Рабочие программы 3 класс (8 вид)
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Евтюхина Галина Геннадьевна

Изобразительное искусство. Развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc504.41 КБ
Microsoft Office document icon izo.doc504.41 КБ
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_1.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изобразительному искусству для 3 класса

учащихся VIII вида

Пояснительная записка

           Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2012 года).

                 Программа рассчитана на 35 часов.

          Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.

       

Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Основные задачи программы обучения:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности      школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития   у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство

и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно -  двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально -  эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


   Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
  • самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  • правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • делить лист на глаз на две и четыре равные части;
  • анализировать с помощью учителя строение предмета;
  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
  • различать и называть цвета и их оттенки;
  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
  • анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Учащиеся должны знать:

  • цвета;
  • строение изображаемого предмета;
  • правила построения узора в полосе, квадрате, круге.

Содержание образовательной программы

На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой 2012 года издания, учащиеся 3 класса усваивают: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Раздел

Кол - во

час.

Темы

Краткое содержание раздела

I четверть (8 ч)

Декоративное раскрашивание

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

с натуры

         

   5

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

Рисование флага республики Татарстан.

Рисование с натуры доски для резания овощей.

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Рисование на тему: «Парк осенью».  Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

II четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

3

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

 с натуры

3

Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об        

изобразительном

искусстве

2

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа

Рисование на тему «Нарядная елка».  Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима»).

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

 Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

III четверть (10ч)

Декоративное раскрашивание

4

Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

 с натуры

5

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Рисование с натуры молотка

Рисование с натуры детской лопатки

Рисование с натуры теннисной ракетки

Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона).

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

IV четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

3

Рисование узора из растительных форм в полосе

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы)

Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисова-ние

 с натуры

Беседы об        

изобра-зитель-ном

искусст-ве

4

Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам  А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисова-ние на темы

2

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют).

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Кален сроки

Факт. сроки

Планируемые результаты

КИМ

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки

и способы деятельности

                                                                                     I четверть (8ч)

1

Рисование с натуры осенних листьев.

Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды»

1

05.09

Знать названия листьев различных  деревьев.

Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

1

12.09

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

1

19.09

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь правильно держать карандаш.

4

Рисование на тему: «Парк осенью».

 Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»

1

26.09

Знать признаки осени.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

1

03.10

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету.

6

Рисование флага республики Татарстан.

1

10.10

Знать символическое значение красного, белого и зеленого цветов флага.

Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги.

 Уметь наблюдать, быть внимательным, усидчивым

7

Рисование с натуры доски для резания овощей.

1

17.10

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы предмета.

Уметь контролировать свои действия.

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

1

24.10

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм».

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

II четверть (8ч)

9

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1

07.11

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

10

Рисование с натуры игрушечного домика.

1

14.11

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).

Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).

Распознавать формы простейших плоских фигур

11

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа.

1

21.11

Знать требования к композиции изображения на листе бумаги

Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов.

Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия.

12

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

1

28.11

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы  росписи).

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и  располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков  синего цвета на белом фоне).

Уметь сотрудничать с одноклассниками.

13

Рисование с натуры будильника круглой формы.

1

05.12

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.)

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

14

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1

12.12

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

 Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

15

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

1

19.12

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Планировать текущую работу.

16

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима».

1

26.12

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Наблюдать объекты окружающего мира.

III четверть (10ч)

17

Рисование узора на на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

1

16.01

Знать правила построения узора.

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно  располагать элементы оформления на рукавичке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам.

18

Рисование симметричного узора по образцу.

1

23.01

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии.

Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

19

Рисование с натуры постройки из элементов строи-тельного материала

1

30.01

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Находить ошибки в работе и их исправлять.  

20

Рисование с натуры молотка.

1

06.02

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).

Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.

Придерживаться  заданного темпа  работы.

21

Рисование с натуры детской лопатки.

1

13.02

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки).

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

22

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1

20.02

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки)

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

23

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».

Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

1

27.02

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

24

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

1

05.03

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь договариваться,  распределять  работу, оценивать свой вклад и общий результат  деятельности, работу товарищей

25

Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате.

1

12.03

Знать особенности татарского орнамента. Понятия «симметрия», «ритм».

 Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симмет. расположения элементов.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

26

Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона).

1

19.03

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

IV четверть (8ч)

27

Рисование узора из растительных форм в полосе.

1

02.04

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

28

Рисование с натуры весенней веточки.

 Беседа по картинам

 А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

1

09.04

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Уметь рассказывать, что изображено на картине.

29

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

1

16.04

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Уметь выполнять требования учителя.

30

Рисование на тему: «Деревья весной»

1

23.04

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

31

Рисование на тему: «Праздник Победы»

(праздничный салют)

1

30.04

Знать значение праздника.

