Коллективное творческое дело
статья на тему

Кремень Анна Юрьевна

КТД - основа педагогической деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Ю.Кремень

МБОУ Воргинская СОШ

Муниципального образования-

Ершичский район

Смоленской области

учитель начальных классов  

       

 Коллективное творческое дело (КТД) как основа реализации программы развития классного коллектива в условиях ФГОС второго поколения.

Cовременное образование характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. Согласно ФГОС нового поколения, главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Особое место в формировании творческой личности отводится начальной школе. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится  членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности.

Задача учителя начальной школы вовлечь ребенка в деятельность, которая позволит раскрыть и максимально его задействовать его творческий потенциал. Реализовать поставленную задачу наиболее эффективно позволяет программа развития классного коллектива. В основу которой положено  КТД (коллективное творческое дело).

Что такое КТД?

Создатель методики КТД, иначе «педагогики сотрудничества», «педагогики социального творчества», «коллективное творческое воспитание» и др. – Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ (Ленинградский Государственный педагогический институт), лауреат премии имени Макаренко. 

Иванова по праву считают инициатором и создателем социально – педагогического движения. В 1956 году в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов, в 1959 – Коммуну юных фрунзенцев – школу районного актива старшеклассников, в 1963 – Коммуну имени Макаренко – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. Методика КТД легла в основу молодежного движения и получила широкое распространение среди учителей и воспитателей. Термин КТД был введен в 1956 году.

КТД. Идея методики довольно проста: дети сами ищут дело по душе, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при активном участии взрослого. КТД ценно тогда, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно. Взрослый может быть лидером, может быть советником, может руководить или даже не принимать участие, а только наблюдать за ходом развития событий.

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде. Дело это коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может твориться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.
КТД по Иванову – это практическая забота о всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.

КТД можно положить в основу реализации практически любой программы развития классного коллектива, но я предлагаю рассмотреть КТД в рамках программы «К творческому коллективу через творческую личность», над которой работаю третий год.

Коротко о программе.

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива.

Задачи: определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития к другой;

 - создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность;

 - развитие активности и инициативности, организаторских навыков учащихся;

- воспитание гражданина своего Отечества, края.

Ожидаемые конечные результаты:

Изменения уровня развития самосознания младших школьников, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе,  ориентирование на успех. Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ним целей и задач. Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, творческой.

Программа реализуется через систему  КТД коллективных творческих дел), среди которых можно выделить:

Познавательные:

  • Создание и защита  проектов, среди которых можно выделить особенно удачные: «Моя Ворга», «Моя семья», «Русская печка», «Украшение сцены к празднику», «Времена года» и др.
  • Литературно-художественные конкурсы («По дорогам сказки», «Мой любимый поэт», «Сказки Пушкина» и др.
  •  Что? Где?Когда?
  • Викторины и др.

Трудовые 

  • «Трудовой десант» (уборка территории школы, парка, «Книжкина больница»)
  • «Мастерская Деда Мороза» (украшение школы к новогоднему празднику, изготовление украшений для новогодней елки)
  • «Наши руки не для скуки» (работа в творческих кружках и объединениях, изготовление поделок )

Художественные

  • участие в конкурсах,
  •  праздниках,
  • участие в концертах.

Как организовать КТД?

1.     Предварительная работа.

Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.

2.     Коллективное планирование КТД.

Оно осуществляется на собрании классного коллектива, где решаются такие задачи:

  • Для кого провести это дело;
  • Как лучше его провести;
  • Кому участвовать;
  • Где и когда провести дело?

В конце сбора все предложения сводятся в единый план с указанием ответственных.

3.      Коллективная подготовка дела. Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника.

4.        Проведение КТД.

Главная задача взрослого - незаметно помочь преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках участников, а главное - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5.           Коллективное подведение итогов КТД, в форме беседы, по вопросам:

  • Что получилось?
  • Что не получилось? Почему?
  • Что надо сделать, чтобы было лучше?

Подводя итоги в конце третьего года работы над программой развития классного коллектива «К творческому коллективу через творческую личность» можно сказать, что ожидаемые результаты на практике подтверждаются. КТД является хорошей базой для формирования творческого коллектива и развития каждой отдельной личности. Ребята развивают лидерские качества, творческую активность, солидарность и чувство коллективизма. На выходе из начального звена мы имеем хороший, дружный, активный коллектив с жаждой творческой деятельности. В четвертом классе ребята уже могут продумать и воплотить в жизнь творческие проекты, самостоятельно разработать, реализовать и проанализировать коллективное творческое дело, а также имеют  устойчивую ориентацию на успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело «Открытка – поздравление к Новому году»

Скоро Новый год. Данный материал поможет провести интересный урок по технологии с 1 классом. К уроку разработана презентация. Которая позволяет применить игровую технологию на уроке, поминутно расчита...

Коллективное творческое дело "Изготовление стенгазеты к празднику Масленица"

Коллективное творческое дело, которое мы выполнили с учащимися на классном часу. Активно использовалась групповая работа, работа со словарями, проведена большая подготовительная работа, использование ...

Коллективное творческое дело День Земли

День Земли - международный праздник. В этот день во многих странах звучит КОЛОКОЛ МИРА. Колокол Мира символ мирной жизни на земле и обединению всех людей на земле в деле защиты окружающей среды. Учащи...

Коллективно творческое дело " Я в гости к Пушкину спешу"

Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина....

Коллективно творческое дело "Необыкновенное путешествие в Москву"

Ознакомление с историей Москвы: начиная со строительства города, развитие в разные эпохи, народные гулянья, Великая Отечественная война, Олимпиада - 80....

Коллективно творческое дело "Деревня Умельцево"

Приобщение детей к истокам народной культуры,воспитание любви к родному краю...

Коллективные творческие дела.

Главной структурной единицей ключевого дела является класс как первичный коллектив. Учитывая возраст участников, у нас создана система мероприятий на разных возрастных ступенях: начальная школа, средн...