое-либо задание, чтобы помочь сказочному персонажу преодолеть препятствие

3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование Информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение  на различных уроках в начальной школе  способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

На уроках я использую разные формы  применения ИКТ:

  • презентации;
  • тренажёры;
  • физминутки;
  • музыкальное сопровождение уроков;

В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной  деятельности.

Важно  научить ученика самостоятельному  поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках  окружающего мира. К  урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл:  « Я  вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить  родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета,  печатными источниками из библиотеки) дети научатся  готовить их сами.

        С помощью интернет - ресурсов я собираю банк презентаций по всем предметам.    

4.  Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий:  это снижение нагрузок на уроках,  дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся,  динамические паузы, беседы. 

5.  Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО -  такая  организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

Ученые доказали, что человек запоминает:

20% - от того, что услышал

30% - от того, что увидел

50%  - услышал и увидел

70% - обсудил с другими

80% - испытал на опыте

90% - в практике, научил еще кого-то.

Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для  друга, потом проверять их  и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы сложения,  умножения, что помогает вторичному закреплению материала.

С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, зная критерии оценивания, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.

6. Эффективными и развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи,  благоприятно влияющими на социализацию ученика являются приемы, основанные на противоречиях – всем известной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эти приемы очень просты, но высокоэффективны.

Приведу один из приемов, используемых мной  - «Разминка». Перед началом разминки детям даю соответствующую  установку, например: «Ребята, вам будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа  проходит в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).

Возможный вариант разминки: 

1)-Какое сегодня число?

Какой день недели был вчера?

У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось? (5)

- Как правильно сказать сумма чисел 5  + 7 равна одиннадцати или адиннадцати? (двенадцати).

-Какая третья буква в слове вокзал? (к)

-А четвертая в слове солнце? (н)

-Сколько будет 6 + 6 : 6? (7, потому что первое действие  деление).

 Сколько дней в ноябре? (30)

-Сколько букв в имени белобоки? (40 а)

- Как называется третья буква алфавита с конца? (э) А пятая сначала? (д)

-Что мы слышим в начале урока? (букву У).

2)Реши задачу: «Представь, что ты шофер. В твоем автобусе 18 мест занято мужчинами и 12  - женщинами, кроме того, 4 ребенка стоят. Сколько лет шоферу?».

Такие разминки придают дух соревновательности, концентрируют внимание, развивают у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь. Задания для подобных разминок подбираю в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся. Разминки усложняю постепенно.

Данная методика  ТРИЗ в разных формах успешно используется мною при проведении классных часов.

Единство обучения и воспитания на уроках нашло свое применение и развитие во внеклассной работе. Активизируют познавательный интерес кружки, экскурсии, КВНы, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели и другие формы внеклассной работы.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.

Внеклассные занятия стараюсь организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы.  

Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад , кроссвордов и т.д.  На занятиях сочетаю коллективную работу и индивидуальную.   Учитывая все вышесказанное, я провожу такие внеклассные мероприятия, как:

  •   интеллектуальные игры;
  • викторины;
  • КВНы;
  • Конкурсы;    

Анализ результативности опыта

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности  познавательной активности.

Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока и внеурочной деятельности, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику по результатам диагностики методики Ч.И.Спилбергера «Оценка уровня познавательной активности»: по сравнению с 3 классом количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности возросло на 14% , со средним – остаётся стабильным - 44%, с низким уровнем стало на 14% меньше.

Проведенная мною работа  подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать  и сформулировать основные теоретические выводы:

  1. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
  2. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Заключение

В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы в форме электронной презентации

Для регистрации и участия в заочном туре Всероссийского конкурса «Учитель года России» в оргкомитет конкурса предлоставлена данная презентация....

Представление опыта работы

В основе моей методической системы «Формирование навыков безошибочного письма на основе психологических и педагогических диагностик Н.П. Локаловой» лежат идеи реализации личностного подхода на уроках...

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

Представление опыта работы

Обобщение моей деятельности по преподаванию предмета "Истоки" в начальной школе...

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

представление опыта работы

разработка конкурсного методического объединения Учитель года-2014...