У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

32

Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.

1

07.05

Знать особенности татарского орнамента.

Уметь правильно  располагать элементы оформления на фартуке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

33

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

1

14.05

Знать строение изображаемого предмета: части растений.

Уметь рисовать с натуры куст земляники  с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности.

Уметь выделять главное

34

Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

1

21.05

Знать строение изображаемого предмета: части растений

Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного  равновесия форм, цвета.

Уметь организовать себя на выполнение задания.

35

Рисование с натуры цветов.

1

28.05


НОРМЫ ОЦЕНОК

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение          работы.

«Оценка 4» -    выставляется ученику за безошибочное и аккуратное              выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изобразительному искусству для 3 класса

учащихся VIII вида

Пояснительная записка

           Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2012 года).

                 Программа рассчитана на 35 часов.

          Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.

       

Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Основные задачи программы обучения:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности      школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития   у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство

и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно -  двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально -  эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


   Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
  • самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  • правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • делить лист на глаз на две и четыре равные части;
  • анализировать с помощью учителя строение предмета;
  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
  • различать и называть цвета и их оттенки;
  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
  • анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Учащиеся должны знать:

  • цвета;
  • строение изображаемого предмета;
  • правила построения узора в полосе, квадрате, круге.

Содержание образовательной программы

На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой 2012 года издания, учащиеся 3 класса усваивают: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Раздел

Кол - во

час.

Темы

Краткое содержание раздела

I четверть (8 ч)

Декоративное раскрашивание

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

с натуры

         

   5

Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

Рисование флага республики Татарстан.

Рисование с натуры доски для резания овощей.

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Рисование на тему: «Парк осенью».  Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

II четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

3

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

 с натуры

3

Рисование с натуры игрушечного домика. Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об        

изобразительном

искусстве

2

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа

Рисование на тему «Нарядная елка».  Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима»).

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

 Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

III четверть (10ч)

Декоративное раскрашивание

4

Рисование узора на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

Рисование симметричного узора по образцу.

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

 с натуры

5

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Рисование с натуры молотка

Рисование с натуры детской лопатки

Рисование с натуры теннисной ракетки

Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона).

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

IV четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

3

Рисование узора из растительных форм в полосе

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы)

Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисова-ние

 с натуры

Беседы об        

изобра-зитель-ном

искусст-ве

4

Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картинам  А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисова-ние на темы

2

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему: «Праздник Победы» (праздничный салют).

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Кален сроки

Факт. сроки

Планируемые результаты

КИМ

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки

и способы деятельности

                                                                                     I четверть (8ч)

1

Рисование с натуры осенних листьев.

Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды»

1

05.09

Знать названия листьев различных  деревьев.

Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

1

12.09

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

1

19.09

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь правильно держать карандаш.

4

Рисование на тему: «Парк осенью».

 Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень»

1

26.09

Знать признаки осени.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

1

03.10

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету.

6

Рисование флага республики Татарстан.

1

10.10

Знать символическое значение красного, белого и зеленого цветов флага.

Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги.

 Уметь наблюдать, быть внимательным, усидчивым

7

Рисование с натуры доски для резания овощей.

1

17.10

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы предмета.

Уметь контролировать свои действия.

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

1

24.10

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм».

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

II четверть (8ч)

9

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1

07.11

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

10

Рисование с натуры игрушечного домика.

1

14.11

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).

Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).

Распознавать формы простейших плоских фигур

11

Иллюстрирование прочитанного учителем рассказа.

1

21.11

Знать требования к композиции изображения на листе бумаги

Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов.

Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия.

12

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

1

28.11

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы  росписи).

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и  располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков  синего цвета на белом фоне).

Уметь сотрудничать с одноклассниками.

13

Рисование с натуры будильника круглой формы.

1

05.12

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.)

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

14

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1

12.12

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

 Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

15

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

1

19.12

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Планировать текущую работу.

16

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима».

1

26.12

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Наблюдать объекты окружающего мира.

III четверть (10ч)

17

Рисование узора на на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

1

16.01

Знать правила построения узора.

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно  располагать элементы оформления на рукавичке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам.

18

Рисование симметричного узора по образцу.

1

23.01

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии.

Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

19

Рисование с натуры постройки из элементов строи-тельного материала

1

30.01

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Находить ошибки в работе и их исправлять.  

20

Рисование с натуры молотка.

1

06.02

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).

Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.

Придерживаться  заданного темпа  работы.

21

Рисование с натуры детской лопатки.

1

13.02

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки).

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

22

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1

20.02

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки)

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

23

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».

Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

1

27.02

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

24

Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта.

