Требования к ИКТ-компетентности учителя начальных классов для реализации основных положений ФГОС НОО
статья (4 класс) на тему

Арнаутова Ираида Вячеславовна

Цель: получить представления о уровне необходимой ИКТ-компетентности, для реализации учителем начальных классов требований ФГОС НОО.

Задачи: в ходе работы обучающимися должны быть решены следующие задачи:

  • Ознакомиться с требованиями государственной политики в области образования к ИКТ компетентности современных учителей начальных классов;
  • Ознакомиться с местом информатики в системе ФГОС НОО;
  • Ознакомится с современными публикациями и мнениями авторитетных специалистов о требованиях предъявляемых к ИКТ-компетенции учителей начальных классов;
  • Сформировать собственное представление и проанализировать текущий уровень средней ИКТ компетентности учителей начальной школы и личной ИКТ компетентности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._r._no_2.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

       

 

 

Требования к ИКТ-компетентности учителя начальных классов для реализации основных положений ФГОС НОО

Цель: получить представления о уровне необходимой ИКТ-компетентности, для реализации учителем начальных классов требований ФГОС НОО.

Задачи: в ходе работы обучающимися должны быть решены следующие задачи:

  • Ознакомиться с требованиями государственной политики в области образования к ИКТ компетентности современных учителей начальных классов;
  • Ознакомиться с местом информатики в системе ФГОС НОО;
  • Ознакомится с современными публикациями и мнениями авторитетных специалистов о требованиях предъявляемых к ИКТ-компетенции учителей начальных классов;
  • Сформировать собственное представление и проанализировать текущий уровень средней ИКТ компетентности учителей начальной школы и личной ИКТ компетентности;

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах нового поколения указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования».

Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии (мультимедиа, интерактивные и др.)

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. А усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся; педагогических работников; родителей (законных представителей) обучающихся.

Почему же сегодня так остро стоит вопрос ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса и в частности учителя?

Введение нового образовательного стандарта начального общего образования предполагает создание единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) в каждой школе. Одной из составляющих данной среды является компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ. Использование этих технологий в современной ИОС является наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий, которые рассматриваются в ФГОС как один из основных результатов освоения ООП НОО. Учитель должен не только знакомить обучающихся с ИК-технологиями (ИКТ-компетенция), но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности. При этом необходимо помнить, что ИКТ-компетентность не должна сводиться к «компьютерной грамотности», это явление более высокого порядка.

Одна из первых наших задач, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ).

Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование.

Чтобы ответить на вопросы: чему учить, как учить, зачем учить, следует вспомнить, что в результате обучения выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к получению знаний и умений, не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.

Я считаю, что главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности и формировании ИКТ компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью подразумевается использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Что же обозначает понятие: ИКТ-компетентность?

Это приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.

Для того чтобы урок был интересен детям, чтобы активизировалась их мыслительная деятельность, появилась потребность к творческому созиданию, учителю необходимо уделять большое внимание отбору методов, приемов, средств обучения, их разнообразию и целесообразности их применения.

Современные ИКТ компетентности учителя начальных классов позволяют:

1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация;

2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

5. Мобилизовать внимание обучаемого;

6. Быть точным и объективным в оценке знаний;

7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

8. Выходить в мировое информационное сообщество;

9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

10. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

11. Обучающиеся младших классов получают первичные навыки работы с компьютерами, что является первым шагом к знакомству с информационным полем Интернета, медиаресурсов;

12. Применение ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность обучающихся, усиливает положительную мотивацию обучения. Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, обязывают нас пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности. Это способность педагога решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Говоря о требованиях к ИКТ-компетентности учителя, можно выделить несколько групп требований:

технологическая, или общепользовательская компетентность; педагогическая компетентность; профессиональная (предметная) компетентность.

Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету:

умеет пользоваться набором программного обеспечения; умеет работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.

Второй составляющей ИКТ-компетентности учителя можно считать педагогическую ИКТ-компетентность. Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования:

применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде.

Еще одна важная задача, стоящая перед учителем, – привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС), используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.

Третья составляющая – профессиональная ИКТ-компетентность учителя. Учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Отвечая всем этим требованиям, учитель сможет решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащихся.

Кроме того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, формирование нового типа мышления.

 Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения и представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики) в ходе учебного процесса, а также создание условий для активной работы обучающихся, получения ими знаний и навыков.

В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы, Интернет. Они воспитаны на аудио и видео продуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, магнитофоны).

Использование интерактивных и мультимедийных технологий при подготовке и проведении уроков дает возможность решать задачу формирования информационной компетентности, поставленную ФГОС нового поколения.

Стариченко Борис Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании Института математики, информатики и информационных технологий  Уральского государственного педагогического университета в своей научной статье  «Профессиональный  стандарт и ИКТ компетенции педагога» отметил:

«Во-первых, необходимо привести в соответствие ФГОС по педагогическим направлениям подготовки с положениями профессионального стандарта педагога в части объема изучения информационно-технологических дисциплин.  

Во-вторых, требует изменения содержание осуществляемой ИКТ-подготовки от освоения отдельных (зачастую устаревших) инструментов и технологий к формированию умений создавать собственную образовательную среду, подключать нужные инструменты и при необходимости самостоятельно их осваивать. В части овладения технологиями создания учебных материалов необходимо переориентироваться на современные виды образовательных ресурсов и форматы их представления.

В-третьих, изучение методов организации учебной деятельности с применением современных ИК-средств, образовательных ресурсов и технологий должно занять значительное место в курсах педагогики, частных методик преподавания учебных дисциплин в рамках педагогических практик. Это также требует смещения содержательных акцентов данных дисциплин в направлении образовательных ИК-технологий».

Заключение. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

 Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате.

Веду электронный журнал, электронные дневники. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (дискете, диске, карте памяти), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков», «Таблицы и схемы»,«Наше творчество» и пр.

Для улучшения качества образования и результативности обучения использую электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе. 

Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю детей своим предметом, делаю его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность - это основной «конек» учителей начальной школы. В своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия». Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала,закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д.

Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. 

На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Четвёртое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся и учителей начальных классов.
Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.

Литература :

  1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/12/18.html.
  2.  Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011. URL: http: //iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. ИКТ-
  3. О. В. Шмелева  ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 80-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 02.08.2018).

    4.  Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А.     Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год «Общая характеристика учебного предмета «Информатика» в начальной школе». 

 5. Б. С. Старченко  «Профессиональный  стандарт и ИКТ компетенции педагога» научная статья 2015 г.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС

Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...

Презентация к докладу "Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов."

Данная презентация прилагается к докладу на педсовете  "Современные требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов"...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения. План психологического сопровождения об...