Статья "Особенности личностно-ориентированных уроков"
статья (1 класс) на тему

Щербина Ирина Николаевна

Статья раскрывает, как первокласснику преодолеть трудности адаптации, связанных с изменением его социальной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл os-ti_lichnostno-orient._urokov.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности личностно-ориентированных уроков

I Специфика работы учителя

   Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и с привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.

   Нынешним первоклассникам предстоит провести в обществе своих учителей первые четыре школьных года. За это время при непосредственном участии учителя начальных классов в каждом ребёнке сформируется множество психологических новообразований.

   Предметом трудовой деятельности учителя начальных классов является сама личность ученика. Специфика учительской профессии состоит в том, что она обслуживает целостный процесс социализации личности ученика; профессиональная деятельность направлена здесь на человека как на цель, на формирование в нём высоких социальных и личностных качеств. Поскольку деятельность учителя означает обязательное вторжение во внутренний мир ребёнка, нравственная ответственность перед ним и обществом приобретает здесь решающее значение.

   Одна из главных задач профессиональной педагогической этики состоит в том, чтобы формировать и воспитывать личность профессионала, снабдить специалиста – учителя особыми профессионально-моральными знаниями, помогающими при выполнении его социально и человечески значимых обязанностей. Философ К. Нешев считает, что «педагогическая этика должна выработать такие образцы деятельности и поведения специалиста-педагога, которые гарантировали бы максимально точную и гуманную направленность при формировании самых интимных механизмов складывающейся человеческой личности. Ведь педагогическая этика обеспечивает сознательный процесс морального воспитания личности, такого воспитательного воздействия, посредством которого мораль – через деятельность педагога-специалиста  - вырабатывает моральные нормы, принципы и ценности в других личностях, воспроизводит мораль в условиях данной специализированной деятельности».

II Психолого-педагогический статус школьника.

   Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы представляются:

  1. Отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться, адекватный уровень притязаний.
  2. Отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения.
  3. Устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и актуальными возможностями ребёнка.
  4. Активность и автономность поведения ребёнка – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
  5. Взаимодействие и отношения с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребёнком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями.
  6. Взаимодействие ребёнка со сверстниками – установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём.
  7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.
  8. Сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности, сформированность внутреннего плана умственных действий и др.

Эмоциональный компонент взаимодействия учителя и ребёнка находится на первом месте в формировании отношения школьника к учёбе. Отношение к педагогу у ребёнка может быть эмоционально положительным, нейтрально-отстранённым, отрицательным или противоречивым. То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус младшего школьника – зависит от его учителя.

III Личностно-ориентированное обучение

   Идея личностно-ориентированного образования принята начальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального образования.

   Личностно-ориентированное обучение обеспечивает права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.

   Первый компонент развития: умение применять полученные знания.

   А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Поэтому очень важный момент личностно-значимого обучения – развитие мотивации учебной деятельности.

   Можно сравнить два приёма обучения. Один распространен. Учитель пишет на доске тему «Правописание гласных после шипящих» и объясняет правило: «После шипящих в словах пишется «и». Учащиеся повторяют правило, а затем учитель предлагает им записать соответствующие слова. В этом случае всё зависит от памяти: кто быстрее запомнит правило, тот и не сделает ошибок. А вот другой ход урока. Учитель пишет на доске слова, в которых пропущена буква «и»: ш-ло, лыж-, и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы детей разные: одни говорят «и», другие «ы». Почему мы сомневаемся в написании этих слов?» - спрашивает учитель. Ответ очевиден: мы не знаем правило написания гласных после шипящих.

   Теперь настало время познакомиться с правилом. Знать его необходимо для того, чтобы грамотно писать. Теперь можно писать слова, каждое анализировать и подчёркивать правильное написание.

   Казалось бы, чуть-чуть изменён характер обучения, но эти изменения важны – они формируют у школьников мотив их деятельности.

   При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

   Следующий важнейший компонент детского развития – сформированность умения добывать знания. Восприятие и память – психические процессы, необходимые для обучения. Вместе с тем, их преобладание, приоритет в педагогическом процессе уже в начальной школе определяют репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому  что знания навязываются ребёнку в виде готового образца (правила, закона, инструкции). В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни  успешное обучение, ни успешное самообучение.

   Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образ или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

   Следует отметить, что в этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению. Это определяет более активную роль школьника как участника дискуссии, размышления, как исследователя.

   При лично-ориентированном обучении роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае – равноправный партнёр по учебному общению. Такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не боясь допустить ошибку в рассуждении, под влияние высказанных сверстниками аргументов исправить её, а это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

   Во-первых, ученики получают новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

   Во-вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение даёт возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески.

   В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путём размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

   И, наконец, в-четвёртых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения – на доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

   Возможным путём привлечения самостоятельности и инициативности младших школьников как проявление лично-ориентированного обучения является предоставление им возможности работать в системе альтернативных образцов. Учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обучения находить верный ответ. При этом очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова «Не верно», «Не правильно», «Не думаешь», они заменяются личностно-значимыми и уважительными «Это твоё мнение», «Ты так думаешь».

IV Оценочная деятельность учащегося

   У младшего школьника может быть сформировано умение находить у себя ошибки, объективно оценивать результаты своей деятельности, самостоятельно исправлять неточности и др. Как целесообразно изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку?

   Можно не исправлять допущенную ребёнком ошибку, а только подчеркнуть слово, в котором она имеется. Тогда работа над ошибками будет состоять в том, что ученик находит место, где он совершил ошибку, и самостоятельно её исправляет. Хорошим приёмом является письмо с пропусками: если не знаешь, какую букву написать, поставь «-». Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность школьника: он начинает осознавать своё незнание и стремиться его ликвидировать.

   Есть и такой приём: контрольные даются трёх вариантов: на «5», «4», на «3». Сам ученик выбирает уровень контрольной, то есть оценивает свои возможности. Не беда, если у ребёнка не сразу получится выбор, адекватный его умениям, в данном случае учитель приходит ученику на помощь, даёт совет: «Мне кажется, ты справишься с работой на «4», «Реши сначала задачи на «3», а если всё получится, приступишь к другому варианту», «Почему себя недооцениваешь? Ты вполне справишься с работой на «5».

   Основная задача в оценочной деятельности – всё больше обращать внимание учащихся на совершенствование учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Дети учатся сами анализировать результат своего труда, сами ставить задачи его совершенствования.

V Дифференцированное обучение

   В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание) ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности.

   Учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить уровень интеллектуального развития ребёнка, сформированность умений учиться. На основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы – корректционно-развивающие тетради по каждому учебному предмету, что позволяет ему вовремя устранить причины возникающих или возможных ошибок.

   Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудированного фона, дополнительной, интересной для младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможность развивать общую культуру и эрудицию ребёнка. С этой целью полезны такие элементы урока, как «Для любознательных», «Спрашивай – отвечаем», «Этот удивительный мир», «Путешествие в прошлое», «Что, где когда» и др.

VI Итоги

   Личностно-ориентированное обучение связано с удовлетворением потребностей ребёнка в различных деятельностях, интересных ему. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остаётся игра. Каждый учитель имеет в своём опыте ряд игр, прежде всего дидактических, которые он широко использует на уроках. Надо обратить внимание на другой вид игр – сюжетно-ролевые. Именно эти игры имеют особое значение  в развитии ребёнка.

   Ребёнок берёт на себя роль, действует в воображаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, вместе с ними создаёт сюжет игры. Всё это он делает по своему разумению, самостоятельно. Дети свободны в выборе партнёров, действий, сюжета и аксессуаров игры. Поэтому так важно предоставить им возможность.

   Например, на уроках «Окружающего мира» целесообразно ввести различные игры-диалоги. В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врача», «Поговори с другом» и пр.; в теме «Осень» организует «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме. Очень интересны игры-путешествия, которые проходят с использованием карты, глобуса, иллюстраций, и игры-экскурсии (например, «На ярмарке», «В музее», «Экскурсия по родному городу» и др.). интересно проходят и игры на основе литературных произведений – разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек, закличек и пр.

Изученный материал может стать основой проведения и таких известных игр, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умницы», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков команд.

   Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.