1

05.03

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь договариваться,  распределять  работу, оценивать свой вклад и общий результат  деятельности, работу товарищей

25

Рисование по образцу татарского орнамента в квадрате.

1

12.03

Знать особенности татарского орнамента. Понятия «симметрия», «ритм».

 Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симмет. расположения элементов.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

26

Рисование с натуры игрушки вертолета (изготавливается из картона).

1

19.03

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

IV четверть (8ч)

27

Рисование узора из растительных форм в полосе.

1

02.04

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

28

Рисование с натуры весенней веточки.

 Беседа по картинам

 А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

1

09.04

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Уметь рассказывать, что изображено на картине.

29

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

1

16.04

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Уметь выполнять требования учителя.

30

Рисование на тему: «Деревья весной»

1

23.04

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

31

Рисование на тему: «Праздник Победы»

(праздничный салют)

1

30.04

Знать значение праздника.

У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

32

Рисование татарского орнамента на фартуке заготовленного учителем.

1

07.05

Знать особенности татарского орнамента.

Уметь правильно  располагать элементы оформления на фартуке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

33

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

1

14.05

Знать строение изображаемого предмета: части растений.

Уметь рисовать с натуры куст земляники  с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности.

Уметь выделять главное

34

Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

1

21.05

Знать строение изображаемого предмета: части растений

Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного  равновесия форм, цвета.

Уметь организовать себя на выполнение задания.

35

Рисование с натуры цветов.

1

28.05


НОРМЫ ОЦЕНОК

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение          работы.

«Оценка 4» -    выставляется ученику за безошибочное и аккуратное              выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности.»

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (окружающий мир) для 3 класса составлена на основе программы специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. (Москва «Просвещение» 2012 года).

Программа рассчитана на 70часов.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (
стебель — ствол, трава — куст — дерево)показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок)ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

3 класс

(2 ч в неделю)

      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
      Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
      Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
      Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
      Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
      
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
      
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
      
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
      
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
      
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
      
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
      
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
      
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
      
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
      
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
      
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
      
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
      
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
      
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
      
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
      
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
      
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
      
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
      
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
      
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
      
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
      Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
      участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
      связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
      ухаживать за одеждой и обувью;
      поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
      соблюдать правила личной гигиены;
      соблюдать правила уличного движения.
      Учащиеся должны 
знать:
      названия и свойства изученных предметов;
      выученные правила дорожного движения.

Тематическое планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 3 классе (70 ч)

Содержание

Кол – во

часов

ТСО

наглядность

Словарь

Коррекционная

работа

1 четверть – 18ч.

1

Осенняя экскурсия.

2

небо, листья листопад, птицы.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды.

2

Труд людей осенью.

2

Сюжетные и предметные картинки, загадки о профессиях.

сентябрь, сад, огород, овощи,фрукты, уборка, урожай, убирать, выкапывать, консервировать.

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей.

3

Овощи: картофель, капуста.

2

муляжи, опорные картинки, овощи (натуральные образцы).

картофель, вершки, корешки, огород, кочан, кочерыжка.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей.

4

Овощи: свёкла, горох.

2

картинки, муляжи, натуральные образцы овощей.

ботва, корень, плод, листья, горошина, стручок, стебель.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

5

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

2

натуральные образцы, картинки, пазлы.

ароматный, сладкий, красный, жёлтый, круглый, овальный, гладкий.

Коррекция внимания, развитие речи при описании бахчевых культур.

6

Ягоды: малина, земляника.

2

картинки, муляжи, крестовина.

сад, лес, полянка, куст, урожай, варенье, компот.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании ягод.

7

Растения на клумбах: астры, ноготки.

2

гербарий, открытки, карточки, картинки.

растение, клумба, корень, стебель, листья, бутон, лепесток.

Коррекция  зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

8

Золотая осень.

2

картина «Золотая осень», картинки, рисунки.

листопад, дождь, отлёт, день, ночь, тепло, холод, температура, спячка, звери, птицы.

Коррекция внимания, развитие речи при описании погоды и сезонных изменениях в природе.

9

Лиственные деревья.

2

гербарий, картинки, карточки.

лес,  роща, дерево, дубрава, дуб, корни, ствол, кора, ветви, листья, почки.

Коррекция внимания при описании и различении разных видов лиственных деревьев.

2 четверть – 14ч.

1

Сезонные изменения в природе.

2

календарь природы.

таблица «Дикие животные», картинки

зима, линька, зимовать, сбрасывать, запасать

Коррекция внимания и восприятия при работе с календарем природы, развитие речи при описании погоды

2

Транспорт. Наземный транспорт.

2

таблица «Виды транспорта», сюжетные картинки по теме

автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, фура

Коррекция мышления на основе упражнения по правилам дорожного движения

3

Посуда. Виды посуды.

2

посуда, картинки с изображениями разных видов посуды, раскраски

нож, вилка, чашка, ложка, тарелка, блюдце, кастрюля

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации

4

Декабрь – первый месяц зимы (

экскурсия)

2

снег, лёд, холод, вьюга, гололед, метель, снегопад

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

5

Одежда. Сезонная одежда.

2

таблица с разными видами одежды, сюжетные картинки.

пальто, шуба, шапка, шарф, платье, куртка, носки

Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды, коррекция зрительной памяти

6

Обувь и уход за ней. Виды обуви.

2

картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки

ботинки, сапоги, сандалии, кожаные, тряпочные, резиновые

Коррекция внимания на основе упражнений на описание, сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи.

7

Зимние забавы детей.

2

картинки с разными видами отдыха зимой

коньки, лыжи, санки, снежок, хоккей, спорт, радость

Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей

3 четверть – 20 ч

1

Сезонные изменения в природе.

1

сюжетные картинки

зима, улица, холод, лёд, снег, гололёд, песок

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

2

Зимующие птицы: снегирь, синица.

2

 картинки, открытки, таблица «Зимующие птицы»

зима, голод, холод, корм, подкормка, кормушка

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении

3

Перелетные птицы: грач и скворец.

2

картинки, открытки, таблица «Перелетные птицы»

грач, клюв, оперенье, санитар, птенец, скворчонок, яйца

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие связной речи при составлении рассказа – описания.

4

Домашние птицы: курица, утка

2

картинки, открытки, таблица «Домашние птицы»

петух, курица, цыпленок, курятник, насест, шпора, селезень, утка, утенок, перепонка, «птичий двор»

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении.

5

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

1

январь, зима, метель, снег, месяц, гололед

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении

6

Февральские приметы

2

сюжетные картинки зимней природы

уборка снега, холод, игры, гололед, заносы, вьюга, пурга, снегопад

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

7

Зима – время года. Труд людей города и села зимой.

2

картинки зимних пейзажей, сюжетные картинки

машины, ремонт, снегозадержание, уборка

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

8

Домашние животные: коза, овца

2

картинки, карточки, таблица «Домашние животные»

коза, козел, козленок, овца, баран, ягненок, голова, морда, уши, лапы, рога, шерсть, хвост

Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. Коррекция мышления.

9

Дикие животные: ёж, медведь

2

картинки, таблица «Дикие животные», раскраски

ёж, ежиха, ежонок, иголки, нора, медведь, медведица, медвежонок, лес, берлога

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

10

Растения и животные весной. (экскурсия)

2

весна, оттепель, птицы, растения, животные, свежесть

Коррекция внимания и зрительной памяти, развитие речи

11

Март – весенний месяц.

2

сюжетные картинки, картины русских авторов о весне

погода, дни, весна, солнце, небо, проталины

Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками, развитие речи при описании по картине

4 четверть – 18 ч

1

Комнатные растения: герань, традесканция.

2

картинки, открытки, комнатные растения

вода, воздух, солнце, земля, отросток, горшок, лейка, герань, традесканция

Коррекция внимания на основе практических упражнений в уходе за растениями

2

Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга

2

красная книга, гербарий, открытки, картинки

цветы, подснежник, мать-и-мачеха

Коррекция внимания при описании и различении раннецветущих растений

3

Насекомые: муравей.

2

коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы

голова, усы, лапки, кокон, куколка, польза, корм, муравейник

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

4

Насекомые: муха.

2

коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы

вред, крылья, корм, вредное, надоедливое, летающее

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

5

Разнообразие животного мира. Охрана животных.

2

выставка рисунков, энциклопедия, таблица «Животные»

звери, птицы, насекомые, охранять, остерегаться, беречь

Коррекция мышления, развитие связной речи

6

Экология воздуха и охрана окружающей среды

2

картинки с изображением природы

кислород, воздух, загрязнение, охрана, экология, болезни, гибель, сохранение, «легкие планеты»

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

7

Охрана здоровья. Мой организм и органы чувств и зрения

2

сюжетные картинки, таблица с изображением органов чувств и зрения

здоровье, части тела, зрение, слух, обоняние, слепота, глаза, белок, зрачок, роговица

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

8

Органы слуха и обоняния.

2

сюжетные картинки, таблица с изображением органов слуха и обоняния

ухо, слух, громкость, глухота, нос, запах, насморк, обоняние

Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении

9

Орган осязания. Зубы.

2

сюжетные картинки, таблица с изображением зубов

язык, вкус, осязание, орган

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...